25 апреля 2024 года
Версия для печати 2743 Материалы по теме
Как создать лучшую в мире стратегию умного города. Опыт Сент-Альберта

Для превращения муниципалитета в умный город необходима грамотно проработанная стратегия. По всему миру опубликовано 153 таких муниципальных документа, однако приступили к их внедрению всего восемь городов. Об этом говорится в докладе «Индекс стратегий умных городов» (Smart city strategy index), подготовленном международной консалтинговой группой «Роланд Бергер». Первые три места в рейтинге по качеству стратегии занимают Вена, Лондон и маленький канадский городок Сент-Альберт.

Стратегия по созданию умного города в Сент-Альберте называется мастер-планом. 153-страничный документ опубликован на сайте администрации муниципалитета. К нему прилагается краткий отчет (саммари), который излагает суть плана развития. Отчет фактически представляет собой руководство по разработке стратегии умного города. Мы перевели для наших читателей саммари к мастер-плану с небольшими сокращениями.

Зачем нужен умный город?

Мир эволюционирует, и муниципалитеты — в эпицентре этих изменений. Общество становится все более мобильным, цифровым и урбанизированным, а связи между элементами социальной системы — все сильнее. Для государства и муниципалитетов это значит, что потребность в прозрачности, эффективности и способности реагировать на изменения будет наивысшей в истории.

Многие эксперты утверждают, что города, подхваченные волной технологических нововведений, вошли в новую стадию трансформации. Технологии — это часть цифровой экономики и экономики знаний, топливо для возможностей и инноваций.

Современные технологии позволяют создавать связи между поставщиками услуг и пользователями гораздо быстрее, могут сделать эти связи эффективнее, более персонифицированными и всесторонними. Они дают возможность жителям, предприятиям и государственным (муниципальным) структурам действовать более результативно, оперативнее взаимодействовать друг с другом, что в итоге улучшает качество жизни на территории.

Умный город: определение и описание

Не существует универсального и единственно правильного способа создать город будущего, видимо, поэтому не существует и единственного определения умного города. Даже сам термин «умный город» иногда заменяют на «цифровой город», «интеллектуальный город», «кибергород» и другие. Не важно, какой термин используется — главное, чтобы инициатива отвечала запросам конкретного населенного пункта.

Определение, которое используется в мастер-плане Сент-Альберта: «Умный город — это муниципалитет, который решает свои основные задачи через инноватизацию и сотрудничество, а также использует новые технологии и управление данными для общего блага».

Умные города устремлены в будущее, прогрессивны и ресурсоэффективны. Они внедряют социальные и технологические новации, используют новые методы менеджмента, активно вовлекают жителей в жизнь и работу муниципалитета, применяя при этом различные каналы. «Ум» города — это не только новейшие технологии, но и их правильное использование.

Координация всех стратегий

Чтобы скоординировать все усилия по созданию умного города, Сент-Альберту потребовалась интегрированная стратегия. Она должна была исходить из текущего положения вещей, но стать своего рода биноклем, через который горожане могли бы увидеть желаемое будущее.

Роль такой стратегии, или дорожной карты, выполняет мастер-план. Реализуя мероприятия мастер-плана, Сент-Альберт планирует обеспечить свою эффективную трансформацию в XXI веке. В том числе город рассчитывает улучшить предоставление муниципальных услуг, повысить устойчивость городского хозяйства и энергоэффективность, простимулировать рост качества жизни горожан и экономического процветания.

При разработке мастер-плана его цели были привязаны к долгосрочным задачам развития самого города. При этом план развития города соответствует как утвержденным ранее стратегиям, так и Community Vision Сент-Альберта (дословно это можно перевести как «Видение сообщества»; это документ, который был разработан и принят Советом горожан Сент-Альберта при участии жителей города, он описывает то, как граждане видят свой город в будущем. — Прим. ред.).

Мастер-план создавался также и с учетом документа под названием «Основы устойчивости», описывающего гармоничное развитие Сент-Альберта на будущие 50 лет. «Основы устойчивости» также используют при принятии стратегических решений в интересах города. Кроме того, план учитывает ключевые преимущества муниципалитета и проекты по созданию элементов умного города, реализованные ранее.

Задачи и результаты

Мастер-план умного города описывает выгоды, которые получают жители Сент-Альберта, предприятия, муниципальные структуры и туристы, приезжающие в город. Планируемые действия должны принести следующие положительные результаты:

- резиденты и жители получат более безопасный, устойчивый и пригодный для жизни город;

- местный бизнес — новые возможности, эффективные инструменты для изучения рынков, сможет лучше тестировать новые идеи и, следовательно, увеличит прибыль;

- муниципалитет в целом увеличит свои шансы реализовать Community Vision, повысит операционную эффективность, ускорит внедрение инноваций в муниципальные услуги, сможет принимать более обоснованные (на основании лучшей информации) решения.

Это общие результаты. Мастер-план также включает детализированные цели по всем направлениям развития умного города.

Приоритизация стратегий

Все стратегии развития тех или иных сфер (в документе группы действий по отдельным направлениям называются стратегиями, хотя это же определение используется в отношении самого плана. — Прим. ред.) обязательно должны быть согласованы с предусмотренными мастер-планом результатами и другими стратегическими задачами. Тем не менее некоторые действия важнее для муниципалитета, чем другие, поэтому они должны быть совершены раньше и имеют более высокий приоритет.

Чтобы оценить важность тех или иных действий, была разработана методология приоритизации. Это идеологическая основа для последующего создания плана действий по развитию умного города. Методология включает систему критериев и их весов. Ценность критериев напрямую определена тем, как они соотносятся с результатами, предусмотренными мастер-планом.

Вот примеры некоторых критериев: влияние на корпоративную эффективность, финансовая выгода, влияние на экономическое развитие, улучшение качества муниципальных сервисов, поддержка проекта ЛПР (лицами, принимающими решения), легкость внедрения и многие другие. Весь список критериев изложен в полной версии мастер-плана.

План действий по развитию умного города

План действий по развитию умного города описывает шаги, которые должны быть совершены для реализации мастер-плана. Оба документа были одобрены практически одновременно.

Как выглядит план действий, вы можете увидеть в таблице. Индикатор «Связь с политикой» показывает, требуется ли для реализации стратегии внесение изменений в муниципальные правовые акты.

Ожидаемые сроки — это время, необходимое для реализации, с учетом доступного бюджета, мощности вовлеченных организационных ресурсов и других важных для долгосрочного планирования факторов. В некоторых случаях вместо конкретного срока указано, что проект краткосрочный (должен быть реализован в течение 1–2 лет), среднесрочный (на него потребуется 3–4 года) или долгосрочный (нужно более пяти лет).

В колонке «Финансирование» указаны наиболее вероятные источники средств для реализации проекта. У этой колонки есть несколько вариантов. Первый — существующие ресурсы, то есть финансовые средства и персонал, которые уже есть у муниципалитета. Второй вариант — так называемые бизнес-кейсы, когда муниципалитету предстоит привлечь дополнительные финансовые или человеческие ресурсы. Более сложная ситуация — проект, когда внешние ресурсы должны представлять долгосрочный непрекращающийся поток. Последний, четвертый вариант финансирования называется «рабочее время и внешний источник» — в этом случае муниципалитет выделяет несколько специалистов (они тратят свое рабочее время), но финансирование поступает от стороннего инвестора.

Оценка затрат — это примерное значение. В таблице показатель закодирован с помощью значка $. Мероприятия разбиты по стоимости на четыре группы: менее 50 тысяч долларов США (обозначается как $), 50–100 тысяч ($$), от 100 тысяч до миллиона ($$$) и более одного миллиона долларов ($$$$).

Описание конкретных стратегий

Мастер-план описывает 22 стратегии по различным направлениям внедрения элементов умного города. Каждая стратегия имеет свой приоритет. Восемь идентифицированы как наиболее важные, они напрямую улучшают работу тех или иных систем в муниципалитете.

Группа стратегий A. Люди. Их цель — улучшить коммуникации между жителями Сент-Альберта и помочь горожанам внедрить инновации в их профессиональную деятельность.

В эту группу входят три стратегии с высоким приоритетом. Две из них связаны с доступом граждан к высокоскоростному интернету. Они предусматривают развитие сети интернет-коммуникаций в Сент-Альберте, расширение муниципальной оптоволоконной широкополосной сети, установку точек раздачи интернета в общественных местах. Последнее городские власти планируют обеспечить совместно с бизнесом.

Еще одна стратегия предусматривает создание с помощью современных технологий онлайн-системы, которая позволила бы сотрудникам муниципальных структур и представителям разных отраслей экономики обмениваться идеями и договариваться о сотрудничестве. Средний приоритет в этой группе имеет направление, связанное с повышением цифровой грамотности населения и развитием инновационной активности среди горожан.

Группа стратегий B. Экономика. Здесь задачей является повысить эффективность существующего бизнеса и привлечь инновационные предприятия в Сент-Альберт. В рамках этого направления планируется обеспечить местному бизнесу доступ к высококачественному интернету, поддерживать коммуникации и кооперацию между городскими предприятиями с использованием новых технологий, помогать компаниям внедрять новые методы аналитики (в том числе на основе больших данных).

Кроме того, в эту группу входит стратегия по развитию репутации Сент-Альберта как инновационного города. Цель — привлечь инновационные бизнесы.

Группа стратегий C. Мобильность. Другими словами, это развитие городской транспортной системы. Сент-Альберт планирует внедрить в управление этой системой технологии искусственного интеллекта. Они позволят увидеть слабые места, а следовательно, укажут на необходимость новых дорог или маршрутов общественного транспорта.

Предполагается, что искусственный интеллект будет получать данные не только о движении в городе, но и о транспортных потоках в окружающих территориях, что улучшит принятие решений муниципальными службами.

Кроме того, данное направление предусматривает создание системы обмена информацией между жителями и муниципальными службами о пробках и парковках, а также внедрение технологий, направленных на повышение эффективности перевозок транзитных грузов.

Группа стратегий D. Окружающая среда. Сент-Альберт планирует модернизировать систему мониторинга окружающей среды, что позволит повысить устойчивость экологической системы.

Это направление также предусматривает переход всех муниципальных учреждений Сент-Альберта на возобновляемые источники энергии (за исключением тех, где это сделать невозможно). Основной упор будет сделан на солнечную микрогенерацию (здания получают энергию от солнечных панелей, установленных непосредственно на них или рядом с ними). Муниципалитет также намеревается поддерживать внедрение возобновляемых источников энергии среди местных предприятий.

Группа стратегий E. Качество жизни. Это направление предусматривает внедрение интеллектуальных систем для улучшения качества муниципальных услуг, повышения качества жизни и безопасности горожан. Город планирует встроить технологии искусственного интеллекта в систему безопасности и предотвращения чрезвычайных происшествий.

Речь также идет о том, чтобы сделать общественные места города привлекательнее с помощью диджитал-инструментов (например, установив экраны с развлекательным контентом).

Группа стратегий F. Деятельность муниципалитета. Это долгосрочный процесс повышения эффективности работы муниципальных органов, управления активами и обеспечения прозрачности государственной деятельности. Сюда входит пять направлений.

Высоким приоритетом обладает стратегия, связанная с мониторингом и контролем городской инфраструктуры и другими муниципальными активами. Предполагается увязать все активы, в том числе транспортные средства, в единой информационной системе. Данные можно будет получать онлайн в реальном времени. Задача — улучшить поступление информации об управлении городской собственностью и за счет этого повысить качество управления.

Средним приоритетом обладают стратегии по внедрению бизнес-аналитики в управление муниципалитетом и повышению открытости данных. Низкий приоритет получили стратегии «Центр операций умного города и узел данных» и «Инновационная закупочная политика».

Формат доклада не позволяет полностью описать все мероприятия, которые содержит мастер-план Сент-Альберта. Получить информацию по всем проектам умного города можно на специальном разделе сайта канадского муниципалитета по ссылке stalbert.ca/dev/smart/.

095-1.png

Сент-Альберт (St. Albert) — это небольшой город в провинции Альберта в Канаде. Он расположен на северо-востоке от Эдмонтона (столица штата) и стоит на реке Старджн Ривер (Sturgeon River, дословно — Осетровая река). Население — 65,5 тысячи человек.

Экономика города — многоотраслевая, она активно развивается. Муниципалитет отличает низкий уровень безработицы (4,3%) и высокий уровень образования населения. Около трети граждан старше 25 лет закончили университет. Еще около 40% имеют диплом колледжа или учреждения начального профессионального образования.

Сент-Альберт — это активно развивающийся, инновационный и растущий город, который мы все можем назвать своим домом. Горожане гордятся своей уникальной идентичностью и поддерживают ее. Мы разделяем ценности нашего небольшого города.

Перевел К. В. СУГРОБОВ

 

 




 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно