Версия для печати 3338 Материалы по теме
Приамурье: итоги  и приоритеты развития
кожемяко
Амурская область располагает всеми ресурсами, необходимыми ее экономике для оптимального баланса развития. Во-первых, это выгодное географическое положение, позволяющее региону эффективно сотрудничать с соседним Китаем. Во-вторых, солидная энергетическая база — ключевое условие экономического роста. В-третьих, богатые недра и земля, пригодная для ведения сельского хозяйства. О том, чем сегодня живет Амурская область, рассказывает губернатор региона Олег КОЖЕМЯКО.

— Олег Николаевич, как бы вы охарактеризовали итоги экономического развития Амурской области в 2009 году?
— Могу отметить, что в экономике области сохраняются наметившиеся в последние годы положительные тенденции. Так, по итогам 2009 года индекс промышленного производства составил 110,6 процента. Причем темпы роста увеличились по всем видам промпроизводства.
Если говорить о конкретных отраслях, то, например, положительная динамика в добыче полезных ископаемых наблюдается уже в течение длительного времени, что связано с наращиванием темпов добычи рудного золота. По итогам прошлого года наши золотодобытчики установили очередной рекорд, добыв 21,8 тонны золота. Их вклад в бюджет области в виде налоговых поступлений существенен: в прошлом году он составил около 1,9 миллиарда рублей, что на 60 процентов больше, чем годом ранее.
Хорошие результаты демонстрируют и обрабатывающие производства. В минувшем году предприятиями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 16,4 миллиарда рублей. Основную лепту в общий прирост промышленного производства внесли деревообработка, производство прочих минеральных продуктов, пищевых продуктов.
В то же время мы наблюдаем уменьшение выпуска продукции в производстве электрооборудования, транспортных средств, в издательской и полиграфической деятельности, производстве промышленных газов, швейном производстве.

— Какие задачи стоят перед экономикой Амурской области в 2010 году?
— Основными задачами в сфере промышленности на 2010 год правительство области считает содействие реализации инвестиционных проектов, включая строительство объектов энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры, а также реализацию проектов загрузки производственных мощностей машиностроительного комплекса. Среди наших планов — привлечение средств Инвестиционного фонда РФ для реализации региональных инвестиционных проектов, в частности строительства стекольного и цементного заводов.

— Сельское хозяйство, хотя и не играет в области главную роль, имеет важное для региона значение. Какова ситуация в отрасли?
— Согласно имеющимся данным, в прошлом году сельхозтоваропроизводители всех категорий произвели продукции почти на 17 миллиардов рублей (на 8,5 процента больше, чем в 2008 году). Неплохие результаты показали земледельцы области: хозяйства всех категорий добились существенного роста производства зерна и сои. С другой стороны, в животноводстве пока не удалось приостановить спад поголовья крупного рогатого скота и свиней.

— Какая поддержка оказывается сельскому хозяйству?
— Такая поддержка осуществляется в соответствии с областной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2009–2012 годы» с учетом федеральных антикризисных мер. Государственная поддержка сельского хозяйства из бюджетов всех уровней в 2009 году увеличилась в 1,9 раза и составила свыше 1,85 миллиарда рублей, в том числе из областного бюджета — более 1,21 миллиарда рублей.
Также была принята программа поддержки аграрных предприятий, имеющих выход на рынки других регионов. Дело в том, что сейчас амурские сельхозпроизводители работают преимущественно на внутреннем рынке, а экспорт продукции за пределы области представлен по большей части сырьем. Уже утверждены правила возмещения части затрат амурским предприятиям, осуществляющим продажу сельскохозяйственной продукции за пределами области.

— А как область поддерживает бизнес в целом? Какие формы помощи используются?
— В первую очередь скажу о том, что мы ведем ежемесячный мониторинг деятельности 85 стратегических и градообразующих предприятий области. Его итоги показали нестабильную ситуацию на ряде предприятий: снижение производственных показателей, численности занятых, прирост недоимки по налогам. Поэтому одна из приоритетных задач на ближайшую перспективу — диверсификация экономики монопрофильных населенных пунктов области.
В течение прошлого года на заседаниях правительства области приняты положительные решения по предоставлению государственной гарантии пяти предприятиям на сумму 278,9 миллиона рублей в обеспечение их обязательств перед кредитными организациями. Практикуется и такая форма господдержки предприятий, как субсидирование части процентной ставки по кредитам. В первую очередь речь идет о кредитах, которые предприятия направляли на осуществление своей основной производственной деятельности и капитальные вложения по ключевым для области видам экономической деятельности. В течение 2009 года было просубсидировано девять хозяйствующих субъектов на общую сумму 22,4 миллиона рублей.
В октябре прошлого года в области был принят закон, предусматривающий налоговые льготы некоторым категориям налогоплательщиков. В частности, это организации здравоохранения, оказывающие платные медицинские услуги; организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты производственного назначения; товарищества собственников жилья.

— Энергосбережение и повышение энергоэффективности экономики — одно из направлений, по которым в регионе проводится большая работа. Расскажите об этом подробнее.
— Наша область обладает значительным потенциалом энергосбережения как в жилищно-коммунальном комплексе, так и в других сферах. Мы оцениваем его в 1,3–1,5 миллиона тонн условного топлива, или более чем в 6 миллиардов рублей. В настоящее время разрабатывается долгосрочная целевая программа «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере Амурской области». Наибольший потенциал сбережения сосредоточен в сфере теплового хозяйства. Низкий технический уровень многих объектов — котельных, теплосетей, абонентских установок — приводит к большим сверхнормативным потерям тепла и топлива.
Чтобы повысить уровень энергосбережения в жилом фонде, был разработан план мероприятий в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Муниципалитетам рекомендовано провести информационно-разъяснительную работу с собственниками жилых помещений, управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, местным властям поручено уточнить перечень домов, которые должны быть оборудованы приборами учета, и определить предварительные объемы и источники средств на эти цели. На основе полученных данных муниципалитеты разработают свои программы в области энергосбережения.
Во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Плана мероприятий по его реализации, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1830-р проведена следующая работа:
  • распоряжением губернатора области создана рабочая группа по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности в Амурской области;
  • проведено организационное совещание рабочей группы и семинар-совещание с руководителями органов исполнительной власти, главами городских округов и муниципальных районов области по вопросам реализации положений Федерального закона № 261-ФЗ при участии представителя министерства энергетики Российской Федерации;
  • Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрены средства на разработку долгосрочной целевой программы «Энергосбережение Амурской области на 2010–2020 годы» в размере 8 миллионов рублей;
  • подготовлено постановление губернатора области «Об утверждении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов на 2010 год для учреждений, финансируемых из областного бюджета» с учетом снижения потребления ТЭР (электроэнергия, тепловая энергия, уголь, дизтопливо и дрова) на 3 процента;
  • подготовлен проект распоряжения правительства Амурской области «Об утверждении мероприятий по энергосбережению и повышении энергетической эффективности в Амурской области», в настоящее время проект проходит процедуру согласования;
  • подготовлена информация о фактическом наличии и потребности в приборах учета энергоресурсов по главным распорядителям средств областного бюджета;
  • подготовлены и направлены письма главам городских округов и муниципальных районов области с рекомендацией решения первоочередных задач по реализации Федерального закона № 261-ФЗ.
— Безработица — актуальная тема для всей страны. Насколько остро эта проблема стоит в Амурской области?
— На 1 января 2010 года уровень безработицы в Амурской области составил 3,2 процента. Можно констатировать, что данный показатель за год сократился. Во многом это заслуга управления занятости населения области, благодаря которому в 2009 году работу смогли найти более 28 тысяч амурчан.
Принята программа действий по снижению напряженности на рынке труда на 2010 год. На ее реализацию будет выделено более 100 миллионов рублей, причем 94 процента всех средств поступит из федерального бюджета. В частности, программа предусматривает организацию опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения; организацию общественных работ и временного трудоустройства; стажировку выпускников образовательных учреждений; содействие самозанятости безработных. Впервые в 2010 году предусмотрены мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов.
Отмечу, что опережающее профессиональное обучение, которое включает в себя профподготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, начинается еще до расторжения трудового договора с работником и проводится под конкретные рабочие места по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда.

— Какие еще антикризисные меры предусмотрены и реализуются правительством области?
— Основой всех соответствующих мероприятий является Программа антикризисных мер на 2009–2010 годы и План действий по ее реализации. Это комплексная программа, вмещающая широкий спектр мероприятий по самым различным направлениям. Во-первых, крупный социальный блок. В него входит проведение мониторинга увольнения работников; мониторинга задолженности по заработной плате в организациях области; предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям населения; предоставление адресной социальной помощи малоимущим, социальной помощи семьям с детьми. По последнему направлению продолжает внедряться в практику специальная программа «Самообеспечение». В ее рамках семьям с детьми оказывается целевая денежная помощь для развития подсобного хозяйства или занятия индивидуальной трудовой деятельностью.
Второй большой блок связан с поддержкой реального сектора экономики. Выше я уже сказал о мониторинге деятельности стратегических предприятий. Еще одно направление — ужесточение контроля и мониторинга процессов банкротства и реорганизации социально значимых и стратегических предприятий.
Также на 2010 год стоит задача разработать план мероприятий по содействию межотраслевой внутриобластной кооперации машиностроительного комплекса, в том числе за счет расширения перечня выпускаемой продукции, используемой при реализации государственных и муниципальных контрактов. Прорабатывается и вопрос оказания промышленным предприятиям области государственной поддержки в виде предоставления льготного тарифа по электроэнергии.
Третий немаловажный блок связан со снижением административного давления на бизнес, развитие малого и среднего предпринимательства. В данном направлении уделено внимание стимулированию спроса на товары местного производства. Вот уже в течение пяти лет проводится акция «Покупай Амурское!», в рамках которой с февраля прошлого года в розничной торговой сети области на местную продукцию вводились ценники одного цвета — зеленого.

— В последнее время на всех уровнях все более интенсивно обсуждается тема развития малого и среднего бизнеса…
— Снижение административного давления на бизнес, развитие малого и среднего предпринимательства — одна из важных составляющих плана действий по реализации антикризисных мер. В третьем квартале 2009 года мы актуализировали долгосрочную целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области на 2009–2010 годы». Из нее были исключены неэффективные мероприятия, вместо них включены новые, а по некоторым направлениям пересмотрены размеры финансирования. В частности, увеличен размер возмещаемой процентной ставки за пользование кредитами банка до действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ; увеличена сумма предоставляемых субсидий для возмещения части процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях на развитие производства и оказание услуг; введен новый вид поддержки — предоставление субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела (до 300 тыс. руб.).
В 2009 году оказана финансовая поддержка по всем видам субсидий более чем 100 субъектам малого и среднего предпринимательства. Для сравнения в 2008 году поддержку получили только 15 субъектов. В результате по сравнению с 2008 годом на 2,6 процента возросла доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий, на 1,2 процента увеличилась доля произведенной ими продукции в общем объеме ВРП.
На 2010 год в программу включены два новых вида поддержки, связанные с расширением инфраструктуры консультирования и правовой помощи малому бизнесу. Важное направление — обеспечение размещения государственного заказа у субъектов малого предпринимательства. За 2009 год объем размещения заказов для государственных нужд Амурской области у субъектов малого и среднего предпринимательства составил более 20 процентов от общего размещения заказов по региону.

Справка «Бюджета»

Олег Николаевич КОЖЕМЯКО, губернатор Амурской области
Родился 17 марта 1962 г. в с. Черниговка Приморского края.
Окончил Хабаровский монтажный техникум, Дальневосточный институт советской торговли (Тихоокеанский государственный экономический университет) по специальности «экономист».
Трудовую деятельность начал в 1981 году в сфере производства и прошел путь от рабочего до мастера Приморской ГРЭС.
В 1995–2002 гг. — заместитель председателя, председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота».
В 2001 г. избран депутатом Заксобрания Приморского края.
В 2002 г. избран представителем в Совете Федерации от Заксобрания Приморского края.
С октября 2004 г.  — советник Председателя Совета Федерации С. М. Миронова.
18 января 2005 г. назначен на пост вице-губернатора Корякского АО. 14 апреля 2005 г. утвержден в должности губернатора Корякского АО.
В 2007–2008 гг. — помощник руководителя Администрации Президента РФ.
20 октября 2008 г. утвержден в должности губернатора Амурской области.
Действительный государственный советник РФ 3 класса. Кандидат экономических наук.

Журнал "Бюджет", март 2010 г.
Поделиться