Версия для печати 3187 Материалы по теме
сердюков
В будущем году Ленинградская область планирует выйти на 60-миллиардный рубеж доходов консолидированного бюджета региона. А в 2011 г., как показывают расчеты, этот важнейший показатель достигнет 72,7 млрд руб. Для сравнения: планируемая на 2011 г. сумма доходов почти вдвое больше, чем в 2006 г., когда в доходную часть консолидированного бюджета поступило 37 млрд руб.
По сравнению с ожидаемым результатом нынешнего года, по расчетам, за 2009–2011 гг. доходную базу непосредственно областного бюджета удастся увеличить на 9,4 млрд руб. При этом собственные доходы за тот же период будут повышаться опережающими темпами относительно роста доходов в целом. По прогнозам, такое увеличение составит 13,4 млрд руб., что позволит «обогнать» аналогичный показатель, который запланирован на нынешний год, на 38%.
Интенсивный приток собственных доходов – важный фактор укрепления финансового фундамента региона, на котором строится благополучие субъекта, его жителей. О том, как финансовые ресурсы работают на повышение качества жизни населения, рассказывает губернатор Ленинградской области Валерий СЕРДЮКОВ.

– Валерий Павлович, каковы основные социальные ориентиры бюджетной политики в регионе?
– Финансирование социально-культурной сферы остается столпом региональной бюджетной политики. Уже в будущем году удельный вес расходов областного бюджета на выполнение социальных бюджетных обязательств, по сравнению с предыдущим годом, вновь повысится и достигнет
46,6%.
В предстоящей бюджетной трехлетке будет расти зарплата работников бюджетной сферы. В ближайшие три года размер тарифных ставок пред­полагается увеличить на 23,6% относительно планового уровня 2008 г., ежемесячные доплаты бюджетникам – на 77,5%. Кроме того, с 2010 г. размер надтарифного фонда, позволяющего активно стимулировать эффективный труд работников, увеличится с 10 до 20% от общего фонда зарплаты.
Именно нынешний бюджетный цикл, по расчетам, подведет черту под решением приоритетной для нас задачи: довести зарплату бюджетников до 80% от среднего уровня оплаты труда в промышленности.
Стабильный рост доходов региона, связанный с развитием сектора реальной экономики, позволяет сбалансировать общую структуру бюджетных затрат, избежать участи субъекта с бюджетом «проедания». Например, если в 2005 г. удельный вес расходов на зарплату работников бюджетной сферы составлял 23% от общего объема консолидированных расходов, то в прошлом году он оказался на уровне 27%. В целом с 2005 по 2008 г. мы сумели вдвое увеличить фонд оплаты труда, только осенью прошлого года повысив зарплату бюджетников в среднем почти на 40%.
Вывод очевиден: чем лучше работает экономика региона, тем больше финансовых ресурсов идет на укрепление областного и местных бюджетов.
Наконец, тем больше средств можно направить на улучшение жизни людей.
Среди наших важнейших социальных ориентиров – активная финансовая поддержка социальных отраслей. Так, в следующем году с учетом передаваемых муниципальным образованиям трансфертов затраты на образование увеличатся на 6%, на здравоохранение, физическую культуру и спорт – на 8,8%, проведение социальной политики – на 8,3%, культуру, кинематографию и средства массовой информации – на 29,5%.
Одновременно с ростом социальных расходов в области идет настойчивый поиск путей повышения их отдачи. Я бы сформулировал эту приоритетную задачу так: социальной сфере нужны эффективные бюджетные технологии.
– Сейчас в ведущих субъектах РФ происходит своего рода переоценка ценностей. Реализуются проекты, позволяющие с большей отдачей использовать каждый бюджетный рубль.
Что в этом плане делается в Ленинградской области?
– Приведу пример. Не только область, но и все регионы страны сейчас стоят перед сложнейшей задачей глубокого реформирования отрасли здравоохранения. Цель реформы состоит в том, чтобы, осуществляя национальный проект «Здоровье», перестроив работу лечебных заведений, повысить качество медицинской помощи при оптимизации затрат на лечение. В связи с этим одним из приоритетных направлений должен стать перенос центра тяжести оказания медицинских услуг со стационарной на первичную медицинскую помощь.
В проекте нового областного бюджета на 2009–2011 гг. с учетом проводимой реструктуризации отрасли планируется вполне умеренный рост расходов – с 3,5 млрд до 4,3 млрд руб. Зато будут предприняты шаги по дальнейшему укреплению материально-технической базы областных учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь. Предполагается увеличить платежи в областной Фонд обязательного медицинского страхования.
Мы намерены продолжить свой эксперимент по повышению качества медицинских услуг населению. Он, по общему мнению, доказал свою жизнеспособность и помог теснее увязать качество медицинской помощи со стимулированием работников отрасли. Кроме того, мы намерены ежегодно включать в бюджет по 230 млн руб. для поддержки эффективно работающих учреждений.
Хотелось бы подчеркнуть: новые механизмы финансирования, стимулирования с каждым годом все энергичнее встраиваются в бюджетный процесс. Они позволяют влиять, в частности, на показатели рождаемости и смертности.
– Удается ли в комплексе решать проблемы здравоохранения, демографии, социальной политики?
– Вы затронули важную тему взаимосвязи различных направлений в бюджетной политике. Данные за ян­варь-сентябрь 2008 г. свидетельствуют о том, что рождаемость в области растет, а смертность снижается, что приводит к стабильному сокращению естественной убыли населения.
Этот процесс требует, в свою очередь, реакции властей в сфере реализации социальной политики. Очевидно, что при увеличении продолжительности жизни число пожилых людей, требующих особого внимания, будет расти. На ближайшие три года мы учли позитивные тенденции в демографии. Только в будущем году из областного бюджета с учетом межбюджетных трансфертов предполагается направить на проведение сильной социальной политики 7,5 млрд руб. По сравнению с 2008 г. такие расходы в 2011 г. возрастут на 51,4%, в том числе на социальное обеспечение граждан – на 72,1%, социальное обслуживание – на 42,4%. Кроме того, предполагается существенно увеличить затраты на охрану семьи и детства.
– Какие бюджетные расходы запланированы в сфере образования и культуры?
– В образовательную отрасль только в будущем году с учетом межбюджетных трансфертов предстоит направить 7,7 млрд руб. Не зря упоминаю о нашей трансфертной политике, поскольку значительную часть функций в социально-культурной сфере мы передали муниципальным образованиям: это позволило приблизить бюджетные деньги к конкретным бюджетополучателям, сделать финансовую поддержку более конкретной, адресной.
В 2009 г. планируется закончить строительство и реконструкцию трех школ и двух детских садов, а в 2010 г. предстоит ввести в эксплуатацию еще две школы. Развитием материально-технической базы общеобразовательных учебных заведений мы занимаемся уже несколько лет. Сейчас эти вопросы решаются в комплексе с реализацией оздоровительных проектов. В частности, ведется обустройство современных спортивных площадок при школах. Во многих районах строятся или реконструируются стадионы, устанавливаются поля с искусственным покрытием, где ребята могут тренироваться восемь-девять месяцев в году. Мы стараемся изыскать бюджетные и внебюджетные деньги для сооружения физкультурно-оздоровительных комплексов. Планы развития образования в регионе предусматривают создание условий для качественного обу­чения школьников и укрепления их здоровья.
Сказанное в полной мере относится и к среднему профессиональному образованию, на развитие которого в 2009 г. будет направлено более 750 млн руб. – в 1,8 раза больше, чем в году нынешнем.
Что касается культуры, то в будущем году затраты на содержание биб­лиотек, театров и музеев увеличатся в среднем на 8–9%. На реализацию программы «Культура Ленинградской области», которая завершится к 2011 г., выделено более 74 млн руб. Эта отрасль перестала быть «бюджетной Золушкой» и активно развивается. В целом в ближайшие три года расходы на нее составят 1,6 млрд руб.
Образование и культура – неотъ­емлемые части инновационного развития любого региона. Выпуск новой, востребованной на рынках продукции, создание перспективных технологий немыслимы без необходимых знаний, интеллекта, творческих способностей. Такие качества мы и хотим видеть в наших молодых специалистах.
– Не нарушит ли социальные бюджетные обязательства региона финансовый кризис?
– Не нарушит. Формирование доходной части бюджета Ленинградской области практически не зависит от ситуации на рынке ценных бумаг. Учреждения банковского и страхового секторов экономики также не оказывают слишком серьезного влияния на состояние региональной казны. Наибольший удельный вес в общем обороте организаций по всем видам экономической деятельности – более 50% – в области приходится на обрабатывающие производства. И мы будем оказывать предприятиям ведущих отраслей ту необходимую поддержку, в которой они сейчас нуждаются.
Что касается социальных обязательств перед населением, то мы приняли решение: как бы ни складывалась ситуация в ходе кризиса, мы должны выполнить все, что заложено в структуру бюджетных расходов. Жители должны при любом развитии событий чувствовать себя социально защищенными, гарантированно обеспеченными теми бюджетными услугами, которыми они пользуются. Надежность обещаний власти, по нашему мнению, очень важная составляющая качества жизни людей.
Поделиться