25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5151 Материалы по теме
Российские производители лекарств получат больше преференций в госзакупках

Минпромторг предложил увеличить преференции отечественным производителям лекарств на госторгах. Больше всех (40%) могут получить те, что производят в России и лекарства, и субстанции, пишут «Ведомости».

Ведомство предлагает предоставлять преференции компаниям в зависимости от стадии локализации производства. Предполагается, что преференцию в 15% получат предприятия, которые упаковывают лекарства в России, 30% — производители готовых лекарств, 40% — наладившие полный цикл производства на территории страны, в том числе производство субстанций, пишет издание.

На сегодняшний день все отечественные производители имеют 15%-ную преференцию. Локальный производитель в случае победы на торгах заключает контракт по цене, установленной в ходе аукциона, а иностранный участник должен дать скидку в 15%.

По данным DSM Group, в 2012 году объем российского фармацевтического рынка составил 773 млрд рублей, из них 236 млрд рублей (30%) пришлось на сегмент госзакупок. Доля импортных лекарств на рынке составляла 76%. Из 450 иностранных предприятий, работающих в России, производство готовых форм локализовали порядка 50 компаний, из них примерно у 20 есть собственное производство.

Комментарии

Андрей Храмкин, директор Института госзакупок:

«Ключевой вопрос — по какой схеме будут предоставляться преимущества поставщикам отечественных лекарственных препаратов. Сейчас законодательство о государственных закупках предусматривает два варианта: «преференционный», при котором цена контракта увеличивается на установленный процент при заключении контракта с участником, имеющим право на получение преимуществ (как с преимуществами для организаций инвалидов и учреждений уголовно-исполнительной систему), и «дискриминационный», когда цена контракта уменьшается на установленный процент при заключении контракта с лицом, не имеющим права на получение преимуществ (как в действующей схеме преференций отечественным товарам).

Первая схема влечет увеличение бюджетных расходов, а вторая схема труднореализуема в варианте Минпромторга, предусматривающем три уровня преференций в зависимости от степени локализации, и делает полностью непредсказуемым результат торгов для поставщиков иностранных лекарственных препаратов. Не имея информации о том, какой товар предлагают другие участники закупки, они вынуждены будут в ходе аукциона учитывать дополнительные 40% к цене лекарственного препарата, что в конечном итоге приведет к повышению итоговых цен лекарственных препаратов, так как участники, предлагающие отечественные лекарства, также не будут иметь никакого стимула к снижению цены на аукционе.

Кроме того, вызывает некоторые сомнения своевременность установления преференций для полного цикла производства, включая производство фармацевтических субстанций. Не секрет, что производство фармацевтических субстанций в России находится на довольно низкой стадии развития, даже при оптимистичном — инновационном сценарии развития фармотрасли, закрепленном в Стратегии «Фарма-2020», доля отечественных лекарств из российских субстанций достигнет к 2020 году только 30%. Таким образом, при текущем положении предложения Минпромторга ударят и по российской фармацевтической промышленности, использующей в основном импортные фармацевтические субстанции.

Для более объективной оценки возможного эффекта от введения новой схемы преференций отечественному фармпроизводству следует все же дождаться результатов рассмотрения предложений Правительством РФ».

Алексей Алтынцев, заместитель директора Института реформирования общественных финансов:

«В условиях недостаточно развитого фармацевтического производства и сложной экономической ситуации в мире такие меры вполне оправданы и соответствуют российской и мировой практике. В данной связи можно вспомнить процесс стимулирования мировых автомобилестроительных корпораций к развитию производства у нас в стране. Были подняты таможенные пошлины на ввоз готовых иностранных автомобилей в Россию и одновременно предоставлялись различные, в том числе налоговые, льготы иностранным производителям внутри страны с условием повышения доли локализации производства в оговоренные сроки. В итоге практически все крупнейшие мировые производители в короткие сроки (примерно за 10 лет в 2000-х годов) построили заводы в России. Вслед за ними потянулись мировые производители автокомпонентов. Правда, тогда мы еще не были в ВТО. Сейчас так действовать, по-видимому, сложно. К тому же, лекарства — это не автомобили, нельзя ограничить закупки иностранной продукции при недостаточном производстве отечественных аналогов, так как от этого зависят жизни людей. Но можно стимулировать развитие производства в данной сфере, что и предполагают обсуждаемые меры. В этой связи, мне кажется, что к лекарствам, изготовленным российскими производителями, будут относить и продукцию иностранных фирм, изготовленную на предприятиях, размещенных на территории РФ. Данные меры должны привести к повышению экономической активности в стране на базе передовых технологий (к коим, несомненно, относится фармацевтическое производство), созданию новых рабочих мест, повышению налоговых доходов государства».

Ранее

«Трудный бюджет» готов ко второму чтению

Пенсионная реформа начнется с принятием пакета законов

Дефицит региональных бюджетов будут сокращать за счет крупных налогоплательщиков

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно