Версия для печати 22019 Материалы по теме
Совещание начфинов в Уфе
28–31 мая в Уфе (Республика Башкортостан) состоялся семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов РФ на тему «Межбюджетные отношения в Российской Федерации в 2009–2011 гг.». В мероприятии приняли участие руководители финансовых органов субъектов РФ, представители Государственной Думы и Совета Федерации, а также сотрудники Министерства финансов РФ и Министерства регионального развития РФ. 
Зинаида ЕВСЕЕНКОВА 

С приветствием и пожеланием плодотворной работы к участникам обратился Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов. Он отметил политическую стабильность в республике, рост производства, объемов сельхозпродукции. Хорошие темпы развития показывают обрабатывающие отрасли. В Башкортостане сохраняется тенденция к увеличению объемов работ в строительстве, в том числе жилищном. Налоговая политика республики способствует собираемости налогов, бюджет исполняется успешно. Формируются автономные учреждения.

Заместитель министра финансов РФ А. Г. Силуанов поблагодарил руководство республики за теплый прием. Он отметил, что на заседании предстоит обсудить концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований на период 2009–2011 гг., проблемы совершенствования налоговой политики Российской Федерации, актуальные вопросы развития казначейской системы, предложения по порядку распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, основные подходы к формированию бюджета на 2009–2011 гг. в условиях нового Бюджетного кодекса РФ, направления совершенствования межбюджетных отношений и многое другое.

Выступление заместителя премьер-министра Правительства – министра финансов Республики Башкортостан А. Р. Гаскарова было посвящено актуальности тематики проводимого в Уфе семинара-совещания и реформе межбюджетных отношений в Башкортостане.

Активно прошло обсуждение концепции, о которой рассказал директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России А. В. Юрин*. Докладчик отметил, что проводимая финансовая политика дает субъектам РФ возможность выполнять свои функции. Бюджетные обязательства субъектов РФ и муниципальных образований исполняются практически в полном объеме. Бюджеты субъектов РФ в основном сбалансированы, с дефицитом в 2007 г. исполнены бюджеты в 36 субъектах РФ, причем значения дефицитов соответствуют требованиям Бюджетного кодекса.



* Выступление А. В. Юрина будет опубликовано в ближайших номерах журнала «Финансы».

Принят ряд мер, призванных мотивировать субъекты РФ к повышению качества управления региональными финансами. В Бюджетном кодексе закреплены различные условия осуществления бюджетного процесса субъектами РФ в зависимости от степени их дотационности. В целях стимулирования органов государственной власти субъектов РФ к наращиванию доходной базы уточнена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, чтобы сохранить на прежнем уровне объем финансовой поддержки тех регионов, уровень бюджетной обеспеченности которых повысился в результате роста налоговых поступлений.

Перспективным доходным источником для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является налог на недвижимость. В целях упрочения финансовых основ местного самоуправления предполагается передача налоговых доходов от единого сельхозналога бюджетам поселений, а от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – бюджетам муниципальных районов. Рекомендуется создавать фонды финансовых ресурсов прежде всего регионам, доходы которых сильно зависят от одного доходного источника, поступления по которому могут меняться в соответствии с экономической конъюнктурой.

А. В. Юрин сообщил, что разграничение полномочий в целом завершено, однако ряд полномочий одного уровня власти по-прежнему осуществляется другим. Основными задачами в сфере совершенствования управления региональными и местными финансами являются приведение расход­ных обязательств Российской Федерации и субъектов РФ в соответствие с полномочиями, формирование новых стимулов к увеличению доходной базы субъектов РФ и муниципальных образований, совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

Докладчик подробно остановился на проблеме субсидий. Актуальной является задача консолидации отдельных узконаправленных каналов видов субсидий, стимулирующих модернизацию различных отраслей социальной сферы. Отраслевые субсидии могут использоваться по нескольким направлениям в рамках одного межбюджетного трансферта. При этом уровень власти, из бюджета которого выделяется субсидия, вправе устанавливать формулу ее распределения и условия расходования средств. Уровень власти, получающий субсидию, может самостоятельно выбрать пропорции использования выделенных средств по каждому направлению, включенному в субсидию. Такой подход позволяет расширить самостоятельность органов государственной власти субъектов РФ в использовании полученных средств. Финансирование будет предоставляться на основании заключенных договоров.

Директор Департамента межбюджетных отношений Минрегионразвития России Т. Ю. Попова предложила обсудить тему налогово-бюджетного стимулирования, то есть стимулирования субъектов РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых повысился в результате роста налоговых доходов. По мнению Т. Ю. Поповой, выделять средства на эти цели из фонда выравнивания бюджетной обеспеченности не следует: такой подход приводит к снижению объемов финансовой поддержки, оказываемой высокодотационным субъектам.

При решении проблемы межбюджетных отношений немаловажным вопросом является совершенствование налоговой политики, поскольку эти инструменты не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Налог на недвижимость следует ввести до 2010 г. Докладчик отметила, что субсидии являются важной частью проводимой финансовой политики, и высказалась в поддержку позиции Минфина по их укрупнению и повышению привлекательности.

По инициативе Минрегионразвития России принято постановление Правительства РФ от 26 мая 2008 г. № 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ», которое устанавливает порядок определения целей предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета и принципы распределения этих средств между субъектами РФ.

О порядке и сроках проведения сверки исходных данных для расчетов распределения межбюджетных трансфертов на 2009–2011 гг. исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления закрытых адми­ни­стративно-террито­риаль­ных образований с Министерством финансов РФ рассказала заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Л. А. Ерошкина.

Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин посвятил свое выступление актуальным вопросам развития казначейской системы РФ, а также отметил субъекты РФ, которые представили качественную бюджетную отчетность за 2007 г.

Директор Департамента бюджетной политики Минфина России А. М. Лавров рассказал о макроэкономических показателях, заложенных в трехлетний бюджет на 2008–2010 гг., и заявил, что формирование этого документа позволило определить преимущества и недостатки трехлетнего планирования; они будут учтены при внесении поправок в Бюджетный кодекс.

Депутат Госдумы РФ Н. С. Максимова в порядке разъяснения говорила о разграничении полномочий. Она также отметила, что в этом году исполняется пять лет Сообществу финансистов России, которое много сделало для укрепления финансовой системы муниципальных образований.

Участники семинара-совещания рекомендовали одобрить в целом концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований на период 2009–2011 гг., предусматривающую, в числе прочего, выработку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства по следующим направлениям:
  • формирование стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, в частности дальнейшая проработка обоснованности и возможности введения налога на недвижимость и определение уровня бюджетной системы, за которым он будет закреплен;
  • совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, и прежде всего консолидация субсидии по отраслевому принципу;
  • наделение органов государственной власти субъектов РФ правом утверждения на плановый период нераспределенного между муниципальными районами (городскими округами) объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в случае утверждения трехлетнего бюджета;
  • согласиться с предложениями по совершенствованию распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов РФ по новой системе (50% + 40% + 10%, где 50% – зачисление напрямую предприятиями-производителями, 40% – зачисление с учетом сложившейся базы и 10% – зачисление исходя из количества граждан старше 18 лет) и принять во внимание инициативу Совета Федерации;
  • продолжить совершенствование законодательства РФ в части упорядочения предос­тавления льгот работникам сферы образования, прожи­вающим в сельской местности;
  • рекомендовать Минфину России и Минэкономразвития России усилить координацию ФНС России и Росимущества в процессе формирования базы для исчисления регио­нальных и местных налогов.

Ришат СЕРАЗИДЕНОВ, генеральный директор компании CIFT: «Семинары-совещания руководителей финансовых органов РФ под эгидой Министерства финансов РФ проходят регулярно, и всякий раз в центре внимания оказываются наиболее актуальные и насущные вопросы, связанные с бюджетным процессом. Удачный формат мероприятия, участие представителей Минфина России и других федеральных министерств, а также руководителей финансовых органов субъектов РФ позволяет увидеть стратегические ориентиры развития и реальные процессы, которые происходят в регионах в сфере управления общественными финансами. Для нашей компании участие в таких мероприятиях очень ценно, ведь на основе полученной информации мы можем корректировать имеющиеся разработки, ставить новые задачи по развитию функционала программного комплекса САПФИР.

В ходе семинара мы убедились, что верно выбрали направления развития: они определены новыми правилами формирования бюджетов, которые станут обязательными с 2010 г. В единое целое надо увязать расходные обязательства, цели, задачи, результаты, бюджетные ассигнования, государственные задания. Существенное усиление роли ГРБС в бюджетном процессе требует разработки программных решений и для этих участников.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность организаторам – Минфину России и Минфину Республики Башкортостан, на территории которой прошло мероприятие, за четкую и слаженную работу».

Источник: © Бюджет, 2008, № 6
Поделиться