25 апреля 2024 года
№ 2 февраль 2024 — 12 февраля 2024

Ростовская область: широкий спектр инструментов «Инфраструктурного меню» для развития региона

Ростовская область

Версия для печати 242 Материалы по теме
Ростовская область: широкий спектр инструментов «Инфраструктурного меню» для развития региона

Появление «Инфраструктурного меню» по инициативе федерального правительства открыло для регионов РФ новые возможности для воплощения масштабных проектов в самых разных направлениях. Для Ростовской области это в первую очередь развитие дорожной инфраструктуры, модернизация жилищно-коммунального хозяйства и обновление общественного транспорта. Инвестиции способствуют созданию новых рабочих мест, стимулируют рост экономики региона, увеличивают налоговую базу областного и местных бюджетов.

Лилия Вадимовна Федотова, заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов

Проекты и инструменты

Одним из наиболее востребованных у регионов инструментов «Инфраструктурного меню» являются инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Ростовская область не стала исключением. С привлечением ИБК на Дону реализуется три масштабных проекта, работы над которыми мы завершим уже в течение двух ближайших лет. Объем полученных нами в 2022–2023 годах средств составил более 22 миллиардов рублей.

Первый проект, который мы реализовываем, — строительство в Ростове-на-Дону канализационного коллектора № 62, необходимого для перспективной и важной для нашего региона территории комплексного развития «Новый Ростов» на землях бывшего аэропорта. К 2036 году мы обеспечим необходимой инфраструктурой 1,5 миллиона квадратных метров современного жилья. Ожидается, что в «Новом Ростове» будет проживать около 56 тысяч человек.

Второй и третий проекты — это строительство автомобильных дорог «Западная хорда» и «Северный радиус» в составе Ростовского транспортного кольца. Общий объем инвестиций составляет почти 30,5 миллиарда рублей. В настоящее время у нас в разработке проект строительства второго этапа автомобильной дороги «Западная хорда» в рамках концессионного соглашения. Кстати, в дорожном строительстве мы используем не только ИБК, но и инструмент «Инфраструктурного меню», который представляет ДОМ.РФ.

В обозначенных 30,5 миллиарда рублей свыше 23 миллиардов рублей — средства облигаций специализированных обществ проектного финансирования ДОМ.РФ. Это удачный пример, когда сразу несколько инструментов «Инфраструктурного меню» используются в рамках одного масштабного проекта, требующего значительных объемов финансирования. Ввод в эксплуатацию этих автодорог позволит нам окончательно сформировать Ростовское транспортное кольцо вокруг городской агломерации, которое существенно увеличит логистические возможности региона и снизит транзит автомобилей на внутригородских дорогах.

Одновременно с ИБК и облигационным финансированием в 2023 году регион привлек дополнительные средства специальных казначейских кредитов и кредитов на опережающее финансирование национальных проектов в объеме 6,3 миллиарда рублей. Мы распределили эти ресурсы между строительством коллектора в Ростове-на-Дону, на улице Локомотивной, и закупкой 158 пассажирских автобусов. Новый коллектор позволит модернизировать систему водоотведения перспективной застройки центрального и северного районов города, а современные автобусы улучшат транспортное сообщение в регионе.

Еще одним направлением инфраструктурного развития для нас стало использование средств Фонда национального благосостояния через Фонд развития территорий на возвратной основе. Наши предприятия жилищно-коммунальной сферы получили кредиты на сумму более 6 миллиардов рублей. В 2023 году они ввели в эксплуатацию 52 объекта инфраструктуры ЖКХ. В текущем году мы рассчитываем завершить работы еще на 30 объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Значимым для Ростовской области механизмом также стало финансирование проектов обновления городского транспорта в крупнейших городах области ВЭБ.РФ. Благодаря корпорации развития мы создаем скоростные трамвайные сети в Ростове-на-Дону и Таганроге. Общий объем инвестиций — свыше 74 миллиардов рублей. Оба проекта реализуются в рамках концессионных соглашений, однако на долю ВЭБ.РФ приходится более половины этой суммы. Крупнейшие донские города получат полностью обновленные трамвайные парки и современную инфраструктуру, рассчитанные на долгие годы. Изменится и внешний облик Ростова и Таганрога, что позитивно отразится на их туристической привлекательности. Таким образом, Ростовская область использует все инструменты «Инфраструктурного меню» (рисунок 1).

Удорожание проектов и экономия средств

Все эти направления поддержки из-за невысокой процентной ставки являются привлекательными инструментами для инфраструктурного развития региона. Возврат кредитов мы обеспечиваем за счет дополнительного поступления налоговых и неналоговых доходов, и с учетом срока их предоставления долговая нагрузка распределяется равномерно. В привлечении дополнительных источников для их возврата у нас необходимости нет, а дальнейшая эксплуатация будет обеспечена поступлением собственных доходов. Принятый областной бюджет на период 2024–2026 годов сформирован без привлечения рыночных заимствований. В структуре долгового портфеля за 2023 год доля бюджетных кредитов на развитие региона составляет порядка 64% от всех обязательств (рисунок 2).

Использование инструментов «Инфраструктурного меню» позволило нам существенно нарастить объем бюджета развития нашего региона, и на сегодня мы накопили уже немалый опыт (рисунок 3). Однако в процессе реализации любой программы возникают и определенные вызовы. Наша главная задача — системно и последовательно идти вперед, отрабатывать и донастраивать механизмы. В нынешних условиях в силу объективных причин возможно удорожание стоимости проектов. В этом случае на региональные и местные бюджеты может лечь дополнительная финансовая нагрузка. Одним из способов компенсации дополнительных расходов могло бы послужить снижение процентной ставки по кредитам, которое позволит сделать бюджетную систему каждого региона еще более устойчивой. В то же время по результатам конкурсных процедур и выполнения работ по проектам у нас вполне может сложиться и экономия средств. А так как бюджетные кредиты имеют целевой характер, ее использование на другие цели невозможно. По аналогии с использованием экономии по федеральным трансфертам было бы правильным установить возможность направления этих средств на иные проекты.

Кроме того, после введения единого налогового счета у нас возникли трудности в определении регионального эффекта при оценке суммы дополнительных налоговых и неналоговых поступлений. Необходимо совершенствовать механизм взаимодействия налоговых и финансовых органов при передаче информации о платежах.

Безусловно, для Ростовской области «Инфраструктурное меню» является важной ступенью на пути качественного улучшения условий жизни в области. Мы крайне рассчитываем на дальнейшее развитие программы и расширение спектра поддержки регионов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно