Версия для печати 378 Материалы по теме
Елена Викторовна ЗЕНЦОВА, заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга ООО «БФТ»
О ходе создания системы контроля, учета и оценки эффективности налоговых расходов

Предыстория вопроса

Меры государственной поддержки физических и юридических лиц в соответствии с приоритетами социально-экономической политики могут быть реализованы с использованием разных механизмов. Существует два основных метода экономического стимулирования субъектов хозяйствования к поведению определенного типа:

  • субсидирование — целевое финансирование определенных программ и мероприятий за счет средств бюджета;
  • установление налоговых льгот и иных преференций — сознательное сокращение доходной части бюджета с целью поощрения социально полезной деятельности.

По мнению экспертов, оба эти метода демонстрируют одинаковую эффективность. Однако при применении второго метода до недавнего времени было затруднительно получить объективные данные о результативности и эффективности использования бюджетных ресурсов, отвлекаемых в виде налоговых льгот и преференций (так называемых налоговых расходов). И в первую очередь это было обусловлено тем, что налоговые расходы не являлись объектом бюджетного контроля. При этом отсутствие отдельного учета налоговых расходов приводит к недооценке объема ресурсов, направляемых на достижение тех или иных целей социально-экономической политики. В свою очередь, это затрудняет принятие решений о выборе наиболее оптимального способа их достижения и направлений корректировки проводимой бюджетной и налоговой политики.

Поделиться