Версия для печати 9673 Материалы по теме
старшева
Опыт Саратовской области по введению новых систем оплаты труда высоко оценил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Д. Жуков. Более того, он рекомендовал регионам взять его на вооружение. О новшествах и наработках в этой сфере рассказывает Наталья СТАРШЕВА, заместитель председателя правительства Саратовской области.

На протяжении последних трех лет в Саратовской области вопросам оплаты труда бюджетников уделяется самое пристальное внимание. Начиная с 2007 года установлены ежемесячные областные доплаты к окладам. В 2008 году заработная плата повышалась трижды: с 1 февраля она была увеличена на 14 %, затем, по решению губернатора области П. Л. Ипатова, были дважды проиндексированы ежемесячные доплаты к окладам. В результате за 2008 год заработная плата бюджетников выросла более чем на 40 %. А за последние три года — более чем в два раза. Впервые рост оплаты труда в бюджетной сфере превысил рост в обрабатывающем производстве области. Причем в соответствии с региональным трехсторонним соглашением между правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2008–2010 годы уже с 1 сентября 2008 года минимальная зарплата всех работников предприятий области, включая бюджетников, была доведена до 3000 рублей, а с 1 декабря 2008 года до 4330 рублей.
Однако отсутствие стимулирующих выплат не побуждало работников к качественному труду. Крайне острой стала кадровая проблема, особенно в сельской местности. Поэтому при заключении областного трехстороннего соглашения на 2008–2010 годы правительство области взяло на себя обязательства по переводу работников учреждений бюджетной сферы на новые условия оплаты труда не позднее января 2009 года.

Первый шаг — он трудный самый

Начало реформы, к сожалению, не встретило понимания в обществе. «Зачем что-то менять, давайте просто поднимем зарплату», «Люди привыкли жить по старинке: пусть лучше понемногу, зато всем поровну», — такими предложениями сопровождались первые шаги в сторону внедрения новых условий оплаты труда бюджетников. При этом о качестве работы бюджетников никто не говорил. Однако позиция руководства области однозначна: каждый бюджетный рубль должен работать эффективно. Таким образом, перед отраслевыми министерствами бюджетной сферы поставлена задача — разработать системы оплаты, ориентированные на конечные результаты труда работников и повышение качества оказываемых ими услуг. При этом, избегая сложностей, сделать условия оплаты максимально понятными и свести к минимуму возможность работодателя быть необъективным.
Учитывая сложность озвученной задачи, при правительстве области была создана рабочая группа, в которую вошли представители профсоюзов, отраслевиков, ученые, эксперты федерального НИИ труда и специалисты Фонда социального страхования. За полтора года была проведена огромная подготовительная работа. В октябре 2008 года была сформирована нормативная база и работники бюджетных учреждений были предупреждены об изменении системы оплаты труда.
Основные принципы новой системы оплаты труда работников областных учреждений изложены в принятом Законе «Об оплате труда работников государственных учреждений Саратовской области». Постановлением правительства области для всех бюджетных учреждений установлены единые размеры окладов по общеотраслевым должностям служащих и единая восьмиразрядная сетка окладов по профессиям рабочих. Все документы, которые были подготовлены в связи с переходом на новую систему, согласовывались с организациями отраслевых профсоюзов и прошли антикоррупционную экспертизу.
Для работников муниципальных учреждений новые системы оплаты труда установлены нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. В целях сохранения единых принципов оплаты труда работников бюджетных учреждений области муниципальным учреждениям было рекомендовано применять условия оплаты, разработанные для областных учреждений. Большая работа была проведена по оказанию помощи органам местного самоуправления в проведении реформы. Во-первых, были разработаны Методические рекомендации по формированию нормативно-правовой базы. Во-вторых, для специалистов администраций районов, руководителей муниципальных учреждений были организованы семинары, проводились индивидуальные консультации. Кроме того, для оперативного оказания консультационной помощи в Министерстве занятости, труда и миграции области, в отраслевых министерствах были открыты телефоны горячей линии. На сайте правительства области были размещены все нормативные документы по новым системам оплаты труда.

«Мягкий» переход

Саратовская область, в отличие от федеральных учреждений, пошла путем «мягкого» отхода от единой тарифной сетки, установив оклады с учетом квалификационных характеристик. При этом минимальный оклад был увеличен в два раза с 1601 рублядо 3201 рубля.
По согласованию с отраслевыми профсоюзами были сохранены в прежних размерах надтарифные выплаты. В частности, в учреждениях здравоохранения сохранена надбавка за стаж работы в размере 80 % выездным бригадам скорой медицинской помощи, в том числе водителям, доплата за работу в ночное время — в размере 50 % всем работникам и 100 % медперсоналу бригад скорой помощи. В учреждениях культуры за работу в ночное время сохранена доплата в размере 35 %. Кроме того, сохранена норма о повышении на 25 % окладов специалистам, работающим на селе.
Для реализации основного принципа новой системы оплаты труда — платы за конечный результат — во всех учреждениях за счет ассигнований областного бюджета сформированы стимулирующие фонды в размере не менее 15 % от объема средств, направляемых на оклады. А, например, в учреждениях культуры — не менее 20 %, в учреждениях дополнительного образования и детских садах — не менее 30 %.
В целях увеличения доли средств, направляемых на стимулирование работников за качество и высокие результаты труда, в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения отменены выплаты за стаж рабочим (за исключением водителей скорой медицинской помощи). Специалистам учреждений выплаты за стаж сохранены в меньших размерах (10 %). Учитывая значительное увеличение окладов по рабочим профессиям, такая мера не привела к снижению заработной платы сотрудников. В учреждениях здравоохранения выплаты специалистам за непрерывный стаж работы установлены в размере от 10 до 80 %, в учреждениях социального обслуживания — от 10 до 20 %.
В целях социальной защищенности работников в областной закон включено условие, предусматривающее, что при переходе на новые системы оплаты труда заработная плата без учета стимулирующих выплат не может быть уменьшена. И эта норма на сегодняшний день обеспечивается во всех учреждениях. При этом поставлена задача, чтобы и в целом уровень заработной платы работников не снизился. Кроме того, для повышения реального размера заработной платы в законе предусмотрена норма об индексации должностных окладов (окладов) работников с учетом уровня инфляции.
В течение сентября — декабря 2008 года в «пилотном режиме» в новых условиях оплаты труда работало шесть учреждений здравоохранения, шесть — социальной защиты, с 1 января 2009 года новая система введена во всех государственных и муниципальных учреждениях.

На пути к преобразованиям

Сегодня руководство области оценивает образование как серьезный фактор социально-экономического развития региона. Таким образом, встал вопрос об участии области в реализации комплексного проекта модернизации образования, который предполагает переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений, расширение общественного участия в управлении образованием, повышение уровня оплаты труда учителей, расширение общественного участия в управлении образованием и, как результат, повышение качества образования.
Было много консультаций, размышлений по поводу участия в данном проекте, однако решение было принято положительное и сегодня можно сказать, что проведенная работа принесла ощутимые результаты. В текущем году на реализацию проекта выделено федеральное финансирование в сумме 284,6 млн рублей (в 2008 г. — 324 млн руб.), из областного бюджета — около 3 млрд рублей (в 2008 г. — 845 млн руб.).
В качестве эксперимента новая система оплаты труда была апробирована в 2008 году в 346 школах, а с 1 января текущего года — введена повсеместно. По итогам I квартала 2009 года средняя зарплата учителей составила 12–14 тыс. рублей, рост — 40–80 %. Дифференциация в зарплате учителей складывается, главным образом, за счет стимулирующих выплат за качество работы. В области создан региональный центр оценки качества образования, который разработал и апробировал автоматизированную систему управления качеством образования.
Следует заметить, что переход на нормативное финансирование школ позволил руководителям более рационально использовать закрепленные за учреждениями средства, а введение фонда стимулирующих выплат за качество работы активизировало инновационную предметную деятельность работников, повысило их ответственность за результаты своего труда.
При проведении реформы не удалось избежать оптимизации штатной численности, которая прошла в основном за счет сокращения вакантных ставок, также часть работников переведена на срочные трудовые договоры. Высвобождаемые средства теперь направляются на повышение зарплаты специалистов, чтобы по возможности восстановить дифференциацию в окладах. Новшества послужили хорошим стимулом, сотрудники стали работать интенсивнее, но и получать стали больше. Фонд оплаты труда бюджетников в 2009 году по сравнению с 2008 годом был увеличен на 33 %.
Согласно данным статистики по итогам I квартала 2009 года среднемесячная заработная плата по учреждениям социальной сферы превысила уровень прошлого года на 40 % и составила порядка 10 тыс. рублей. Средняя зарплата учителей возросла в два раза — с 7 до 14 тыс. рублей. Зарплата социальных работников выросла в среднем на 40 %. У врачей в медицинских учреждениях с учетом совмещения средняя зарплата достигла 14–20 тыс. рублей, у медицинских сестер возросла до 12 тыс. рублей.

Задачи, требующие решений

В конце апреля на заседании Российской трехсторонней комиссии под председательством А. Д. Жукова опыт Саратовской области по введению новых систем оплаты труда был рекомендован к применению другим регионам. Однако нельзя сказать, что все вопросы по переводу бюджетников на отраслевую систему оплаты труда решены. Проблемы остаются. Например, сегодня еще рано говорить о повышении качества оказываемых услуг. В ряде учреждений отлажен эффективный механизм стимулирования: введена балльная оценка качества работы либо градация по размерам премирования в зависимости от вклада конкретного работника, но есть еще учреждения, где условия стимулирования не побуждают сотрудников к повышению качества работы. Таким образом, процедура оценки качества и эффективности работы еще требует доработки. Она должна быть ясной и понятной работникам.
Требует дальнейшего совершенствования и процедура оценки качества работы педагогов. Так, сбор портфолио учителями воспринимается как рутинная работа, а не как средство стимулирования. В отдельных школах это приводит к тому, что принцип «деньги в обмен на обязательства» реализуется не должным образом. Имеются факты стимулирования руководителей учреждений, в которых дети имеют низкий уровень образовательных достижений.
Массовое создание общественных структур в управлении образованием, которые как раз должны влиять на объективность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, привело к проблеме формального подхода к реализации их функций. Управляющие советы есть во всех школах, но поменять сознание людей, работающих в этих советах, очень и очень сложно.
В здравоохранении уже сегодня можно увидеть, что национальный проект и введение родовых сертификатов разделили медиков по условиям работы: к одним специалистам стоит очередь, другие остаются невостребованными. Наступит время, когда и в школах ученики получат право выбирать себе учителя.
Конечно, уровень заработной платы врачей, учителей, работников культуры еще весьма низкий. Но теперь, при новых условиях оплаты труда, когда есть возможность спросить со специалистов за качество работы, появилась и возможность стимулировать лучших из них.
Еще одна задача, которая требует решения, — повышение правовой грамотности работников и работодателей в вопросах трудового законодательства. Уже проведено более 40 обучающих семинаров, и сейчас эта работа продолжается. В отраслевых министерствах и Гоструд­инспекции работают телефоны горячей линии, проводятся ведомственные проверки учреждений по соблюдению трудового законодательства в областных учреждениях.
Несмотря на сложности, вызванные экономическим кризисом, политика правительства Саратовской области в этом вопросе остается неизменной: повышать зарплаты, наращивать темпы вливаний в фонд оплаты труда — в 2010 году базовая и стимулирующая части зарплаты бюджетников будут не только сохраняться, но и увеличиваться.


Поделиться