Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Транспортный комплекс

Окружная транспортная система была сформирована в результате реализации программы развития газовой и нефтяной индустрии.

Конфигурация сети и взаимодействие различных видов транспорта определялись сложившимися в то время межрегиональными транспортно-экономическими связями предприятий нефтегазовой промышленности и наличием двух 'входов' в регион. На юге - из Тюмени, на севере округа - по железной дороге из Лабытнанги, на речном транспорте - с юга из Омска и Новосибирска, на морском транспорте - из Мурманска по Северному морскому пути.

Система аэропортов и взлетно-посадочных полос также формировалась в нефтегазовых городах и поселках. Что касается автомобильных дорог, то они в первую очередь прокладывались к разрабатываемым месторождениям и имели радиальную конфигурацию: от железнодорожных станций и речных портов к углеводородным площадям. Особенностью автодорожной сети Ямала можно было назвать её ведомственную принадлежность и технологическую направленность. Протяженность дорог общего пользования была крайне незначительна.

В 90-е годы приоритетным направлением развития транспортной сети стало формирование широкой сети магистралей. В настоящее время система представлена всеми видами транспорта. В реализации объемов перевозок ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, на втором месте - автомобильный, на третьем - речной.

Автомобильный транспорт и сеть автодорог


Несмотря на интенсивное развитие нефтегазового комплекса, сеть дорог на Ямале в настоящее время только создается. Основой её является автомобильная дорога Сургут - Салехард, которая, по завершении строительства, свяжет города и поселки автономного округа, в том числе административный центр - Салехард, с сетью дорог Российской Федерации. Общая протяженность трассы составляет 1292 км, в том числе по территории автономного округа 1057 км. Из них построено 443 км. 
Перспективы развития сети автомобильных дорог автономного округа обозначены в проекте Программы модернизации транспортной системы России до 2025 г. 

Программа строительства автомобильных дорог на территории округа предусматривает три этапа: 1) формирование опорной сети дорог - завершение строительства автомобильной дороги Сургут-Салехард, входящей в Сибирский автодорожный коридор; 2) обеспечение автотранспортной связью районных центров с опорной сетью; 3) обеспечение автотранспортной связью прочих населенных пунктов с районными центрами и опорной сетью.

В соответствии с Программой сроки строительства участка автомобильной дороги Надым-Салехард обозначены с 2002 по 2010 годы. Стоимость строительства данного участка ориентировочно составляет девять млрд. рублей.

Следующим этапом развития сети автомобильных дорог в автономном округе станет строительство дорог от опорной сети до районных центров. Всего потребность в строительстве автомобильных дорог составляет 1237,6 км, в том числе: 503,9 км автомобильной дороги Сургут-Салехард (в пределах автономного округа), 733,6 км дорог, связывающих города и поселки автономного округа с опорной сетью. Таким образом, реализация Программы дорожного строительства должна обеспечить увеличение сети автомобильных дорог общего пользования ЯНАО; формирование опорной сети дорог, которая войдет в состав единой транспортной сети России; удовлетворение растущих потребностей экономики и населения округа в автомобильных перевозках; повышение эффективности работы транспортной системы автономного округа; развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других производственных отраслей. 
Нельзя не отметить, что ход реализации Программы зависит от её финансирования. Для успешного воплощения всего намеченного необходимы средства в объеме 1300-1500 млн. рублей в год.

Железнодорожный транспорт


Развитие железнодорожного транспорта в Ямало-Ненецком автономном округе главным образом связано с освоением месторождений нефти и газа. И сегодня железная дорога остается одним из основных видов транспорта, обеспечивая круглогодичный пропуск поездов из центральных районов страны на северную территорию.
В настоящее время железнодорожная система Ямала состоит из двух частей: Западной (линия Чум-Лабытнанги) и Восточной (линия Сургут-Новый Уренгой). Участки Коротчаево-Надым и Новый Уренгой-Ямбург находятся в стадии незавершенного строительства, их основное назначение сегодня - доставка грузов для обеспечения эксплуатации и обустройства нефтегазовых месторождений в северной части Надым-Пур-Тазовского региона, линейной части магистральных газопроводов и снабжение населения этого района всем необходимым. Более 60% перевозимых грузов сегодня принадлежит ОАО 'Газпром'. Это оборудование для строительства газопроводов, щебень для возведения автомобильных дорог, товары народного потребления, газоконденсат, дизельное топливо, бензиновые фракции и др. При этом объемы перевозок в регионе постепенно увеличиваются.

В связи с активизацией деятельности нефтегазодобывающих компаний, ростом добычи углеводородного сырья в последние годы стал ощущаться недостаток пропускных способностей железнодорожного транспорта. Так, для обеспечения растущего уровня добычи углеводородов на Ямале в период до 2010 года необходимо предусмотреть завоз грузов для обустройства месторождений, а также частичный вывоз жидких углеводородов и продукции нефтеперерабатывающей промышленности общим объемом более 40 млн. тонн в год. Кроме того, требуется доставлять и отправлять обратно вахтовые бригады общей численностью 20-30 тыс. человек в месяц. При этом доля грузов, перевозимых железной дорогой, напрямую будет зависеть от активности предприятий отрасли.

Создание благоприятных условий для ускорения процесса разработки северных месторождений и дальнейшего экономического развития страны, развитие пассажирских перевозок до полного удовлетворения потребности населения региона являются важными политическими задачами, к необходимости решения которых подошли администрация Ямало-Ненецкого автономного округа и ОАО 'РЖД'.

Для окончания строительства и дальнейшей эксплуатации северных участков железной дороги совместно с администрацией ЯНАО было создано открытое акционерное общество 'Ямальская железнодорожная компания'. Компания организует грузовые и пассажирские перевозки на участке Коротчаево-Новый Уренгой, решает вопросы ремонта, эксплуатации и содержания участков транспортной инфраструктуры на Ямале. При непосредственном участии ЯЖД были открыты новый железнодорожный вокзал на станции Коротчаево и участок Свердловской железной дороги Новый Уренгой-Коротчаево. Тогда же из города газодобытчиков в Москву отправился фирменный поезд 11/12 'Ямал', который менее чем через полгода по итогам общероссийского конкурса был признан лучшим в России пассажирским составом. В городе Лабытнанги состоялась торжественная церемония открытия современного вокзального комплекса, а с перрона станции в столицу России ушел новый фирменный поезд 21/22 'Полярная стрела'. 

И сегодня администрация автономии уделяет большое внимание удовлетворению потребностей населения в грузовых и пассажирских перевозках, созданию благоприятных условий для поступательного развития предприятий железнодорожного транспорта.

Речной транспорт


Огромная историческая роль водных путей в освоении Российского Севера и всей Сибири ни у кого не вызывает сомнений. Реки Ямала много сотен лет оставались единственными транспортными артериями огромной территории. И вся новейшая история региона напрямую связана с деятельностью речного флота. Именно по рекам был доставлен тот гигантский объем необходимых материалов, который лег в основу современного нефтегазового комплекса.

В настоящее время речной флот продолжает занимать важное место в ямальской экономике. На плечи речников ложится основная нагрузка по досрочному северному завозу - обеспечению городов и районов топливом, промышленными товарами, стройматериалами и продуктами первой необходимости.

Судоходство ведется по рекам Обь, Надым, Пур, Таз (к их бассейнам относятся все малые реки округа за исключением рек тундровой зоны). Но ямальские реки судоходны только в короткий летний период - навигация продолжается не более 3-4 месяцев, а в северной части округа - лишь с середины июля до середины сентября. Протяженность внутренних водных путей составляет 3621 км. Крупные порты расположены в городах Салехард и Надым, а также в поселках Уренгой и Тазовский.

Перевозки грузов речным транспортом осуществляются в основном для решения социальных нужд муниципальных образований, а также для предприятий нефтегазового комплекса, расположенных в районах Обской и Тазовской губ.

Грузоперевозки водным транспортом превышают ежегодно объем в 400 тыс. тонн. Наметился рост объемов перевозок пассажиров, как в местном сообщении, так и на транзитных линиях за пределы Ямала. Регулярно выполняются пассажирские рейсы на линиях, частичное финансирование которых осуществляется из бюджета автономного округа: Омск-Салехард, Березово-Салехард.

Авиационный транспорт


Услугами воздушного транспорта в целом по России в настоящее время пользуются не более трех процентов населения, в результате чего гражданская авиация фактически перестала быть массовым видом транспорта. Однако, учитывая географическое положение Ямала, обширность территории, низкую плотность населения, отсутствие иных видов транспортной инфраструктуры, роль воздушного транспорта для экономики округа трудно переоценить.

В настоящее время на территории автономного округа действуют пять аэропортов с твердым искусственным покрытием (Надым, Новый Уренгой, Салехард, Ноябрьск, ведомственный аэропорт - Ямбург); и четыре - с грунтовым покрытием (Тарко-Сале, Красноселькуп, Толька и Мыс Каменный); остальные населенные пункты имеют вертолетные площадки.

Из аэропортов округа ямальцы могут отправиться в Москву, Тюмень, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Самару, Уфу, Новосибирск, Краснодар, Ростов, Минеральные Воды, Анапу, Норильск, Сургут, Бийск, Ижевск, Омск, Казань, Белгород, Пермь и Сочи. Внутри округа выполняются полеты, связывающие города и крупные населенные пункты между собой и со столицей автономии. Кроме того, малой авиацией осуществляются внутримуниципальные пассажирские авиаперевозки.

Пассажирские авиаперевозки в города Ямала осуществляются шестнадцатью российскими авиакомпаниями. По инициативе администрации ЯНАО был создан Ямало-Ненецкий Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, одной из задач которого является обеспечение полетов метеоуслугами.

Техническое перевооружение воздушного транспорта в сложившихся условиях является ключевой проблемой, так как без этого нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала и эффективного решения задач экономики и населения округа.

Для того, чтобы привести объекты инфраструктуры воздушного транспорта в соответствие с современными требованиями, в округе были проведены мероприятия по улучшению состояния и технической оснащенности аэропортов и авиакомпаний; создаются условия для полной реализации права населения на свободу передвижения.

Направления развития транспортной сети


Стратегия развития транспортной сети формируется перспективным спросом инвестиционных программ социально-экономического развития автономного округа и определяется объемами грузопотоков для реализации программ нефтяной и газовой промышленности.

В этой связи следует ожидать увеличения объемов на перевозки грузов в Пуровском и Тазовском районах, а также на полуострове Ямал. Возрастет грузопоток из округа в другие регионы страны с использованием железнодорожного транспорта за счет вывоза сырой нефти, конденсата, концентратов руд Полярного Урала; морского транспорта - за счет вывоза сжиженного газа с месторождений полуострова.

Увеличится значимость речного транспорта в связи с доставкой материалов для обустройства месторождений. Современные грузовые порты в связи со смещением инвестиционной деятельности в субарктическую зону должны получить значительное развитие на основе реконструкции причалов, оборудования современных терминалов и обновления флота.

Задачей федерального уровня должна стать программа развития авиации Севера, обеспечивающей восстановление доступности населению услуг гражданской авиации, обновление парка самолетов и вертолетов в автономном округе.

Программы долгосрочного развития нефтегазового комплекса потребуют шестикратного увеличения объема перевозок, что в свою очередь приведет к увеличению пропускной способности транспортной сети втрое.

Для обеспечения грузопотока к 2010 году потребуется строительство новых железных и автомобильных магистралей, обеспечивающих выход к месторождениям Тазовского, Красноселькупского, Пуровского и Ямальского районов.

Среди приоритетных задач развития и направлений транспортной сети Ямала можно назвать следующие:
- завершение строительства железнодорожной линии Обская-Бованенково. Линия является частью комплексного промышленного освоения полуострова Ямал. Пройдено больше половины пути - 268 км, и сейчас завершение строительства заполярной магистрали актуально как никогда, ведь уникальные запасы углеводородного сырья на площадях Медвежье, Уренгойское, Ямбургское постепенно истощаются. А для освоения месторождений Бованенково и Харасавэй нужно завести около 25 млн. тонн одних только строительных материалов. Расчеты показывают, что основную нагрузку должна взять на себя железная дорога, как наиболее экономичный вид транспорта. 
- Строительство железнодорожной линии Антипаюта-Новый Порт, которая открывает возможность транспортировки ямальской нефти к потенциальным потребителям по действующей магистрали Воркута-Москва, имеющей выходы в сеть магистральных железных дорог.
- Строительство железнодорожной линии по восточному склону Урала (проект "Урал Промышленный - Урал Полярный") Данная линия должна напрямую связать Полярный и Южный, промышленно-развитый Урал. Значительная часть добываемого на Ямале сырья (хромиты, фосфориты, бариты, концентраты цветных и редких металлов) будет использована на предприятиях Челябинской и Свердловской областей, а продукция уральских металлургических и машиностроительных заводов - на предприятиях ямальского нефтегазового комплекса. Линия позволит сократить на 1276 км доставку материалов и оборудования для обустройства месторождений полуострова. 

Создание надежных транспортных путей, обеспечивающих динамичное развитие нефтегазового комплекса, повышение эффективности и надежности перевозок станут важными компонентами в поддержании высоких темпов развития экономического потенциала региона и всей России в целом.
Rambler's Top100