Версия для печати 543 Материалы по теме
Размер аудитории увеличивает ущерб

Число пользователей Рунета в 2018 году достигло 90 миллионов, из них 67,8 миллиона человек имеют аккаунты в социальных сетях. Проникновение соцсетей в жизнь россиян огромно. Справедливо это и для государственных служащих. Что можно, а чего нельзя делать сотрудникам государственных ведомств в соцсетях? Мы решили изучить документы, регулирующие эту сферу.

В течение последних лет в России разразилось несколько скандалов, вызванных публичными высказываниями представителей исполнительной и законодательной власти. После жесткого обсуждения в СМИ некоторые из фигурантов потеряли должности. Большинство скандальных фраз были сказаны публично, в присутствии прессы.

Чтобы не навредить своей карьере, нужно не только быть бдительными во время публичных выступлений, но и относиться внимательно к своим действиям в социальных сетях. Ведь размещенная в них информация остается доступной практически навсегда, если ее вовремя не удалить (да и после этого ее могут сохранить администрация социальной сети, кэш поисковых систем или сторонние сервисы).

Обязательно рассказывать о своих аккаунтах руководству

Как в России регламентировано поведение госслужащих в социальных сетях? Прежде всего они обязаны отчитываться перед работодателем о наличии аккаунтов в подобных сервисах, а также обо всех остальных личных сайтах в интернете. Это предусмотрено федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Соответствующие изменения в нормативные акты были внесены в 2016 году. Им предшествовала общественная дискуссия о том, что поведение представителей государства в интернет-пространстве необходимо хотя бы рамочно регламентировать.

Согласно второму пункту статьи 20 закона о государственной гражданской службе претенденты на работу в госорган должны представить нанимателю данные о страницах в интернете, где они размещали общедоступную информацию или сведения, позволяющие их идентифицировать. Это касается как веб-сайтов, так и их отдельных страниц (фактически аккаунтов в социальных сетях). Претенденты должны собрать информацию за три года, предшествующих их поступлению на службу.

Действующие гражданские служащие должны предоставлять соответствующие данные ежегодно. Исключение — материалы, размещенные в рамках исполнения своих должностных обязанностей.

Таким образом, закон регламентирует механизм, благодаря которому руководство госслужащего все будет знать о его аккаунтах. Но какие действия сотрудника госоргана в социальных сетях неправильные?

Не говорить от имени организации

Прямого закона, который бы регламентировал поведение госслужащего в соцсетях, нет. Тем не менее есть рекомендательные документы.

В первую очередь это Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, подготовленные Министерством труда. Полностью документ, опубликованный в 2017 году, доступен на сайте ведомства по ссылке rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/11.

Руководство прямо запрещает размещение изображений, текстовых, аудио- и видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на должностной статус. Исключение — если данное действие связано с исполнением служебных обязанностей. Документ напоминает, что на предоставление и публичное размещение информации от имени государственного или муниципального органа имеют право только уполномоченные лица.

Согласно документу госслужащим вне зависимости от места и времени необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

«Важно помнить, что информация, опубликованная в сети интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц», — отмечают в Минтруде.

«При размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет, в том числе в социальных медиа, в личных целях необходимо подходить к данному вопросу осознанно и ответственно», — говорится в рекомендациях.

Таким образом, документы по этике предполагают, что госслужащие будут действовать ответственно и соблюдать правила поведения. Однако точного ответа, что значит неэтичное поведение в соцсети, нет, это субъективная оценка.

Неэтичное поведение — в компетенции комиссии

Если сотрудник госоргана совершает неэтичный поступок, в том числе и с использованием своих аккаунтов на сайтах, его поведение будет рассматривать комиссия по соблюдению требований к служебному поведению. Рекомендательные документы позволяют догадаться, какие действия могут скомпрометировать сотрудника.

Так, упомянутое руководство Минтруда описывает три крупные группы неэтичных действий. Это внеслужебное общение с заинтересованными лицами, использование должностного статуса для получения личных преимуществ, пользование имуществом, несопоставимым с доходами. Очень легко представить связанный с социальными сетями проступок из последней группы: например, это может быть демонстрация предмета роскоши, купленного сотрудником госоргана.

Согласно рекомендациям размер аудитории, которой стало известно о совершении служащим неэтичного поступка, увеличивает ущерб, причиненный репутации служащего, авторитету государственного (муниципального) органа.

Как нужно себя вести

Еще один источник сведений — кодексы этики и служебного поведения. Каждый госорган имеет свой кодекс, однако в основном они составлены на основе типового документа, разработанного Министерством труда России (находится по адресу: rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/3).

Что говорит кодекс о неэтичном поведении? Там нет списка действий в интернете, которые могут быть рассмотрены как некорректные. Однако документ описывает правильное поведение госслужащего, которому, безусловно, нужно следовать и в сети.

Так, сотрудникам министерств и ведомств строго рекомендовано воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления и их руководителей. Исключение — если это не входит в должностные обязанности.

Поделиться