Подведены итоги межрегионального семинара «Реформа и развитие межбюджетных отношений в свете реформирования региональных и муниципальных финансов», который состоялся 3-4 февраля в Кирове. Организаторы - Правительство Кировской области и Департамент Финансов Кировской области совместно с Центром Информационных и Финансовых Технологий (Екатеринбург).
В семинаре приняли участие идеологи бюджетной реформы: А.М. Лавров – Директор департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ, В.В. Климанов – директор Института реформирования общественных финансов, В.А. Шипунов – консультант фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и др. Представители финансовых органов Субъектов Федерации: республики Мордовия, Удмуртия, Коми, Карелия, Пермской, Вологодской, Мурманской, Нижегородской, Ульяновской, Саратовской областей и др. Главы и руководители финорганов муниципальных образований Кировской области. Представители ведущих компаний-разработчиков программных продуктов для органов государственной власти.
Киров оказался в авангарде обсуждения бюджетной реформы РФ не случайно. «Программа реформирования общественных финансов Кировской области 2005-2006 гг.», представленная регионом на суд конкурсной комиссии Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, была признана лучшей. Ближайшие годы станут для Кировской области временем реализации принципов и мероприятий, прописанных в программе.
Активную позицию, которую демонстрирует Правительство области в формировании новых бюджетных отношений, представил в своем приветственном слове Губернатор Кировской области Н.И. Шаклеин:
—Без реформирования финансов трудно использовать внутренние ресурсы области, чтобы эффективно развивать экономику региона. Мы понимаем, что межбюджетные отношения должны строиться на новой основе: быть, реалистичными, качественными, прозрачными, в том числе и для общественности.
Данный Семинар является официальным стартом реализации программы реформирования общественных финансов в Кировской области.
О новых принципах межбюджетных отношений говорили идеологи реформы, подчеркнувшие в своих выступлениях возрастающую роль инициативы, и, как следствие, ответственности, субъектов РФ в формировании своей бюджетной политики.
А.М. Лавров, Директор департамента бюджетной политики Министерства Финансов РФ отметил, что в главном финансовом органе страны поддерживают инициативу проведения Семинара. В своем выступлении он подчеркнул, что реформа бюджетного процесса является неотъемлемой частью административной реформы. Поэтому ее реализация полностью идет в русле глобальных государственных преобразований. У бюджетной реформы есть конкретная цель — переход от управления затратами к управлению результатом. Новая парадигма управления финансами строится на оптимальной децентрализации, долгосрочном закреплении доходов, которое невозможно без перехода к многолетнему планированию.
Все участники Семинара сошлись во мнении, что успешное воплощение принципов бюджетной реформы невозможно без грамотного применения достижений сферы информационных технологий. Поэтому наравне с названными постулатами, смело можно поставить автоматизацию бюджетного процесса, как еще одно условие успеха реформы общественных финансов.
А.М. Лавров:
—Сейчас можно с уверенностью говорить, что спрос на информационные системы, обеспечивающие работу бюджетного процесса на современном уровне, уже сформирован со стороны финансовых органов России.
В.В. Климанов, Директор Института развития общественных финансов:
—Мы можем констатировать: до сих пор во многих регионах процесс информатизации и поиска методики управления региональными финансами идут безотносительно друг к другу. Программа реформирования против разрыва содержания реформы и ее информационного обеспечения, я думаю, она с необходимостью свяжет эти два процесса воедино.
В Кировской области год назад пришли к выводу о том, что без современных средств автоматизации управлять общественными финансами невозможно.
Н.Д. Русских, Глава Департамента Финансов Кировской области:
—2004 год прошел для нас под знаком автоматизации. Запросы к критериям программных комплексов – претендентов на автоматизацию бюджетного процесса региона у нас были очень высоки.
Мы внедрили казначейское исполнение на базе системы «Бюджет КС» («Кейсистемс», Чебоксары). И параллельно продолжаем работу по внедрению комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом – САПФИР (Система Анализа и Планирования Финансов Региона, CIFT, Екатеринбург).
Внедрение программного комплекса САПФИР началось непосредственно в период формирования бюджета области на 2005 год. Гибкость системы позволила ей органично вписаться в этот процесс.
В результате – бюджет Кировской области и бюджеты муниципальных образований были приняты 25 ноября 2004 года. Если вспомнить количество согласований, поправок и корректировок, без которых никогда не обходится утверждение бюджета – это рекордно короткие сроки. Надо отдельно отметить, что в процессе внедрения удалось учесть все изменения, согласно требованиям реформы. В том числе – уже на САПФИРе мы провели переход на новую бюджетную классификацию.
Сейчас мы без сомнения можем сказать, что внедрение прошло удачно и сразу показало свою эффективность.
Перспективы дальнейшей работы в сфере автоматизации бюджетного процесса в Кировской области раскрыл А.Н. Солодянкин, начальник управления информатизации департамента финансов Кировской области:
—Обратите внимание, как по ходу реформы меняются приоритеты в структуре финансового департамента. Еще год назад блок информационных технологий считался по преимуществу вспомогательным, выполнял функции техподдержки.
Сейчас ясно, что решить вопрос о качественной работе бюджетного процесса невозможно без автоматизированной системы. Положительные моменты, которые мы получили в результате внедрения программы САПФИР:
-все исходные данные в единой базе;
-введен порядок системы классификаторов и кодирования;
-повышение ответственности каждого сотрудника.
Наши намерения по дальнейшему развитию системы:
-использование системы для хранения данных (глубина – несколько лет) и получения из них произвольных выборок,
-учет исполнения и получения данных о фактическом исполнении, анализ общей и текущей картины.
-внедрение среднесрочного планирования и получение необходимых отчетных форм для ЗС области и т.д.
Система Анализа и Планирования Финансов Региона (САПФИР) разработана Центром Информационных и Финансовых Технологий (CIFT) по заказу Министерства Финансов Свердловской области. Система внедрена в финансовых органах Свердловской и Курганской, Кировской областей, сейчас идет работа по внедрению САПФИРа еще в ряде регионов и крупных Муниципальных образованиях.
На сегодня САПФИР является готовым программным комплексом, автоматизировавшим такие сложные процессы, как анализ, планирование, конвертацию, хранение данных и пр. Более того, Система является гибкой и настраивается под меняющиеся требования, что немаловажно в период реформы. Разработчики САПФИРа всегда располагают информацией о последних изменениях в законодательстве и учитывают тенденции развития реформы.
Н.М. Грин, Начальник отдела бизнес-анализа и внедрения CIFT:
—Тезис «Автоматизация – неотъемлемый элемент развития каждой современной системы управления» является аксиомой для дальновидных руководителей.
В сфере государственного управления много лет пытаются решить непростую задачу информатизации. В последние годы, благодаря быстрому развитию техники, такие требования времени как системный подход, обеспечение единого информационного пространства начали реализовываться. Несколько лет назад от информационных систем требовалось лишь автоматизировать регулярно повторяющиеся действия, имеющие вполне четкую регламентацию. Остальные функции автоматизировались фрагментарно, либо вообще считались неподлежащими автоматизации.
Современная тенденция в этой сфере ведет к созданию единой комплексной системы поддержки управленческих решений.
Р.Г. Серазиденов, Генеральный директор Центра Информационных и Финансовых Технологий:
—Автоматизация работы органов государственной власти – процесс необходимый и неминуемый. Поэтому те регионы, руководство которых уже сейчас принялио решение использовать новейшие наработки в сфере информационных технологий для работы своих ведомств, имеют неоспоримое преимущество в решении задач, поставленных бюджетной и административной реформой.
В Кировской области считают, что полезные инициативы и новшества нужно развивать на региональном уровне. Поэтому, параллельно с участием в федеральном, здесь провели местный конкурс. Задачей муниципалитетов было разработать оптимальную программу реформирования муниципальных финансов. Для финансирования изменений в бюджете области, по аналогии с федеральным, учредили специальный фонд. По словам Н.Д. Русских, Главы Департамента Финансов Кировской области, новшества, привнесенные в бюджетный процесс программным комплексом САПФИР, также будут экстраполированы на муниципальный уровень – областная власть и муниципалитеты на местах получат возможность работать с бюджетом в единой системе.
Федеральные власти подчеркивают, что инициативу регионов в реализации государственных задач надо поддерживать и развивать.
А.М. Лавров, Директор департамента бюджетной политики Министерства Финансов РФ:
—Данные исследования, проведенного в 2004 году специалистами Мирового банка между регионами, участвовавшими в конкурсе программ развития региональных финансов, и теми, кто не принял участия, свидетельствуют, что развитие территорий-участников по большинству показателей гораздо выше. Программа, безусловно, приносит экономический эффект.
В.В. Климанов, Директор Института развития общественных финансов:
—На 2005 год Правительство РФ приняло решение о дальнейшем развитии Фонда поддержки программы реформирования общественных финансов. В этом году в число претендентов на такую поддержку помимо регионов войдут и крупные муниципальные образования.
Подводя итоги состоявшегося Семинара, участники подчеркивали важность сделанных докладов и проведенных обсуждений. Бюджетная реформа, как любой сложный и многоуровневый процесс, не может не вызывать вопросов. Ответы на многие из них были получены в Кирове.
Нина НЕЧАЕВА
В семинаре приняли участие идеологи бюджетной реформы: А.М. Лавров – Директор департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ, В.В. Климанов – директор Института реформирования общественных финансов, В.А. Шипунов – консультант фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и др. Представители финансовых органов Субъектов Федерации: республики Мордовия, Удмуртия, Коми, Карелия, Пермской, Вологодской, Мурманской, Нижегородской, Ульяновской, Саратовской областей и др. Главы и руководители финорганов муниципальных образований Кировской области. Представители ведущих компаний-разработчиков программных продуктов для органов государственной власти.
Киров оказался в авангарде обсуждения бюджетной реформы РФ не случайно. «Программа реформирования общественных финансов Кировской области 2005-2006 гг.», представленная регионом на суд конкурсной комиссии Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, была признана лучшей. Ближайшие годы станут для Кировской области временем реализации принципов и мероприятий, прописанных в программе.
Активную позицию, которую демонстрирует Правительство области в формировании новых бюджетных отношений, представил в своем приветственном слове Губернатор Кировской области Н.И. Шаклеин:
—Без реформирования финансов трудно использовать внутренние ресурсы области, чтобы эффективно развивать экономику региона. Мы понимаем, что межбюджетные отношения должны строиться на новой основе: быть, реалистичными, качественными, прозрачными, в том числе и для общественности.
Данный Семинар является официальным стартом реализации программы реформирования общественных финансов в Кировской области.
О новых принципах межбюджетных отношений говорили идеологи реформы, подчеркнувшие в своих выступлениях возрастающую роль инициативы, и, как следствие, ответственности, субъектов РФ в формировании своей бюджетной политики.
А.М. Лавров, Директор департамента бюджетной политики Министерства Финансов РФ отметил, что в главном финансовом органе страны поддерживают инициативу проведения Семинара. В своем выступлении он подчеркнул, что реформа бюджетного процесса является неотъемлемой частью административной реформы. Поэтому ее реализация полностью идет в русле глобальных государственных преобразований. У бюджетной реформы есть конкретная цель — переход от управления затратами к управлению результатом. Новая парадигма управления финансами строится на оптимальной децентрализации, долгосрочном закреплении доходов, которое невозможно без перехода к многолетнему планированию.
Все участники Семинара сошлись во мнении, что успешное воплощение принципов бюджетной реформы невозможно без грамотного применения достижений сферы информационных технологий. Поэтому наравне с названными постулатами, смело можно поставить автоматизацию бюджетного процесса, как еще одно условие успеха реформы общественных финансов.
А.М. Лавров:
—Сейчас можно с уверенностью говорить, что спрос на информационные системы, обеспечивающие работу бюджетного процесса на современном уровне, уже сформирован со стороны финансовых органов России.
В.В. Климанов, Директор Института развития общественных финансов:
—Мы можем констатировать: до сих пор во многих регионах процесс информатизации и поиска методики управления региональными финансами идут безотносительно друг к другу. Программа реформирования против разрыва содержания реформы и ее информационного обеспечения, я думаю, она с необходимостью свяжет эти два процесса воедино.
В Кировской области год назад пришли к выводу о том, что без современных средств автоматизации управлять общественными финансами невозможно.
Н.Д. Русских, Глава Департамента Финансов Кировской области:
—2004 год прошел для нас под знаком автоматизации. Запросы к критериям программных комплексов – претендентов на автоматизацию бюджетного процесса региона у нас были очень высоки.
Мы внедрили казначейское исполнение на базе системы «Бюджет КС» («Кейсистемс», Чебоксары). И параллельно продолжаем работу по внедрению комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом – САПФИР (Система Анализа и Планирования Финансов Региона, CIFT, Екатеринбург).
Внедрение программного комплекса САПФИР началось непосредственно в период формирования бюджета области на 2005 год. Гибкость системы позволила ей органично вписаться в этот процесс.
В результате – бюджет Кировской области и бюджеты муниципальных образований были приняты 25 ноября 2004 года. Если вспомнить количество согласований, поправок и корректировок, без которых никогда не обходится утверждение бюджета – это рекордно короткие сроки. Надо отдельно отметить, что в процессе внедрения удалось учесть все изменения, согласно требованиям реформы. В том числе – уже на САПФИРе мы провели переход на новую бюджетную классификацию.
Сейчас мы без сомнения можем сказать, что внедрение прошло удачно и сразу показало свою эффективность.
Перспективы дальнейшей работы в сфере автоматизации бюджетного процесса в Кировской области раскрыл А.Н. Солодянкин, начальник управления информатизации департамента финансов Кировской области:
—Обратите внимание, как по ходу реформы меняются приоритеты в структуре финансового департамента. Еще год назад блок информационных технологий считался по преимуществу вспомогательным, выполнял функции техподдержки.
Сейчас ясно, что решить вопрос о качественной работе бюджетного процесса невозможно без автоматизированной системы. Положительные моменты, которые мы получили в результате внедрения программы САПФИР:
-все исходные данные в единой базе;
-введен порядок системы классификаторов и кодирования;
-повышение ответственности каждого сотрудника.
Наши намерения по дальнейшему развитию системы:
-использование системы для хранения данных (глубина – несколько лет) и получения из них произвольных выборок,
-учет исполнения и получения данных о фактическом исполнении, анализ общей и текущей картины.
-внедрение среднесрочного планирования и получение необходимых отчетных форм для ЗС области и т.д.
Система Анализа и Планирования Финансов Региона (САПФИР) разработана Центром Информационных и Финансовых Технологий (CIFT) по заказу Министерства Финансов Свердловской области. Система внедрена в финансовых органах Свердловской и Курганской, Кировской областей, сейчас идет работа по внедрению САПФИРа еще в ряде регионов и крупных Муниципальных образованиях.
На сегодня САПФИР является готовым программным комплексом, автоматизировавшим такие сложные процессы, как анализ, планирование, конвертацию, хранение данных и пр. Более того, Система является гибкой и настраивается под меняющиеся требования, что немаловажно в период реформы. Разработчики САПФИРа всегда располагают информацией о последних изменениях в законодательстве и учитывают тенденции развития реформы.
Н.М. Грин, Начальник отдела бизнес-анализа и внедрения CIFT:
—Тезис «Автоматизация – неотъемлемый элемент развития каждой современной системы управления» является аксиомой для дальновидных руководителей.
В сфере государственного управления много лет пытаются решить непростую задачу информатизации. В последние годы, благодаря быстрому развитию техники, такие требования времени как системный подход, обеспечение единого информационного пространства начали реализовываться. Несколько лет назад от информационных систем требовалось лишь автоматизировать регулярно повторяющиеся действия, имеющие вполне четкую регламентацию. Остальные функции автоматизировались фрагментарно, либо вообще считались неподлежащими автоматизации.
Современная тенденция в этой сфере ведет к созданию единой комплексной системы поддержки управленческих решений.
Р.Г. Серазиденов, Генеральный директор Центра Информационных и Финансовых Технологий:
—Автоматизация работы органов государственной власти – процесс необходимый и неминуемый. Поэтому те регионы, руководство которых уже сейчас принялио решение использовать новейшие наработки в сфере информационных технологий для работы своих ведомств, имеют неоспоримое преимущество в решении задач, поставленных бюджетной и административной реформой.
В Кировской области считают, что полезные инициативы и новшества нужно развивать на региональном уровне. Поэтому, параллельно с участием в федеральном, здесь провели местный конкурс. Задачей муниципалитетов было разработать оптимальную программу реформирования муниципальных финансов. Для финансирования изменений в бюджете области, по аналогии с федеральным, учредили специальный фонд. По словам Н.Д. Русских, Главы Департамента Финансов Кировской области, новшества, привнесенные в бюджетный процесс программным комплексом САПФИР, также будут экстраполированы на муниципальный уровень – областная власть и муниципалитеты на местах получат возможность работать с бюджетом в единой системе.
Федеральные власти подчеркивают, что инициативу регионов в реализации государственных задач надо поддерживать и развивать.
А.М. Лавров, Директор департамента бюджетной политики Министерства Финансов РФ:
—Данные исследования, проведенного в 2004 году специалистами Мирового банка между регионами, участвовавшими в конкурсе программ развития региональных финансов, и теми, кто не принял участия, свидетельствуют, что развитие территорий-участников по большинству показателей гораздо выше. Программа, безусловно, приносит экономический эффект.
В.В. Климанов, Директор Института развития общественных финансов:
—На 2005 год Правительство РФ приняло решение о дальнейшем развитии Фонда поддержки программы реформирования общественных финансов. В этом году в число претендентов на такую поддержку помимо регионов войдут и крупные муниципальные образования.
Подводя итоги состоявшегося Семинара, участники подчеркивали важность сделанных докладов и проведенных обсуждений. Бюджетная реформа, как любой сложный и многоуровневый процесс, не может не вызывать вопросов. Ответы на многие из них были получены в Кирове.