Версия для печати 8460 Материалы по теме
александр Погудин
Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 467-Р утверждена Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006–2008 гг., определяющая направления бюджетной реформы.
Александр ПОГУДИН, заместитель губернатора Тульской области — директор Департамента финансов Тульской области

Реформа системы управления финансами обусловлена необходимостью внесения изменений в существующие подходы к планированию и осуществлению функционирования органов государственной власти в связи с изменениями, происходящими в экономике и социальной сфере. Основная цель реформы — повышение эффективности использования бюджетных ресурсов при выполнении задач, стоящих перед органами исполнительной власти. Одним из инструментов, позволяющих достичь поставленных целей в области реформирования финансов, является создание комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом на региональном и муниципальном уровнях с подключением к ней всех участников бюджетного процесса.
В Тульской области автоматизация бюджетного процесса началась еще в 2001 г. с момента перехода на кассовое обслуживание исполнения областного бюджета в органы Федерального казначейства. На этом этапе автоматизации требовалось прежде всего создать систему, объединяющую учет в бухгалтерии и казначейском отделе департамента финансов, дать отраслевым отделам департамента финансов возможность с помощью автоматизированной системы осуществлять контроль за движением кредитов и анализировать кассовые расходы на лицевых счетах курируемых организаций и учреждений.
В течение 2002 г. в департаменте финансов области проводилось поэтапное внедрение автоматизированной системы «Бюджет», а с 2003 г. система заработала в полном объеме. Автоматизация отдельных участков бюджетного процесса на областном уровне ежегодно расширялась. В 2004 г. был внедрен программный комплекс АС «Смета» для автоматизации бухгалтерского и хозяйственного учета аппарата департамента финансов области.
В течение 2005–2006 гг. во всех бюджетных учреждениях областного подчинения (400 учреждений) появилась автоматизированная система «Удаленное рабочее место», при помощи которой осуществляется электронный документооборот между распорядителями (получателями) бюджетных средств и департаментом финансов. В 2005 г. внедрена автоматизированная система анализа, прогноза и планирования бюджета АИС «Прогноз и планирование бюджета». Сейчас эта система позволяет решать задачи по сбору данных из различных источников в рамках планирования доходной и расходной частей бюджета Тульской области.
Кроме того, работы по автоматизации бюджетного процесса проводились и в муниципальных образованиях области. В частности, в финансово-казначейском управлении управы города Тулы автоматизированная система «Бюджет» в полном объеме работает с 2004 г., а в 2005 г. у всех бюджетополучателей городского бюджета установлена АС «УРМ».

Создание единой информационной модели бюджетного процесса

В других муниципальных образованиях области для автоматизации бухгалтерского учета исполнения бюджета использовались программные продукты разных разработчиков. Однако существующий на тот момент уровень автоматизации бюджетных учреждений области не позволял проводить ежедневный мониторинг финансово-экономического состояния области, получать оперативную, полную и непротиворечивую информацию от финансовых органов муниципальных образований в режиме реального времени, так как отсутствовала единая информационная модель бюджетного процесса, имелись нестыковки в финансовых данных.
Работа по внедрению фрагментов автоматизации бюджетного процесса была прервана и получила новый импульс в апреле 2006 г., когда губернатор Тульской области В. Д. Дудка утвердил план мероприятий по реализации проекта «Создание единой информационной системы управления бюджетным процессом Тульской области» на 2006–2008 гг. Победителем конкурса по выбору программных продуктов, позволяющих создать на территории Тульской области единую информационную систему управления бюджетным процессом, стало научно-производственное объединение «Криста», с которым был заключен контракт на поставку и внедрение программных продуктов, предусмотренных планом-графиком создания единой информационной системы управления бюджетным процессом на 2006–2008 гг.
За два года, прошедшие с момента подписания контракта, все пункты указанного плана-графика были выполнены. В финансовых органах всех городских округов и муниципальных районов внедрены автоматизированные системы «Бюджет», «Автоматический бюджетный контроль», «Учет договоров и государственных контрактов», программный модуль «Стыковка с отделением Федерального казначейства» для АС «Бюджет», программное обеспечение «Сервер обмена данных», программный модуль «Учет средств от приносящей доход деятельности».
Названные программные продукты позволяют осуществлять учет и исполнение собственного бюджета, проводить операции со средствами, полученными органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности. А также организовать учет договоров и государственных контрактов с расшифровкой стоимости договора по этапам, кодам бюджетной классификации и срокам оплаты, по видам продукции и ОКДП, учет документов исполнения (счетов, счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ).
Для автоматизации процесса взаимодействия главных распорядителей и получателей бюджетных средств с финансовыми органами, а точнее с АС «Бюджет», в каждом государственном и муниципальном учреждении установлены АС «Удаленное рабочее место бюджетополучателя» (УРМ), которое позволяет организовать полнофункциональный документооборот. Всего в области установлено более 1 200 рабочих мест АС «УРМ».
Во всех финансовых органах области внедрена автоматизированная система «Консолидация информации», которая позволяет осуществлять сбор, консолидацию, анализ и мониторинг как оперативной, так и плановой информации от поселений для финансовых органов муниципальных районов и соответственно от финансовых органов районов для области.
На уровне области, а также всех муниципальных образований проведена автоматизация государственных (муниципальных) закупок. В комитетах (отделах), занимающихся государственными (муниципальными) закупками, установлены автоматизированные системы «Консолидация заказов», «Управление заказами», электронная система «Web-торги». Эти системы позволяют через АС «УРМ» собирать от получателей бюджетных средств заявки на закупку продукции, консолидировать их для дальнейшего визирования и утверждения различными органами исполнительной власти, осуществлять планирование, размещение и анализ исполнения государственного (муниципального) заказа и проводить электронные торги на торговой площадке в Интернете. Программные продукты автоматизации государственных (муниципальных) закупок взаимосвязаны с АС «Бюджет» и АС «Учет договоров и государственных контрактов», что позволило автоматизировать весь процесс — от сбора заявок на закупку продукции до учета исполнения договоров и государственных контрактов.

Автоматизированные системы для поселений
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области образованы 153 городских и сельских поселений. Во всех поселениях внедрена автоматизированная система «Бюджет поселения» (201 рабочее место), предназначенная для автоматизации деятельности финансовых органов этих поселений, позволяющая им самостоятельно исполнять собственные бюджеты.
Для автоматизации бухгалтерского учета хозяйственной деятельности по содержанию аппарата администраций поселений и подведомственных учреждений в каждом поселении установлена автоматизированная система «Смета». Автоматизированные системы «Бюджет поселения» и «Смета» взаимосвязаны, что дает возможность вводить любую бухгалтерскую информацию только один раз.
В 60 сельских поселениях внедрена автоматизированная система «Администрация муниципального образования», предназначенная для автоматизации процессов накопления, хранения и анализа информации администраций муниципальных образований (городских и сельских поселений, муниципальных районов). Эта система позволяет вести учет данных похозяйственного учета, включая сведения о хозяйствах, членах хозяйств, землях хозяйств, жилищном фонде, скоте и т.д., физических лицах, имуществе граждан, осуществлять расчет ожидаемых сумм поступлений от земельного налога и налога на имущество для формирования прогноза поступления доходов в бюджет поселения.

Результаты и перспективы
В регионе проводится работа по автоматизации бухгалтерского учета в каждом бюджетном учреждении областного и муниципального уровней. Автоматизированная система «Смета» внедрена в департаменте социального развития администрации области и 73 учреждениях (268 рабочих мест), подведомственных департаменту, а также в 28 муниципальных учреждениях. АС «Смета» полностью синхронизируется с АС «Бюджет» и АС «УРМ» (экспорт / импорт документов), что значительно сокращает объем ручного ввода информации. АС «Смета» не только автоматизирует все разделы бухгалтерского учета, но и позволяет создавать дополнительные отчеты, необходимые конкретному учреждению. Все бюджетные учреждения областного подчинения работают с применением электронно-цифровой подписи.
В результате проделанной работы все внедренные автоматизированные системы образовали единый комплекс управления бюджетным процессом на каждом бюджетном уровне, причем все эти уровни взаимосвязаны. Все участники бюджетного процесса области включены в единое информационное пространство.
Существующий комплекс АС стал очередным этапом создания в регионе Единой системы управления бюджетным процессом, ориентированным на результат. Следующий этап, который нам предстоит пройти, это разработка и внедрение информационно-аналитической системы принятия управленческих решений на уровне региона и муниципалитетов. Новая система предназначена для информационной, методической и инструментальной поддержки процессов подготовки и принятия управленческих решений по вопросам социально-экономического развития территории. Работы в этом направлении начались в 2008 г. В первую очередь необходимо создать и внедрить систему принятия проектных решений (СППР) «Паспорт региона (муниципалитета)», что позволит повысить оперативность и эффективность деятельности органов исполнительной власти.
В заключение отметим, что, когда НПО «Криста» приступало к работе по созданию АС, нам хотелось изу­чить чужой успешный опыт, посмотреть, как проблемы автоматизации решаются в других регионах, однако подобных примеров на тот момент не было. В настоящее время необходимый опыт у нас появился и мы готовы поделиться им со всеми, кого интересует тема автоматизации бюджетного процесса.

Поделиться