Версия для печати 4979 Материалы по теме
Итоги работы и новые задачи ФНС

В феврале в ФНС России состоялось заседание расширенной коллегии, на котором руководитель службы М. В. Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за прошедший год, а также сформулировал основные задачи на 2019 год.

 

Решенные задачи

Открывая коллегию, глава ФНС отметил, что по итогам 2018 года зафиксированы высокие темпы роста доходов. В консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 21,3 триллиона рублей, что на 23% больше, чем в 2017 году, и это максимальный прирост поступлений с 2013 года. В федеральный бюджет поступило 11,9 триллиона рублей, это на 30,2% больше, чем в 2017-м. Глава налоговой службы отметил, что значительные темпы роста налоговых поступлений поддержаны высокой динамикой собираемости основных ненефтегазовых налогов. По его словам в прошлом году рост поступлений налога на прибыль составил 24,6%, НДС вырос на 16,4%, НДФЛ — на 12,4%, имущественных налогов дополнительно получено 11,7%.

Положительная тенденция отмечается и в сфере администрирования страховых взносов. По итогам 2018 года поступило 6,4 триллиона рублей страховых взносов, что на 10,6% больше показателей предыдущего года. В ПФР поступило почти 5 триллионов рублей с ростом к 2017 году на 10,4%.

Глава службы считает, что 20% роста поступлений в консолидированный бюджет (а это более 400 миллиардов рублей) происходит благодаря эффективному налоговому администрированию. «Налоговые поступления растут за счет вовлечения в легальный оборот новых субъектов экономической деятельности и хозяйственных операций», — констатировал Мишустин.

Выполнение поставленных в прошлом году перед ФНС задач подтвердил и министр финансов РФ. «Задачи и цели, которые были поставлены перед налоговой службой в прошлом году, выполнены. Параметры федерального бюджета, запланированные на 2018 год, даже перевыполнены. Налоговые органы обеспечили стабильный прирост доходов как на федеральном, так и на региональном уровне. Рост поступлений в региональные бюджеты составил почти 15 процентов», — отметил первый заместитель Председателя Правительства РФ — министр финансов А. Г. Силуанов. Он подчеркнул, что Правительство России оценивает ФНС как одну из самых эффективных, современных, передовых служб.

Также министр сделал вывод, что решение о передаче администрирования страховых взносов налоговым органам было абсолютно правильным. За счет опережающего роста доходов было обеспечено перевыполнение параметров бюджетов внебюджетных фондов, благодаря чему удалось снизить объем трансфертов из федерального бюджета в государственные внебюджетные фонды. И это тоже заслуга Федеральной налоговой службы.

53-1.png

Еще одной успешно достигнутой в прошлом году целью Силуанов считает запуск разработанного ФНС федерального электронного реестра ЗАГС. Внедрение этой системы, по словам министра, позволило создать основы для формирования реестра выселения, сократить сроки оказания услуг гражданам, а также перейти на централизованное предоставление сведений в электронном виде. Выполнение этой задачи было ключевым, так как данная система — один из элементов работы по цифровизации экономики.

Продолжается и тенденция снижения административного давления на налогоплательщиков. По словам Мишустина, в 2018 году количество выездных проверок сократилось еще на 30%. Охват организаций проверками составил всего 0,18% — это две организации или ИП из тысячи. При этом по результатам контрольно-аналитической работы в бюджет дополнительно поступило 80 миллиардов рублей без проведения налоговых проверок.

В 2018 году по итогам работы второй версии автоматизированной системы контроля за возмещением НДС зафиксировано 13 миллиардов рублей дополнительных поступлений в бюджет, из них 12,4 миллиарда рублей обеспечено за счет самостоятельного уточнения налогоплательщиками своих обязательств. Комментируя практику применения АСК НДС-2, министр финансов РФ отметил, что благодаря отражению в системе всей информации о таможенной стоимости товаров теперь контролируется правомерность применения 100% налоговых вычетов по уплаченному на таможне НДС.

Завершенный в 2018 году первый этап работ, когда выстраивалась система взаимодействия между ФНС и ФТС и отрабатывались процедуры обмена данными о внешнеторговых операциях налогоплательщиков, дал, по мнению министра финансов, хорошие результаты. «Сопряжение ресурсов налоговой и таможенной служб позволяет не только обелить рынок импортных товаров, но самое главное — существенно упростить процедуру подтверждения экспорта и, соответственно, снизить административную нагрузку на бизнес», — резюмировал Силуанов. В дальнейшем это сотрудничество позволит решать задачу внедрения национальной системы прослеживаемости товара при импорте. Эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров должен начаться уже в текущем году.

К успехам службы Мишустин отнес и тот факт, что в 2018 году налоговым органам удалось добиться сокращения задолженности — к 1 января 2019 года она снизилась на 10% и составила 1,9 триллиона рублей. «Впервые за пять лет удалось добиться реального снижения долга», — сообщил глава ФНС. Даже если вычесть разовое списание по налоговой амнистии 2018 года[1], то совокупная задолженность снизилась на 0,5%.

Работать над дальнейшим снижением задолженности ФНС продолжит и в текущем году. Для решения этой задачи служба разрабатывает новый продукт — «Систему комплексного управления и администрирования долга», СКУАД. Система максимально автоматизирует инструменты мер взыскания, что позволит перераспределить специалистов с рутинных операций на решения задач противодействия схемам уклонения от уплаты налоговой задолженности.

Возвращаясь к теме налоговой амнистии, министр финансов напомнил, что Президент РФ поручил продлить период амнистии капиталов еще на один год для тех, кто зарегистрирует активы в специальных административных районах и возвратит деньги на российские счета. Силуанов сообщил, что спрос на оформление амнистии есть и в ближайшее время будут готовы проекты законодательных актов, определяющие условия нового этапа амнистии.

С 1 февраля 2019 года заработала новая модель администрирования крупнейших налогоплательщиков. Более трех тысяч компаний, которые обеспечивают 51% поступлений в консолидированный бюджет страны, теперь сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации, особенностей сферы деятельности, потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. Ожидается, что это произведет в отраслях «волновой эффект» и создаст условия для применения единой судебной практики по важным методологическим отраслевым вопросам.

Комментируя достижения в сфере международного сотрудничества, Мишустин сообщил, что ФНС России получила налоговую информацию от 58 стран, и в течение 2019 года эти данные будут встраиваться в профили рисков службы для эффективного их использования в контрольно-аналитической работе. В связи с этим уже запущен процесс создания проекта «Система идентификации лиц и риск-профилирования сведений, поступающих в рамках международного автоматического обмена информацией». Глава ФНС выразил уверенность, что обмен налоговой информацией станет дополнительным стимулом к деофшоризации.

С прошлого года налоговая служба совместно с ФТС России реализовывает проект Tax Free. Система работает в 12 регионах страны, товарооборот предприятий розничной торговли с момента начала пилотного проекта вырос на 25%. По данным Минпромторга России, на 20 февраля текущего года пробито более 73 тысяч чеков на сумму 7,7 миллиарда рублей. Министр финансов подтвердил, что и по его данным введение системы привело к увеличению товарооборота в тех торговых точках, где она работает, и обратился с просьбой к ФНС и ФТС ускорить процесс запуска проекта по стране.

Ближайшие планы

С 1 января 2019 года ФНС России реализует экспериментальный проект по введению специального налогового режима — налога на профессиональный доход. За полтора месяца проведения эксперимента в пилотных регионах — Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан — в качестве самозанятых зарегистрировалось более 30 тысяч человек. Всего за это время было выдано 1,1 миллиона чеков на общую сумму более 865 миллионов рублей, что, по мнению главы налоговой службы, наглядно демонстрирует востребованность нового налогового режима среди самозанятых граждан.

Министр финансов считает, что в текущем году необходимо подготовить все соответствующие нормативные документы, чтобы с 2020 года запустить этот налог уже не в качестве эксперимента, а как общий режим для всех субъектов РФ. «Мы видим, что у регионов есть интерес в использовании такого налогового режима, — убежден он, — ведь он позволяет легализовать бизнес, который сегодня ведется в серой зоне».

В текущем году пройдет и заключительный этап реформы контрольно-кассовой техники. По словам Мишустина, на новый порядок расчетов уже перешли 865 тысяч организаций и ИП, занятых по большей части в сфере торговли и общепита. До 1 июля текущего года на новую кассовую технику предстоит перевести еще порядка трех миллионов налогоплательщиков из сфер мелкой торговли и услуг. Сейчас зарегистрировано 2,3 миллиона касс, что в два раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается 150 миллионов чеков на сумму 90 миллиардов рублей.

53-2.png

«В стране сейчас идет эксперимент по применению налога на профессиональный доход. С учетом этого прошу продумать и представить предложения о том, чтобы до тех пор, пока мы не установили на всей территории страны новый режим, для лиц, не имеющих наемных работников, срок обязательного применения ККТ был перенесен как минимум на год», — поставил задачу ФНС Силуанов. Также он напомнил, что национальным проектом по развитию малого предпринимательства в 2019 году предусмотрено формирование условий для применения упрощенной системы налогообложения без дополнительной налоговой отчетности — на основании данных ККТ. Силуанов акцентировал внимание налоговиков на необходимости обеспечения технической готовности к выполнению этой задачи.

Еще одна задача на текущий год — это апробация подходов к формированию регистра населения. Министерство финансов РФ ожидает от налоговой службы, что к концу года будет возможно предоставление обезличенных сведений регистра населения органам госвласти. Ожидается, что такая система обеспечит переход на адресное предоставление льгот и более точный расчет потребностей в социальной инфраструктуре, более качественную реализацию социальных проектов, позволит улучшить согласованность действий различных органов госвласти. «Сейчас мы получаем сведения о населении из данных статистической отчетности. При этом понимаем, что они не всегда объективны, — вынес вердикт Силуанов. — Данные, которые сможет собирать налоговая служба, основаны на первичных источниках и будут более точными».

Продолжается активная работа над созданием государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. Сегодня отчетность представляют сразу в несколько ведомств, что ведет к дублированию их функций. «Начиная с отчетности за 2019 год, бухгалтерская отчетность будет предоставляться только в налоговые органы или в Центральный банк», — сообщил Силуанов. В свою очередь, Центробанк будет передавать бухгалтерскую отчетность поднадзорных организаций налоговикам для размещения на государственном информационном ресурсе. В текущем году ожидается завершение работ, и с января 2020 года ресурс должен начать функционировать.

Не была обойдена вниманием и тема администрирования имущественных налогов. По данным Минфина России, сегодня значительное количество имущественных комплексов, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, не поставлено на учет. В этой связи Минфин России совместно с ФНС подготовил инициативу по привлечению бизнеса к работе по выявлению имущества, не состоящего на кадастровом учете. За обнаружение такого имущества бизнесу будет полагаться вознаграждение. «Понятно, что у администраций не хватает сил для такой работы, — сказал Силуанов. — Если мы создадим необходимые экономические стимулы, в том числе и для бизнеса, то решим задачу постановки на учет такого имущества. Соответственно, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней, и в первую очередь муниципальные и региональные».

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

 Реформа ККТ завершается

На начало года на новую кассовую технику перешли 865 тысяч организаций и ИП, зарегистрировано 2,3 миллиона касс, что в два раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается 150 миллионов чеков на сумму 90 миллиардов рублей.

До 1 июля 2019 года на новый порядок расчетов предстоит перевести еще порядка 3 миллионов предприятий мелкой торговли и сферы услуг.




[1] Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436‑ФЗ установлены правила признания безнадежными и списания недоимки по налогам и страховым взносам и соответствующей задолженности по пеням и штрафам.

 




Поделиться