Версия для печати 876 Материалы по теме
Валерий Александрович ЧЕРНООКИЙ профессор кафедры экономики Российской экономической школы
Даст ли стабильность толчок к развитию

Федеральный бюджет на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов предполагает существенное увеличение расходов на социальную сферу и национальные проекты, но при этом сохраняет элементы стабильности, заложенные в предыдущие годы. Тем временем для успешной реализации стратегии развития и устойчивого экономического роста потребуется серьезное повышение эффективности государственных расходов в комплексе с другими, нефискальными мерами экономической политики, направленными на упрощение регулирования, снижение силового давления на бизнес, рост конкуренции, привлечение прямых иностранных инвестиций и создание привлекательной деловой среды.

Обеспечение макроэкономической стабильности

В 2016–2019 годах экономическая политика в России носила в целом консервативный характер и была направлена на макроэкономическую и финансовую стабилизацию, снижение нефтяной зависимости, повышение устойчивости к внешнему санкционному давлению и создание предсказуемой экономической среды. Переход к режиму инфляционного таргетирования и использование политики гибкого валютного курса позволили Банку России существенно снизить инфляцию, а меры, направленные на поддержание финансовой стабильности, — повысить устойчивость банковской системы и сократить риски образования пузырей на финансовых рынках. Участие России в сделке OPEC+ способствовало стабилизации мировых цен на нефть, а введение механизма демпфирующей надбавки в обратном акцизе на топливо позволило стабилизировать цены на бензин.

Бюджетная политика последних лет также следовала в русле общей макроэкономической стабилизации. Ключевыми ее элементами стали успешная бюджетная консолидация и введение новой конструкции бюджетного правила. Рост собираемости налогов при сокращении неэффективных расходов позволил обеспечить в 2018 году профицит федерального бюджета в размере 2,7% ВВП, который хотя и в меньшем размере (1,7%) сохранился и по итогам 2019 года. При этом бюджет стал менее зависимым от нефтегазовых доходов — их доля от всех доходов федерального бюджета в 2019 году опустилась до 40%, а цена на нефть, балансирующая первичный дефицит бюджета, снизилась с 60 долларов США за баррель в 2016 году до 40–45 долларов США за баррель в 2018–2019 годах, что ниже, чем у большинства крупных нефтяных стран. Введенная в 2018 году новая конструкция бюджетного правила, согласно которому все нефтегазовые доходы сверх базовой цены на нефть (40 долларов США за баррель в 2018 году с индексацией на 2% каждый год) направляются в Фонд национального благосостояния. Это позволило снизить зависимость бюджета и обменного курса рубля от колебаний цен на нефть, а также создать подушку безопасности в размере более 7,5% ВВП на случай их резкого падения.

Поделиться