При поддержке Издательский дом Бюджет Союз финансистов России Союз развития государственных финансов Фонд «Центр стратегических разработок»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Учебный центр «Бюджет»
Официальные партнеры
Партнеры

Вторые Васильевские чтения — это ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика». Его темой в 2013 году стал «Программный бюджет как инструмент государственного управления».

Организаторами мероприятия выступили журнал «Бюджет» совместно с некоммерческим партнерством «Сообщество финансистов России» и при поддержке Финансового университета при Правительстве РФ. Форум прошел 20 ноября в рамках финансовой недели «Финансы и управление в инновационной экономике России».

 

Цель форума заключается в стимулировании сближения деятельности практиков (финансистов и экономистов общественного сектора) и научных работников страны, а также в поддержке исследований в этой сфере и их максимального использования практиками.

Тема программного бюджета для нынешнего форума выбрана не случайно, отмечает Валерий Дзгоев, исполнительный директор Васильевских чтений, главный редактор журнала «Бюджет». Программный бюджет — признанный и надежный инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. Он является эффективным орудием для комплексного планирования деятельности регионов и муниципальных образований России, дающим более ясное и конкретизированное представление о результатах финансовой деятельности. Это также методология, позволяющая не только оптимизировать расходы, но и упростить контроль целевого использования средств налогоплательщика. Программный бюджет дает возможность организовать эффективный контроль за получением прогнозируемых результатов и решать проблемы межотраслевого и межрегионального характера.

Во Вторых Васильевских чтениях, названных в честь первого российского министра финансов, приняли участие представители финансовых и экономических органов субъектов РФ и муниципальных образований, профильных комитетов законодательных собраний регионов, научного и экспертного сообществ.

На мероприятии был рассмотрен опыт перехода к формированию программного бюджета, дан обзор западного опыта в этой области, а также были затронуты вопросы региональной специфики и создания открытого бюджета для граждан.

С приветственным словом к участникам Вторых Васильевских чтений обратилась Надежда Максимова, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

Программный бюджет в условиях экономической турбулентности

«Благодаря программному бюджету в настоящее время меняется весь пейзаж в сфере государственного управления. И здесь нам достаточно важно, чтобы госпрограммы эффективно встраивались в пирамиду стратегического управления. По сути они становятся рабочим документом, который детализирует основные цифры и показатели до уровня ответственных исполнителей по конкретной программе», — считает руководитель Федерального казначейства РФ Роман Артюхин.

Выступление руководителя Федерального казначейства РФ Романа Артюхина.

Сейчас бюджет 2014 года сформирован на 58% в формате государственных программ, 39 из которых в настоящее время утверждены (всего их 42), сообщил Николай Бегчин, начальник отдела программно-целевых методов макроэкономических исследований департамента бюджетной политики и методологии Минфина. Формируется портал госпрограмм, за создание которого отвечает Минэкономразития. Предполагается, что этот ресурс будет представлять некую информационно-справочную систему открытого доступа с возможностью получения необходимой информации обо всех программах и полной картины по этим проектам.

Выступление начальника отдела программно-целевых методов макроэкономических исследований департамента бюджетной политики и методологии Минфина Николая Бегчина.

Коснулись докладчики и проблемы развития электронных муниципалитетов. Так, директор Высшей школы государственного администрирования МГУ Валерий Макаров обратил внимание, что сейчас в стране 25 тысяч муниципалитетов, но удачных примеров развития мало. Чтобы процесс пошел, необходимо поставить во главе создания электронных муниципалитетов финансистов, а не поручать дело исключительно программистам, рекомендовал В. Макаров.

Выступление директора Высшей школы государственного администрирования МГУ им. М.В.Ломоносова, академика РАН Валерия Макарова.

Выступление проректора Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., профессора Марины Федотовой.

Выступление главного научного сотрудника Института макроэкономических исследований Минэкономразвития РФ Бориса Райзберга.

Выступление генерального директора ООО "ЭКОРИС-НЭИ", к.э.н. Ольги Ястребовой.

Опыт регионов в формировании госпрограмм

Иван Егоров, начальник бюджетного управления Министерства финансов Тверской области, поделился накопленным за прошедший год опытом внедрения программного бюджета в области и возникшими в связи с этим переходом проблемами.

За основу в регионе взяли правило, что «бюджет — это набор госпрограмм, сначала идет планирование госпрограмм, а потом утверждается бюджет, который является суммой этих государственных программ. Эту цель мы перед собой постоянно видим».

В регионе рассматривают госпрограммы как возможность пересмотра сложившихся расходных обязательств,а в Минфине приступили к большому блоку работ по оценке эффективности госпрограмм.

Выступление начальника бюджетного управления Министерства финансов Тверской области Ивана Егорова.

Региональные особенности использования программно-целевых методов управления достаточно серьезно различаются, продолжила Наталья Гвоздева, заместитель гендиректора компании БФТ. В настоящее время число государственных программ в регионах составляет от 13 (Амурская область) до 37 проектов (Саха (Якутия)). При этом срок их действия составляет от 3 (Кировская область) до 9 лет (Хабаровский край).

Среди основных проблем перехода регионов и муниципалитетов на программный бюджет Н. Гвоздева выделила, в первую очередь, несовершенство или отсутствие стратегических документов и задержки с началом работ по формированию программ и организации процесса перехода. Кроме этого, имеют место противоречия и конфликты между органами управления финансами и экономикой, сложности реализации приказа Минфина 65н и формирования программной структуры бюджета.

Сергей Ландо, начальник отдела продаж НПО «Криста», обратил внимание участников чтений на существующие возможности регионов и муниципалитетов по популяризации бюджета для граждан с использованием интернет-порталов «Бюджет для граждан». Это комплекс программно-организационных средств, позволяющий в простой для понимания и наглядной форме донести до населения информацию о том, как государство получает и расходует средства. Важно, как полагает выступающий, использовать средства визуализации информации для яркого, наглядного и простого выражения «сухих» данных о бюджете и бюджетном процессе для повышения заинтересованности граждан.

Илья Крупин, заместитель генерального директора НПО «САПФИР», поделился с участниками мероприятия опытом перехода Свердловской области на программно-целевой принцип формирования бюджета. В частности, он рассказал о создании и деятельности межведомственной рабочей группы, о согласованных и принятых в области нормативно-правовых актах и рекомендациях, регулирующих формирование программ. Кроме этого, на реальных примерах были показаны преимущества, предоставляемые за счет применения средств автоматизации на всех этапах разработки и управления государственными и муниципальными программами.

Мировой опыт программного бюджетирования

Лука Брузати, профессор, заведующий кафедрой управления в Удинском госуниверситете, руководитель лаборатории аналитической работы в экономике и менеджменте (Италия), сделал обзор опыта реализации программного бюджета за рубежом. Он привел основные примеры в области программного бюджета скачать:

1. «Система планирования, составления программ и бюджетирования», реализованная в Минобороны США в 1960-е годы, является первым масштабным экспериментом в сфере программного бюджетирования.

2. Бюджет «с чистого листа» представляет собой подход к планированию и принятию решений, изменяющий логику традиционных бюджетных процессов.

3. Процесс управления по целям состоит из ряда взаимозависимых шагов: определения ясных, четких целей отчетности, разработки реалистичных планов действий для их достижения, систематического контроля и измерения производительности и достижения целей, принятия необходимых корректирующих действий для получения запланированных результатов.

4. Стратегическое планирование обязывает организации к формальному процессу, в котором планировщики формулируют миссию, ставят цели и задачи, проверяют организацию на наличие внутренних сильных и слабых сторон, оценивают внешние условия на наличие возможностей и угроз, оценивают стратегические варианты, а затем выбирают и вводят в действие организационные стратегии.

5. Бюджетирование, ориентированное на результат — это способ распределения финансовых ресурсов в поиске путей достижения конкретных целей на основе программных целей и результатов измерений.

Выступление профессора, заведующего кафедрой управления в Удинском госуниверситете, руководителя лаборатории аналитической работы в экономике и менеджменте Луки Брузати.

Мнения участников

Дмитрий Вахрушев, первый заместитель генерального директора «БАРС Груп»

Переход к программному бюджету означает переход от «управления затратами» к «управлению результатами». И Россия в этом смысле не изобретает велосипед, а движется по пути, который уже прошли США, Франция и другие страны. Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является грамотно выстроенная структура бюджетных данных в тесной увязке с государственными полномочиями, приоритетами государственной и бюджетной политики, целями государственных программ и индикаторами их достижения.

Андрей Чучелов, генеральный директор «БСС Инжиниринг»

Программный бюджет является современным и действенным инструментом государственного управления, который подтвердил свою эффективность в ряде развитых стран. В частности, переход к программному планированию поспособствует развитию новых подходов к информатизации и бюджетированию средств, необходимых для решения задач регионов, связанных с выполнением требований Федерального закона № 210-ФЗ.

Крупин Илья Викторович, заместитель генерального директора НПО «САПФИР»

В России программный метод применяется уже давно, это и федеральные целевые программы, и областные целевые и т.д. Результаты в целом положительные, определяются цель, затраты, понятен результат. Применение такого подхода ко всему объему бюджета страны, регионов и муниципалитетов уже идет полным ходом, хотя, и не без сложностей. Так, например, много вопросов вызывает стыковка целей обозначенных в стратегических документах разных уровней, непросто дается внесение изменений в уже принятые или согласуемые программы, не всегда удается сразу задать корректные показатели. А что касается автоматизации, то там где информационные системы сразу встраивались в новый подход, удалось избавиться от ошибок в расчетах и отчетных формах, и привести сами программы к единым форматам, повысив управляемость ими.

При поддержке Издательский дом Бюджет Союз финансистов России Союз развития государственных финансов Фонд «Центр стратегических разработок»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Учебный центр «Бюджет»
Официальные партнеры
Партнеры

Новости форума

В четверг, 21 апреля, в Москве прошли Десятые Васильевские чтения — ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика».

В этом году впервые в рамках Васильевских чтений прошла секция «Будущее государственного и муниципального управления». Темы цифровой трансформации госуправления, реализации инноваций в этой сфере, использования современных ИТ-решений в бюджетном планировании вызвали повышенный интерес участников форума.

В 2017 году Федеральное казначейство совместно с Минфином России разработало перспективную модель государственного финансового контроля в Российской Федерации. О том, как реализована эта модель на практике, а также о дальнейших перспективах развития ГФК шла речь на IX Васильевских чтениях в рамках секции «Развитие государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

Архив форума