Версия для печати 880 Материалы по теме
Новая парадигма контроля: от репрессивности к превентивности

Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства

Для эффективного управления общественными финансами необходимо оперативное реагирование на возникающие в процессе реализации бюджетного цикла риски, в том числе их минимизация. Соответственно, органы государственного финансового контроля должны в пределах своей компетенции своевременно предупреждать эти риски. Сложившаяся же на сегодняшний день практика, когда государственный финансовый контроль сконцентрирован на выявлении уже допущенных нарушений и привлечении к ответственности за их совершение, не в полной мере отвечает требованиям общества и государства.

Партнерская модель контроля

33.png

Представляется, что государственный финансовый контроль в нынешних условиях должен меняться и перейти от состязательной к партнерской модели. Основной принцип построения такой модели — контрольная деятельность должна быть направлена не на поиск виновных и их наказание, а на предупреждение нарушений в подконтрольной среде и обеспечивать максимально оперативную реакцию на возникающие проблемы и риски в финансово-бюджетной сфере, в том числе при ее осуществлении должны использоваться результаты работы всех органов финансового контроля и информация о выявляемых ими рисках.

Развивающаяся сегодня цифровизация бюджетных процессов создает необходимые условия для перехода к новой парадигме контроля на основе данных информационных систем и систем управления рисками. Орган контроля, с учетом существующих технических возможностей по встраиванию контрольных инструментов в реализуемые в информационных системах процедуры объектов контроля, становится участником их бизнес-процессов. И это позволяет оперативно и на постоянной основе осуществлять мониторинг деятельности объекта контроля, предупреждая его о возникающих рисках в финансово-бюджетной сфере.

Федеральное казначейство, являясь владельцем либо оператором значительного количества информационных систем и одновременно органом внутреннего государственного финансового контроля, начало движение к реализации партнерской модели контроля и постепенно переориентирует свою работу на упреждение нарушений. Сейчас Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство рассматривают возможность внесения в Бюджетный кодекс изменений, устанавливающих право органов финансового контроля на постоянный доступ к данным государственных информационных систем. Представляется, что применение такой нормы создаст все условия для реализации риск-ориентированного подхода к контрольной деятельности, снизит ресурсные затраты на ее осуществление, в том числе со стороны объектов контроля, и в целом позволит повысить эффективность контроля.

Поделиться