Версия для печати 594 Материалы по теме
Татьяна Юрьевна ГРИГОРОВА, председатель Департамента финансов Администрации города Липецка
Применение новых методов работы — залог эффективного контроля

Механизмы контроля

Одним из современных механизмов контрольной деятельности, которые применяет контрольно-ревизионное управление, является риск-ориентированный подход как к планированию контрольных мероприятий, так и к их непосредственному проведению. Основными критериями для определения учреждений, подлежащих включению в план проверок, являются:

  • длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия;
  • существенность и значимость нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок;
  • полнота учета рекомендаций по результатам проведенных проверок;
  • совершение объектом контроля крупных сделок;
  • объемы финансового обеспечения, в том числе и на капитальное строительство.

В процессе осуществления контрольной деятельности сотрудники контрольно-ревизионного управления применяют различные методы, позволяющие повысить прозрачность всего цикла финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля. К примеру, проверки формирования муниципальных заданий главными администраторами бюджетных средств предполагают последующий выход контролеров в подведомственные учреждения для анализа их исполнения. Применение нестандартных форм и методов работы позволило нам победить в III Всероссийском конкурсе «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Прозрачный и понятный контроль».

В настоящее время мы ведем работу по внедрению методики определения размера отчислений в бюджет города от приносящей доход деятельности учреждений, бухгалтерский и бюджетный учет которых ведут централизованные бухгалтерии. Полученные средства планируется направить на расширение материально-технической базы бухгалтерий и оплату труда их работников.

Вместо представления (предписания) — уведомление

Направление объектам контроля, допустившим бюджетное нарушение, представлений и предписаний — эффективный способ реализации итогов проверок. Но в настоящее время муниципальные контролеры могут использовать этот механизм не во всех случаях, когда выявляют нарушения действующего законодательства.

Исходя из пункта 1 статьи 306.1 БК РФ, определяющей бюджетное нарушение, следует, что объектами внутреннего муниципального контроля являются: местная администрация, финансовый орган, главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, муниципальные заказчики. Вместе с тем мы проводим проверки в муниципальных бюджетных и автономных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях. То есть в действующем правовом поле перечень объектов финансового контроля шире перечня объектов контроля, которым могут быть направлены представления и предписания. Это влечет за собой ограничение возможности надлежащего реагирования органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на выявленные по результатам контрольных мероприятий нарушения.

В связи с этим Департамент финансов внедрил свой способ реагирования на нарушения, выявляемые в ходе проверок бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий. Объекты контроля, которым мы не имеем права выставлять представления и предписания, получают от нас уведомления о допущенных нарушениях. Документ был разработан на основе утвержденной департаментом типовой формы представления, в которой учреждениям предлагается устранить в установленные сроки выявленные нарушения и недостатки. Направление уведомления является стимулом для соблюдения требований законодательства РФ, регулирующих деятельность таких учреждений, так как документ предупреждает объект контроля о том, что в случае неисполнения предложений по устранению нарушений контрольный орган имеет возможность передать информацию о нарушении в правоохранительные органы для принятия мер.

Справка

Историю Департамента финансов как финансового органа города Липецка следует вести с 25 октября 1922 года, когда состоялось пленарное заседание Липецкого городского Совета депутатов, где было решено создать три секции: финансовую, коммунального хозяйства и народного образования. В последующие годы система финансовых органов города претерпевала изменения: создавались новые отделы, структурные подразделения.

Департамент финансов Липецка в его нынешнем виде организован 1 января 2005 года. С 2016 года им руководит Т. Ю. Григорова. Департамент финансов является активным участником секции «Финансисты муниципальных образований» Союза финансистов России, а также рабочей группы по выработке подходов к реализации результатов контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений и сфере закупок Совета по вопросам внутреннего государственного финансового контроля.

Взаимодействие с прокуратурой

В начале 2019 года Департамент финансов подписал соглашение о сотрудничестве с прокуратурой города Липецка. Установленный этим документом порядок взаимодействия способствует оперативному выявлению и устранению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок. К примеру, сотрудники контрольно-ревизионного управления передают в прокуратуру для дальнейшего реагирования информацию о нарушениях законодательства о контрактной системе. Также практикуются совместные проверки.

Объединение полномочий

На сегодняшний день Департамент финансов наделен полномочиями по осуществлению финансового контроля только в рамках части 8 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ. При проведении контрольных мероприятий должностные лица контрольно-ревизионного управления Департамента финансов выявляют факты нарушений, предусмотренных частью 3 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ (технологический контроль), дублируя полномочия Департамента экономического развития Администрации города Липецка.

Справка

Контрольно-ревизионное управление проводит проверки в сфере бюджетных правоотношений и закупочной деятельности. Также подразделение ведет работу, направленную на снижение неэффективного расходования бюджетных средств участниками бюджетного процесса. При проведении мероприятий по контролю сотрудники управления особое внимание уделяют формированию и последующему исполнению муниципальных заданий, муниципальных программ, а также наиболее актуальной на сегодняшний день теме — национальным проектам.

Департамент финансов Липецка провел анализ, какими полномочиями по контролю в сфере закупок наделены органы финансового контроля других регионов. В настоящее время практика по осуществлению финансового и технологического контроля единым органом исполнительной власти применяется в Орловской, Тульской и Волгоградской областях, Москве, а также в Воронеже и Волгограде. В связи с этим наш финансовый орган предложил осуществить передачу полномочий по технологическому контролю в сфере закупок от Департамента экономического развития Департаменту финансов. Данные изменения позволят осуществлять контроль за полным циклом закупки, что приведет к повышению качества контрольных мероприятий и снижению административной нагрузки на объекты контроля. Также это поможет сэкономить трудовые, финансовые и временные ресурсы при увеличении количества контрольных мероприятий.

С праздником 8 Марта!

Дорогие женщины, коллеги!

От всей души поздравляю вас с самым весенним праздником — 8 Марта! Примите мои искренние пожелания счастья и удачи. Блестящих вам идей и верных решений, успехов в вашей деятельности, больше положительных эмоций и прекрасного самочувствия!

Пусть в вашем доме царят мир, тепло и уют! Это необходимо для выполнения нашей совместной работы по укреплению финансовой системы Российской Федерации!


Поделиться