25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 10899 Материалы по теме
На одном из экстренных совещаний Правительства РФ, ко-торое было посвящено реализации закона № 122, премьер-министр Михаил Фрадков одним из регионов, в котором наиболее удачно идет реализация закона о монетизации льгот, назвал Ростовскую область. О том, с какими пробле-мами столкнулись ростовские власти при реализации этого закона, и как их удалось решить, рассказывает губернатор Ростовской области Владимир ЧУБ.

Ростовская область – одно из крупнейших территориальных об-разований России. На ее территории в 100,8 тыс. кв. км могли бы разместиться три таких государства, как Бельгия, Голландия и Дания вместе взятые. По численности населения регион зани-мает пятое место в Федерации. Административный центр Рос-товской области – город Ростов-на-Дону с населением свыше 1 млн. человек. Это крупный промышленный, культурный и на-учный центр, речной порт, важный транспортный узел. В 2002 году город приобрел дополнительное политическое и экономи-ческое значение как столица Южного федерального округа. По данным переписи 2002 года, население области – это 4404,013 тыс. человек, более 2/3 которого – городские жители. А потому реализация закона № 122 имела особое значение для ростовских властей.
Первым шагом в реализации этого закона для области стало создание 22 августа 2004 года координационного совета по обеспечению взаимодействия министерств и ведомств в рефор-мировании механизма предоставления адресной социальной помощи. В его состав вошли представители заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций, силовых структур.
Одной из главных задач, стоящих перед администрацией облас-ти, стала спокойная практическая реализация норм, установлен-ных Федеральным законом № 122-ФЗ по реформированию со-циальной поддержки населения. Необходимо было провести этот процесс наименее болезненно для ростовчан. Ведь любое нововведение, а тем более такое крупномасштабное, как форми-рование новой системы социальной поддержки населения, тре-бует определенного времени для адаптации. Поэтому первый месяц реализации нового закона прошел непросто.
Серьезную социальную напряженность в области, как, впрочем, и по всей стране, вызвала проблема проезда федеральных льготников в городском и внутрирайонном транспорте. Ростов-ским реформаторам пришлось долго подсчитывать и продумы-вать, как решить эту проблему. В итоге в Ростовской области изготовлены и начали действовать проездные билеты специаль-но для федеральных льготников. Цена такого билета – 85 руб-лей в месяц. Продажа их осуществляется через доставочные предприятия, почту, отделения банков, выплачивающих пенсию и ЕДВ. Причем те, кто не успел их пока получить, могут спо-койно ездить по удостоверениям.
Кстати, льготники могут выбрать, кататься им по проездным билетам или получать на руки живые деньги и расплачиваться наличными при каждом проезде. За февраль, например, продана 61 тыс. билетов.
Немало времени потребовал переход на новый порядок предос-тавления адресной социальной поддержки граждан. Еще в про-шлом году проведена необходимая подготовительная и разъяс-нительная работа. В результате для региональных льготников полностью был сохранен достигнутый в области уровень соци-альной поддержки. Показателем того, что все было сделано в лучшем виде, стал тот факт, что обращений в администрацию области и областные министерства со стороны региональных льготников не было.
Для федеральных льготников и людей, которые в основном проживают на селе, монетизация пришлась по душе. Ведь сум-ма единой денежной выплаты составила для них от 1550 до 650 рублей.
Серьезное недовольство вызвала проводимая реформа у феде-ральных льготников, выплата ЕДВ которым составила от 500 и ниже рублей. В основном это вдовы участников войны и инва-лиды 3-й группы. До сих пор поступают многочисленные обра-щения граждан этих категорий. Рассмотрев многие из них, спе-циалисты администрации направили в Государственную Думу РФ предложения по увеличению размеров ЕДВ федеральным льготникам. В них они рассмотрели возможность отказа от со-циального пакета в 2005 году.
Успешной адаптации закона помогло также создание специали-зированной нормативно-правовой базы. В соответствии с ут-вержденным планом областных мероприятий по подготовке и реализации Федерального закона № 122-ФЗ создана региональ-ная нормативно-правовая база.
музтеатр
С 1 января 2004 года приняты и реализуются 16 социальных об-ластных законов по предоставлению льгот отдельным категори-ям населения. Также разработано 43 нормативных документа, устанавливающих порядок финансирования реализации этих законодательных актов. В них утверждены порядок и положе-ния, устанавливающие механизм их финансирования. Причем эти документы приняты одними из первых в России.
Право на получение социального пособия в денежном выраже-нии и натуральной помощи имеют семьи или одиноко прожи-вающие граждане со среднедушевым доходом, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
Размер помощи в виде социального пособия в денежном выра-жении определяется как разница между величиной прожиточно-го минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и среднедушевым доходом семьи или одиноко про-живающего гражданина. Однако сумма не может быть менее 10% установленного законом минимального размера оплаты труда. Пособие назначается на срок от 1 до 6 месяцев в году.
Финансирование расходов на предоставление адресной соци-альной помощи в денежном и натуральном выражении преду-сматривается производить за счет средств областного бюджета.
Право на социальное обслуживание имеют граждане, прожи-вающие на территории Ростовской области, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Сохранено социальное обслуживание несовершеннолетних (в возрасте от 3 до 18 лет) и семей с несовершеннолетними деть-ми.
Для дезадаптированных граждан осталось возможным получе-ние временного приюта в специализированных учреждениях, как бесплатно, так и за плату.
Бесплатное соцобслуживание в государственной системе соци-альных служб предусматривается осуществлять по основаниям, предусмотренным статьей 16 ФЗ «Об основах социального об-служивания населения в Российской Федерации».
На основании Закона «О социальной поддержке ветеранов тру-да» мы предоставляем следующую социальную поддержку:
– оплата в размере 50% жилищно-коммунальных услуг, а так-же совместно проживающим с ними членам их семей скидка с оплаты на жилье: нетрудоспособным – 50%, остальным – 30%;
– бесплатное зубопротезирование;
– компенсация 50% абонентской платы за радио, компенсация 50% абонентской платы за телефон;
– бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте обще-го пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных);
– бесплатный проезд на железнодорожном транспорте приго-родного сообщения в течение года и водном транспорте приго-родного сообщения.
ветеранам
Областной закон «О социальной поддержке тружеников тыла» устанавливает меры социальной поддержки лиц, проработав-ших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно ок-купированных территориях СССР. А также для награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в пе-риод Великой Отечественной войны, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Ростов-ской области.
В нем предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
– бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств об-ластного, местных бюджетов или средств обязательного ме-дицинского страхования, к которым указанные лица были при-креплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;
– оплата в размере 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;
– бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и ме-таллокерамики) в государственных или муниципальных учреж-дениях здравоохранения по месту регистрации, а также бес-платное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;
– бесплатный проезд лиц, указанных в настоящей статье, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме так-си) в любом городе независимо от места их регистрации, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных) независимо от места их регистрации;
– бесплатный проезд на железнодорожном транспорте приго-родного сообщения и водном транспорте пригородного сооб-щения;
– преимущество при приеме в дома-интернаты для престаре-лых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеоче-редной прием на обслуживание отделениями социальной помо-щи на дому.
Областной закон, в котором определены меры социальной под-держки граждан, называется «О социальной поддержке граж-дан, пострадавших от политических репрессий». Подпадают под него лица, пострадавшие от политических репрессий, социаль-ная защита которых являлась расходными обязательствами фе-дерального бюджета. По нему подразумевается следующее:
– снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой пло-щади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, преду-смотренных законодательством, а также стоимости топли-ва, приобретаемого в пределах норм, установленных для про-дажи населению, проживающему в домах без центрального отопления;
– бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах ад-министративного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сооб-щения и в автобусах пригородных маршрутов;
– внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50%;
– бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, льгот-ное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделия-ми;
– компенсация стоимости проезда (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, – 50% стоимости проезда вод-ным, воздушным или междугородным автомобильным транс-портом;
– выплата денежной компенсации на установку телефона;
– пособие на погребение.
Кроме того, законопроектом предлагаются следующие гарантии гражданам, пострадавшим от политических репрессий:
– первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;
– первоочередная установка телефона;
– первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы;
– внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обес-печении с выплатой не менее 25% назначенной пенсии.
Областной закон «О социальной поддержке детства в Ростов-ской области» устанавливает меры социальной поддержки и со-циального обслуживания, предоставляемые в Ростовской облас-ти отдельным категориям детей, нуждающимся в особой заботе государства. Расходы в данном случае покрываются из област-ного бюджета. Это:
– предоставление социальных услуг несовершеннолетним, нахо-дящимся в трудной жизненной ситуации;
– организация медицинского обслуживания, отдыха и оздоров-ления детей, нуждающихся в особой заботе государства;
– денежные выплаты малоимущим семьям, имеющим малышей первого-второго года жизни (в размере 300 рублей в месяц на каждого ребенка для приобретения специальных молочных про-дуктов детского питания);
 – ежемесячное пособие ВИЧ-инфицированным (ВИЧ-инфицированным в детском возрасте – в размере двух прожи-точных минимумов для детей; лицу, осуществляющему уход, – в размере одного прожиточного минимума для трудоспособного населения; бесплатный проезд к месту лечения и обратно);
– скидки и денежные выплаты многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обу-чение – до 18 лет (скидка при оплате ЖКХ – 30%, ежемесячная денежная выплата в размере 100 рублей на каждого ребенка).
Кроме этого, законом предусматриваются дополнительные га-рантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно:
– право на обучение без взимания платы на курсах по подготов-ке к поступлению в учреждения среднего и профессионального образования;
– выплачивается стипендия лицам из числа детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в го-сударственных областных образовательных учреждениях на-чального и среднего профессионального образования. Для них помимо полного государственного обеспечения, размер которо-го увеличивается на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном уч-реждении, подразумевается выплата 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производ-ственной практики;
– единовременное денежное пособие в размере 500 рублей для детей-сирот – выпускников государственных областных обра-зовательных учреждений начального и среднего профессио-нального образования, за исключением лиц, продолжающих обу-чение по очной форме в образовательных учреждениях профес-сионального образования.
Данный закон сохраняет:
– многодетным семьям льготы ЖКХ в действующих размерах (30%);
– детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родите-лей, выплату компенсации за обучение, одежду, учебную лите-ратуру, проезд в транспорте, обеспечение жильем, опекунское пособие;
– семьям, имеющим ВИЧ-инфицированных детей, социальное пособие и возмещение расходов на проезд к месту лечения и об-ратно;
– оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государ-ства.
Заменены:
– многодетным семьям обеспечение лекарственными средст-вами, школьной (спортивной) формой, бесплатный проезд – ежемесячной денежной выплатой в размере 100 рублей на ка-ждого ребенка;
– малоимущим семьям, имеющим детей первого-второго года жизни, обеспечение молочными продуктами – ежемесячной де-нежной выплатой в размере 300 рублей на каждого ребенка;
Законом установлено единовременное денежное пособие в раз-мере 500 рублей для детей-сирот и детей, оставшихся без попе-чения родителей, – выпускников государственных областных образовательных учреждений начального и среднего профес-сионального образования, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях про-фессионального образования.
билдинг
На их исполнение предусмотрены в областном бюджете 2005 года все необходимые средства, которые позволят обеспечивать социальную поддержку региональных льготников.
К их числу отнесены ветераны труда, труженики тыла, реабили-тированные, многодетные семьи, получатели детских пособий, жилищных субсидий и адресной поддержки. Всего – 1,9 млн. человек. Им в основном сохранены льготы в натуральном виде, лишь часть из них заменена денежными выплатами.
На бесплатный проезд в городском и районном общественном транспорте, пригородном железнодорожном, водном и внутри-областном автомобильном транспорте ветеранам труда, труже-никам тыла и реабилитированным предусмотрен объем субвен-ций на 2005 год в размере 330,0 млн. рублей.
Денежные выплаты на общую сумму 1,1 млрд. рублей введены для следующих категорий:
– многодетные семьи (ежемесячная выплата в размере 100 рублей на каждого ребенка);
– малообеспеченные семьи, имеющие детей первого-второго года жизни (ежемесячная выплата 300 рублей на ребенка);
– малообеспеченные семьи, имеющие детей (ежемесячные вы-платы – 70 рублей на ребенка, 140 рублей на детей одиноких матерей, 105 рублей – на детей в семьях, где уклоняются от уплаты алиментов, детей военнослужащих, проходящих воен-ную службу по призыву);
– дети под опекой (ежемесячная выплата 1605 рублей на одно-го ребенка);
– семьи, имеющие ВИЧ-инфицированных детей (два прожи-точных минимума для ребенка и один – лицу, осуществляющему уход).
теплоход
Сохраняются порядок и условия оказания государственной со-циальной помощи в соответствии с законом «Об адресной соци-альной помощи населению», а также выплаты жилищных суб-сидий.
Всего на все социальные льготы в областном бюджете преду-смотрено 5 млрд. рублей. На предоставление льгот федераль-ным льготникам будет выделено из федерального бюджета бо-лее 7 млрд. 600 млн. рублей. Им предусмотрена замена основ-ной части натуральных льгот ежемесячными денежными вы-платами от минимальной – 150 рублей у вдов (600 – 450 рублей соцпакет), до максимальной – 1550 рублей у инвалидов войны (2000 – 450 рублей соцпакет).
За федеральными льготниками в этом году сохранены в нату-ральном виде самые значимые льготы, которые составят так на-зываемый соцпакет, или набор социальных услуг, на оплату ко-торого будут направляться 450 рублей в месяц на одного льгот-ника. Цена этого набора в год для области составит 2 млрд. 600 млн. рублей. С 2006 года каждый льготник сможет выбрать со-циальный пакет или его денежный эквивалент.
Все полномочия по обеспечению льготных категорий санатор-но-курортным лечением возложены на Фонд социального стра-хования. Фондом был проведен конкурс среди санаториев на предоставление услуг, в котором 14 учреждений стали победи-телями. На их базе смогут поправить свое здоровье более 21 тыс. льготников. Это в пять раз больше, чем в предыдущие го-ды. Также заключены контракты со здравницами курортов Кав-казских Минеральных Вод, Сочи, Анапы. Стоимость одного дня пребывания в санатории независимо от профиля оказываемой помощи составляет 400 рублей. В январе текущего года уже 1800 льготников (из них десятая часть – дети-инвалиды) полу-чили путевки в санатории и здравницы вместе с проездными талонами на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
В первом квартале гражданами будет получено 5,8 тыс. путевок, из них 4,5 тыс. путевок – в местные санаторно-курортные учре-ждения и 1,3 тыс. путевок – в здравницы других регионов.
Путевку в санаторий можно получить только при наличии ме-дицинских показаний. При этом нуждающийся в лечении граж-данин должен быть внесен в Федеральный регистр, и ему долж-ны быть назначены ежемесячные денежные выплаты. Для полу-чения путевки необходимо вместе с заявлением представить справку, выдаваемую лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства. Эту справку выписывает лечащий врач. Срок действия справки для получения путевки составляет 6 ме-сяцев. Поэтому если на момент предоставления путевки этот срок истечет, гражданин должен быть готов к тому, что ему придется еще раз посетить врача, чтобы обновить справку. В отдаленных районах, когда до ближайшего отделения ФСС да-леко и трудно добираться, можно обратиться в органы социаль-ной защиты населения по месту жительства. Такой вариант пре-дусмотрен для удобства обращающихся за путевками льготни-ков.
купола
В социальном пакете 85% его стоимости составляет дополни-тельная бесплатная медицинская помощь в виде льготных ле-карств.
Для обеспечения нуждающихся медикаментами в области опре-делены организационные структуры: лечебные учреждения, ап-теки, склады. Аптечные учреждения обеспечены необходимым компьютерным оборудованием, разработан порядок льготного лекарственного обеспечения населения и механизм контроля.
Между федеральными поставщиками и аптечными учрежде-ниями заключен договор на поставку медикаментов. С января производится выписка льготным категориям граждан рецептов единого образца, по которым уполномоченными аптеками в со-ответствии с утвержденным перечнем отпускаются лекарствен-ные средства.
Льготы на жилищно-коммунальные услуги сохранены для всех льготников в натуральном виде. На реализацию этой меры со-циальной поддержки предусмотрено в федеральном и област-ном бюджетах на 2005 год более 1,5 млрд. рублей.
Кроме того, самым заслуженным людям – Героям Советского Союза и России, Героям Социалистического Труда, полным ка-валерам орденов Славы и Трудовой Славы предоставлены нату-ральные льготы, и они ими пользуются в установленном ранее порядке. Расходы будут компенсироваться за счет средств фе-дерального бюджета, о чем подписано соглашение между адми-нистрацией области и Пенсионным фондом России.
Следующий шаг должен быть сделан в отношении сельских бюджетников, которые сегодня имеют натуральные льготы на оплату жилья, освещения, отопления, а также других льготных категорий, которые изъявят желание получать вместо льгот де-нежные выплаты.
Вопрос реализации Федерального закона № 122-ФЗ находится на постоянном контроле в министерствах труда, здравоохране-ния, транспорта, фондах пенсионном, социального и медицин-ского страхования.
Есть у ростовских реформаторов и своя маленькая хитрость. Все возникающие проблемы и вопросы предоставления адрес-ной социальной помощи в Ростовской области решаются опера-тивно. И секрет здесь кроется в создании центра «горячая ли-ния», оперативного штаба, специальных консультационных пунктов в министерствах и фондах. Например, наибольшее ко-личество звонков зафиксировала «горячая линия» фармацевти-ческого управления областного минздрава по вопросам помощи в получении лекарственного обеспечения и министерства труда и социального развития области по приобретению талонов на проезд федеральным льготникам.
Доверия среди населения удалось добиться благодаря активной работе администрации со средствами массовой информации.
Именно благодаря такому комплексному подходу в Ростовской области удалось выполнить все необходимые требования для первого этапа монетизации. Сейчас ростовские реформаторы готовятся ко второму этапу проведения в жизнь закона № 122.

Справка «Бюджета»
чуб
Владимир Федорович ЧУБ
Родился в г. Пинске Брестской области 24 июля 1948 года. Окончил Ленинградский институт водного транспорта (Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций), а в 1990 г. – Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР.
Трудовой путь начал с 1971 г.: мастер, руководитель производ-ственного подразделения, главный инженер ремонтно-эксплуатационной базы флота «Красный флот» в г. Ростове-на-Дону.
1980 – 1983 гг. – второй секретарь Пролетарского райкома пар-тии г. Ростова-на-Дону.
1983 – 1985 гг. – главный инженер Волго-Донского речного па-роходства.
1985 – 1989 гг. – первый секретарь Пролетарского райкома пар-тии г. Ростова-на-Дону.
В 1989 г. на альтернативной основе избран председателем Рос-товского-на-Дону горисполкома, а в 1991 г., также на альтерна-тивной основе, – председателем Ростовского городского Совета народных депутатов.
В октябре 1991 г. указом Президента РФ назначен главой адми-нистрации Ростовской области.
В сентябре 1996 г. избран главой администрации (губернато-ром) Ростовской области.
В сентябре 2001 г. повторно избран главой администрации (гу-бернатором) Ростовской области.
В 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации Федерально-го Собрания Российской Федерации.
1998 г. – январь 2001 г. – председатель Ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа.
Академик, почетный член Академии транспорта РФ.
Женат. Имеет дочь и внука.
Награжден: орденом Почета, орденами «За заслуги перед Оте-чеством» III степени, «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно