Транспортная инфраструктура

Выгодное географическое расположение Астраханской области обусловило особый статус региона. Благодаря выходу на Каспийское море, Астраханская область играет важную роль в системе международных евроазиатских транспортных маршрутов. Продолжая традиции Великого 8 шелкового пути, по территории региона проходит международный транспортный коридор «Север-Юг», кратчайшим путем связывающий страны Южной и Юго-Восточной Азии через территорию Ирана, Каспийское море и Астраханскую область с центральной Россией и государствами северной, центральной и восточной Европы. МТК «Север-Юг» в три раза короче, чем перевозка международных транзитных грузов через Суэцкий канал.

Кроме того, имеется возможность использования Волго-Донского канала для прямого выхода с Каспийского бассейна в страны Черноморско-Средиземноморского бассейна, а по реке Дунай  – в страны Центральной Европы. При этом Астраханский транспортный узел  – ключевое звено российского участка данного маршрута.

В настоящее время участниками Соглашения о МТК «Север-Юг» являются Республика Беларусь, Россия, Иран, Индия и Казахстан. 

Основная ветвь транспортного коридора «Север-Юг» проходит в направлении Санкт-Петербург - Москва - Астрахань (Российская Федерация) - Тегеран  - Бендер-Аббас (Иран)  - Индия. Пополнить состав участников 

Соглашения в скором времени могут Турция и Украина, заинтересованность в присоединении к Соглашению проявляют Армения, Литва и Швеция. 

Перспективными кандидатами на участие в Соглашении являются Туркменистан, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка и некоторые другие страны, в том числе и европейские.

Начало перевозок по новому маршруту внесло новый импульс в развитие Астраханского транспортного узла. Инвесторы стали более активно вкладывать средства в развитие портовой инфраструктуры. Кроме того, через Астрахань проходит международный коридор Е-40 «Запад-Восток», соединяющий Республику Казахстан с южными регионами России и Украиной. Большим преимуществом Астраханской области является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать преимущества всех имеющихся в регионе видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и авиационного.

Астраханский воднотранспортный комплекс состоит из двух основных составляющих частей: Астраханского консолидированного порта и Морского торгового порта Оля.

Астраханский консолидированный морской порт имеет 18 отдельных грузовых участков. Общая длина причальной линии составляет около трех тысяч  метров, где одновременно могут обрабатываться около 20 судов. 

Имеются специализированные причалы  – зерновой терминал мощностью 15-20 тыс. тонн в месяц для перевалки зерна  с 9

железнодорожного, автомобильного на водный транспорт, а также  нефтеперевалочные терминалы  компании «ЛУКойл»  и ООО «ТРАНСОЙЛ-Терминал», обеспечивающие перевалку наливных грузов с железнодорожного на водный транспорт.

Особое значение в развитии морских транспортных коммуникаций придается развитию  нового  морского порта Оля, пионерный причал которого начал свою работу в 1998 году. Проектная мощность этого порта рассчитана на переработку 8 млн. тонн генеральных грузов и 5,8 млн. тонн грузов, перевозимых автотрейлерами и железнодорожными  вагонами на морских паромах.

Сегодня на линии Астрахань (Россия) - Туркменбаши (Туркменистан) -Энзели (Иран) работают автомобильные морские паромы типа РО-РО. После завершения оснащения данного пункта всем необходимым техническим оборудованием, количество обслуживаемых автопоездов достигнет 6000 единиц в год.

В морском торговом порту Оля уже функционирует контейнерный терминал мощностью 400 тыс. тонн грузов или 45 тыс. штук 20-40 футовых контейнеров в год. В связи с перспективой освоения нефтегазовых запасов Каспия, компания «ЛУКОЙЛ» намерена развивать собственную транспортную инфраструктуру Астраханского региона, в частности, путем строительства комплекса нефтеналивных терминалов в порту Оля.

В настоящее время  с началом эксплуатации железнодорожного пути от станции Яндыки Приволжской железной дороги до порта Оля закончено формирование железнодорожной составляющей Астраханского транспортного узла в рамках развития МТК «Север-Юг». На ряде участков консолидированного порта, а также в порту Оля действуют пограничные пункты пропуска и таможенные посты.

Железнодорожное сообщение соединяет Астрахань с другими областными центрами России, Казахстаном, Средней Азией и 

Закавказьем. Общая развернутая протяженность железных дорог в Астраханской области составляет 2222,7 км.

Сеть автомобильных дорог Астраханской области по основным параметрам развитости занимает одно из ведущих мест в России и Центральной Азии. 

Практически все населенные пункты, включая отдаленные, имеют дороги с твердым покрытием. 

Через Астраханскую  область проходят международная трасса Е40, автомобильные дороги федерального значения М6, М8. По международному транспортному коридору Е-40 «Запад-Восток», проходящему через южные границы России по территории Астраханской 10 области, приходят крупные грузопотоки из стран Средней Азии и Ближнего Востока в  южные регионы России, Украину и другие страны восточной Европы. Большое значение в транспортной инфраструктуре имеют автомобильные трассы: Астрахань - Волгоград - Москва, Астрахань -Элиста - Ставрополь, Астрахань - Махачкала и Астрахань - Атырау (Казахстан).

В последние годы в области интенсивно ведутся работы по реконструкции и строительству новых автомобильных дорог, мостов. 

Существующая сеть автомобильных дорог из-за невысокого инженерного и сервисного обеспечения не соответствует условиям интенсивного развития экономики региона и требует значительных инвестиций.

Так, в настоящее время завершен первый этап строительства восточного обхода г. Астрахани, соединяющего международные 

транспортные коридоры Е-40 «Запад-Восток» и «Север-Юг». Совместными усилиями Российской Федерации и Республики Казахстан в 2007 году был построен и открыт мостовой переход через пограничную реку Кигач. 

Согласно оценке экспертов появление этого моста на маршруте транспортного коридора  «Восток-Запад» будет способствовать реализации транзитного потенциала России за счет обеспечения бесперебойного сообщения с Казахстаном и другими государствами-участницами Шанхайской организации сотрудничества.

В целях дальнейшего развития автоперевозок по МТК «Запад-Восток» в перспективе планируется строительство северного обхода  г. Астрахани, автомобильной дороги Астрахань - Красный Яр - государственная граница с Республикой Казахстан, мостового перехода через реку Бузан, а также строительства нового моста через Волгу севернее г. Астрахани. 

В Астрахани функционирует международный аэропорт, железнодорожный  и автовокзал.

Значительный интерес для Астраханской области представляет деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-Р), 

трубопроводы которого проходят на протяжении 222 км по территории 5 районов области: Красноярского, Енотаевского, Харабалинского, Наримановского и Лиманского.

Одним из примечательных объектов КТК на территории области стал подводный переход через реку Волга по методу горизонтально-наклонного бурения, который не имеет аналогов в России. Объект, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный в мире подводный переход (1,5 км), выполнен германской фирмой «FAB».

Rambler's Top100