Версия для печати 2960 Материалы по теме
Хорошавин
Сахалинская область — единственный регион в России, расположенный на островах. Выгодное географическое положение, значительный природно-ресурсный потенциал создают благоприятные условия для экономического развития области и делового сотрудничества с компаниями из многих стран мира.
В настоящее время Сахалинская область — всемирно известный регион, на территории которого реализуются крупнейшие инвестиционные проекты и внедряются передовые технические решения. О том, чем живет регион сегодня, с какими проблемами сталкивается и как их решает, рассказывает губернатор Сахалинской области Александр ХОРОШАВИН

— Александр Вадимович, расскажите о предварительных итогах социально-экономического развития области в 2008 г.
В каких отраслях экономики достигнуты наиболее высокие темпы роста?
— В настоящее время экономика Сахалинской области в значительной степени базируется на использовании природно-ресурсного потенциала, основные составляющие  которого — нефть и газ. В связи с реализацией Соглашений о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» ежегодно увеличиваются налоговые и неналоговые поступления в бюджет Сахалинской области от нефтегазодобывающих предприятий. Так, в 2007 г. удельный вес поступлений от нефтегазовой отрасли в доходах консолидированного бюджета составлял 25 %, а с выходом в середине 2008 г. на прибыльный этап проекта «Сахалин-1» эта доля в доходах бюджета увеличилась до 45 %. В то же время слишком большая зависимость от мировых цен на энергоносители создает определенные риски для формирования доходной части бюджета области в перспективе.

— Каковы основные цели развития области на перспективу? Расскажите о диверсификации экономики области.
— Разработанная администрацией региона Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 г. предполагает не только дальнейшее развитие нефте- и газодобычи, но и диверсификацию экономики области. Стратегия предполагает реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере энергетики, транспорта, создание производств с глубокой переработкой природных ресурсов и выпуском продуктов с высокой добавленной стоимостью. Данные проекты характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости, что требует значительного отвлечения оборотных средств инвесторов.
Для усиления инвестиционной привлекательности, обеспечения стабильного развития Сахалинской области в 2008 г. внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее предоставление налоговых льгот. В частности, была скорректирована налоговая политика в отношении режима применения льготы по налогу на имущество организаций.
С 1 января 2008 г. предусмотрено снижение налоговой ставки на 50 % в отношении вновь созданного, приобретенного имущества.

— Сахалин и Курильские острова — крупнейший рыбохозяйственный район России. Расскажите о развитии рыбной отрасли и рыборазведении… Каков вклад этого сектора экономики в промышленное производство и бюджет региона?
— Основными задачами развития рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области являются увеличение выпуска товарной пищевой продукции, создание современных производств замкнутого цикла, охватывающего все технологические процессы, от воспроизводства и лова до создания конечных продуктов глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, которые должны стать конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках рыбопродукции. В Сахалинской области принята целевая программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2009–2011 гг.».
В силу специфики этой отрасли наибольшая загрузка береговых перерабатывающих производств осуществляется в период лососевой путины, причем исчисление имущественных налогов осуществляется за полный год.
С целью поддержки этого сектора экономики законом Сахалинской области было освобождено от уплаты налога имущество, предназначенное для рыборазведения, прибрежного лова рыбы и морепродуктов, а также для переработки рыбы и морепродуктов, осуществляемых на береговых предприятиях Сахалинской области. Высвобождаемые средства были направлены на обновление производственных фондов.
Учитывая, что большинство предприятий этой отрасли относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, мы воспользовались предоставленным нам правом и снизили с 1 января 2009 г. ставку налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются добычей и переработкой рыбы и морепродуктов.
В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс, малые и средние рыбохозяйственные предприятия получили возможность переходить на уплату единого сельхозналога. Порядка 70 предприятий области уже заявили о переходе на специальный режим налогообложения, который заменяет для юридических лиц уплату налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога и налога на добавленную стоимость. Это существенное снижение налоговой нагрузки на рыбную промышленность, а для бюджета — незапланированные выпадающие доходы на 2009 г. Тем не менее мы поддерживаем эту меру, поскольку снижение налоговой нагрузки позволит активизировать инвестиционный процесс в рыбной отрасли, компенсировать затраты на материально-техническое снабжение, в том числе на дорожающее топливо.

— Александр Вадимович, что Вы можете рассказать о мерах, принимаемых региональными властями для оказания социальной помощи молодым и многодетным семьям, об адресной помощи малообеспеченным слоям населения. Какова в целом демографическая ситуация в области?
— Вопросы укрепления семьи и ее поддержки являются основными в социальной сфере и закреплены законодательными актами Сахалинской области. В целях создания условий для роста рождаемости решаются задачи оказания социальной помощи многодетным, студенческим семьям, поддержки детей из малообеспеченных семей, повышения качества услуг медицинских учреждений, строительство и открытие новых мест в детских садах, содействие многодетным и молодым семьям в улучшении жилищных условий.
В целях социальной поддержки многодетных семей в 2008 г. была продолжена реализация Закона Сахалинской области «О социальной поддержке многодетных семей в Сахалинской области». С 1 января 2008 г. данная мера социальной поддержки стала предоставляться всем многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, проживающим на территории Сахалинской области, независимо от доходов семьи. Шестой год в области успешно реализуется Закон Сахалинской области «О медали Сахалинской области “Материнская слава”».
В соответствии с указанным Законом 140 многодетным матерям, награжденным в 2008 г. медалью «Материнская слава», за счет средств областного бюджета было выплачено единовременное материальное вознаграждение в размере 15 тыс. руб. Кроме того, многодетным матерям, достигшим 50 лет, предоставлялась ежемесячная социальная выплата в размере 1,5 тыс. руб.
Хорошавин
Согласно Закону Сахалинской области «О социальной помощи студенческим семьям, имеющим несовершеннолетних детей», в 2008 г. студенты, имеющие детей, являлись получателями ежемесячной социальной помощи в размере 2 тыс. руб. на каждого ребенка. В Сахалинской области планомерно и постоянно оказывается поддержка и нетрудоспособным мало­имущим гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Эта поддержка оказывается за счет средств, выделяемых на реализацию Закона Сахалинской области «Об областной целевой программе “Социальная поддержка малоимущих граждан в Сахалинской области на 2008–2010 гг.”».
Кроме того, за счет указанной программы выделены средства на питание детей-школьников из малоимущих семей и детей группы риска из неблагополучных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

— В Сахалинской области была принята программа реформирования системы управления финансами. Уже можно говорить о каких-то положительных результатах в данной сфере?
— В целях внедрения передовых методов управления региональными финансами и осуществляя стремление органов государственной власти области к проведению бюджетных реформ, в 2006 г. администрация области разработала и утвердила целевую Программу «Реформирование системы управлениями финансами Сахалинской области в 2006–2008 гг.». Программа была направлена в составе заявки на участие в отборе, проводимом Министерством финансов РФ в 2006 г., на предоставление субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных финансов. По результатам оценки указанной заявки приказом Минфина России Сахалинская область была включена в число 10 субъектов РФ, получивших право на получение субсидии из федерального Фонда реформирования региональных финансов.
Эта программа успешно выполнена. По заключению Министерства финансов РФ, уровень выполнения Сахалинской областью Программы реформирования составил более 100 % — второе место среди субъектов РФ, принявших участие в конкурсе. В связи с этим в 2007–2008 гг. область получила из федерального бюджета субсидии в размере 161 млн руб.
Реализация Программы реформирования позволила осуществить переход к передовым методам бюджетного планирования, повысить эффективность деятельности органов государственной власти и, опираясь на достигнутые результаты, сформировать план дальнейших действий по совершенствованию системы общественных финансов Сахалинской области.

— В связи с реализацией программы реформирования финансов области, на каком этапе находится внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, среднесрочного планирования, программно-целевых методов планирования?
— Одним из основных результатов реализации программы реформирования финансов в Сахалинской области является внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат. В этих целях изменена направленность бюджетных потоков с «финансирования учреждения» на «финансирование услуги» и «оплату конечного результата». Для достижения указанных целей было принято постановление администрации Сахалинской области «О мерах по созданию системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах». Впервые в ходе реализации реформ была проведена оценка потребности в предоставлении бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении, результаты которой используются при разработке проекта областного бюджета.
Законами и нормативно-правовыми актами Сахалинской области были формализованы требования к качеству оплачиваемых услуг, разработаны и утверждены региональные стандарты качества предоставления услуг по базовым отраслям бюджетной сферы: культура, образование, здравоохранение, социальная защита населения. Утвержден Порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг утвержденным стандартам качества предоставления бюджетных услуг.
Для достижения общественно значимых и количественно измеримых результатов деятельности главных распорядителей бюджетных средств в области проводится внедрение программно-целевого метода бюджетного планирования. В этих целях принято постановление  администрации Сахалинской области «О ведомственных целевых программах в Сахалинской области», согласно которому были разработаны и утверждены ведомственные целевые программы на 2008–2010 гг. в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.
Утвержден Порядок разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ, согласно которому по итогам года администрация области проводит оценку результативности и эффективности областных целевых программ. В результате принятых мер в 2008 г. значительно возросли расходы на реализацию областных целевых программ. В 2007 г. общие расходы на их реализацию составляли 870 млн руб., в 2008 г. в четыре раза больше — 3,4 млрд руб.

— Каковы основные цели и задачи областного бюджета на 2009 г.? Как ощущаются последствия финансового кризиса в части поступления доходов в бюджет региона? Какие антикризисные мероприятия предусмотрены в регионе?
— Бюджет Сахалинской области на 2009 г. был принят в июле 2008 г. Основная стратегическая цель бюджетной и налоговой политики, которую администрация области ставила перед собой на 2009 г., — повышение благосостояния населения Сахалинской области за счет стабилизации экономики, сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона, безусловного исполнения государственных расходных обязательств, повышения эффективности бюджетных расходов.
В связи с тем что основные бюджетообразующие предприятия области — нефтедобывающие предприятия, существует специфичность доходной части бюджета региона, заключающаяся в зависимости от цены на нефть, сложившейся на мировом рынке в предыдущем году. Особенность исполнения областного бюджета в 2009 г. такова, что большая часть всех запланированных на год доходов поступила в I квартале года. Связано это с выходом в середине прошлого года на прибыльный этап проекта по добыче нефти на шельфе Сахалина на условиях Соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и рекордно высоким уровнем цен на нефть в 2008 г., по итогам которого уплачен налог на прибыль.
В то же время эта на первый взгляд благоприятная ситуация с поступлением доходов в областной бюджет не отражает реального состояния дел с уплатой налогов. С апреля текущего года область начала ощущать последствия негативных процессов, происходящих в экономике страны. Налоговым законодательством предусмотрена уплата авансовых платежей в течение финансового года и окончательный расчет по истечении налогового периода. Для областного бюджета это означает, что в течение II и III кварталов будут возвращены излишне уплаченные ранее авансовые платежи по налогу на прибыль.
Негативная ценовая конъюнктура на нефть и высокие экспортные пошлины в IV квартале 2008 г. привели к ослаблению финансовых результатов крупнейших налогоплательщиков области. К концу текущего года областной бюджет недополучит запланированные доходы по ряду источников. Только дополнительные доходы областного бюджета по налогу на прибыль, полученные в I квартале 2009 г. в рамках реализации Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1», смогут нивелировать эти потери, обеспечив в целом исполнение областного бюджета по доходам.
Вызывает большое опасение поступление доходов и в 2010 г. Снижение собственных доходов по сравнению с 2009 г. прогнозируется в объеме не менее чем на 6 млрд руб. В целях исполнения расходных обязательств в предстоящем году принято решение зарезервировать часть средств областного бюджета в 2008 г. Для этого в областном бюджете создан резервный фонд Сахалинской области в объеме 2,8 млрд руб.
В настоящее время ведется подготовка проекта закона «О внесении изменений в Закон Сахалинской области “Об областном бюджете на 2009 г.”», где планируется уменьшение ассигнований по расходам на текущие расходы и расходы капитального характера. Высвободившиеся средства будут зарезервированы до 2010 г.
Кроме того, в целях сдерживания проявлений финансового кризиса, обеспечения занятости населения, оказания помощи малому и среднему бизнесу в регионе принято решение предусмотреть предоставление государственных гарантий организациям, субъектам малого и среднего предпринимательства в обеспечение исполнения обязательств по возврату суммы кредита в части, составляющей до 50 % фактически предоставленной суммы кредита (основного долга), привлекаемого ими в российских банках в валюте РФ, на осуществление основной производственной деятельности и на капитальные вложения.

— Каковы основные приоритеты в расходовании средств бюджета региона?
— Одной из основных задач бюджетной политики в последние годы является ее переориентация в сторону увеличения инвестиционной составляющей при сохранении социальной направленности областного бюджета. О социальной направленности расходов бюджета свидетельствует тот факт, что изменения в области повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, которые планировались на федеральном уровне, в Сахалинской области принимались в опережающем порядке. Сахалинская область одной из первых среди субъектов Федерации перевела бюджетные учреждения, финансируемые за счет областного и местных бюджетов, на отраслевую систему оплаты труда. В результате этого не просто была увеличена заработная плата всем работникам, но и было гарантировано доведение заработной платы работников с низким уровнем доходов до прожиточного минимума, установленного в области.
При этом в целях сохранения дифференциации оплаты труда по различным должностям работников бюджетной сферы увеличена заработная плата практически всем работникам бюджетных учреждений. Для обеспечения выплаты повышенной заработной платы муниципальными образованиями из областного бюджета в 2008 и 2009 гг. выделены целевые субсидии. С 1 августа 2009 г. планируется еще одно повышение на 10 %  заработной платы работникам бюджетных учреждений.

— Как проходит в Сахалинской области оптимизация сети бюджетных учреждений? После перевода отдельных бюджетных учреждений в форму автономных учреждений, какие социальные услуги они будут осуществлять?
— Одно из ключевых мероприятий по реформированию управления финансами — перевод бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных учреждений. Постановлением администрации Сахалинской области был утвержден Порядок проведения эксперимента по переводу бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных учреждений. Указанный Порядок определяет цели и задачи проводимого эксперимента, механизмы перевода, перечень критериев для отбора организаций и учреждений.
В ходе реализации Программы реформирования была проведена оценка возможности перевода в автономные учреждения 89 бюджетных учреждений. Для проведения эксперимента были созданы четыре автономных учреждения, в том числе два из них в социальной сфере:
1) областное автономное учреждение культуры «Сахалинский международный театральный центр им. А. П. Чехова», которое предоставляет услуги по постановке и показу спектаклей, по организации и проведению концертов, по проведению показов кинофильмов, массовых и иных мероприятий, гастролей;
2) областное автономное учреждение «Центр медико-социальной реабилитации “Чайка”», которое предоставляет услуги по социальному обслуживанию в стационарном учреждении социального обслуживания, по предоставлению временного пребывания несовершеннолетних в специализированном учреждении социального обслуживания.
Результаты работы автономных учреждений за 2008 г. показали, что значительное повышение управленческой самостоятельности обеспечивает гибкость и оперативность управленческих решений в соответствии с потребностями получателей услуг. Кроме того, применение механизма автономных учреждений создает стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов.
Поделиться