Версия для печати 6557 Материалы по теме
Западный опыт программного бюджетирования – возможные варианты

Программное бюджетирование, поддержанное в начале прошлого века тогдашним президентом США Ульямом Тафтом, имеет почти столетнюю историю, полагает Лука Брузати, профессор, заведующий кафедрой управления в Удинском госуниверситете, руководитель лаборатории аналитической работы в экономике и менеджменте (Италия). Выступая 20 ноября на Вторых Васильевских чтениях в Москве, он сделал обзор опыта реализации программного бюджета за рубежом и выделил целый ряд проектов, имеющих к нему отношение.

«Система планирования, составления программ и бюджетирования» (PPBS), реализованная в Министерстве обороны США в 1960-е годы, является, как отметил Л. Брузати, первым масштабным экспериментом в сфере программного бюджетирования. Отличительными особенностями программы, в частности, стали тщательная детализация и систематический анализ целей, поиск соответствующих альтернатив (различные способы достижения целей). Кроме этого, важны оценки общей стоимости каждого варианта, с учетом как прямых, так и косвенных затрат и эффективности всех альтернативных предложений, а также сравнение альтернатив в поиске такой комбинации, которая предполагает наибольшую эффективность в достижении целей с учетом затраченных ресурсов.

Следующий инструмент — бюджет «с чистого листа», который, как отметил выступающий, представляет собой подход к планированию и принятию решений, изменяющий логику традиционных бюджетных процессов. Он предполагает составление ежегодного бюджета с нулевой базой. Каждая программа для продолжения финансирования должна быть вновь обоснована. Это обеспечивает защиту бюджетных требований и не делает ссылок на предыдущий уровень ассигнований. Организация бюджета осуществляется снизу вверх.

В свою очередь, процесс управления по целям состоит из ряда взаимозависимых шагов: определения ясных, четких целей отчетности, разработки реалистичных планов действий для их достижения, систематического контроля и измерения производительности и достижения целей, принятия необходимых корректирующих действий для получения запланированных результатов. Стимулом для решения такой задачи может стать введение привязки к вознаграждению.

Стратегическое планирование обязывает организации к формальному процессу, в котором планировщики формулируют миссию, ставят цели и задачи, проверяют организацию на наличие внутренних сильных и слабых сторон, оценивают внешние условия на наличие возможностей и угроз, оценивают стратегические варианты, а затем выбирают и вводят в действие организационные стратегии. Цель стратегического планирования заключается в связи управленческих решений с видением того, где организация хочет быть в определенный момент в будущем.

Основными компонентами целевого проектного планирования являются следующие:

· Участие: лица, группы, организации, подключенные к проекту, их отношения и мотивы.

· Проблемы: основные вопросы сгруппированы в дереве проблем с причинами и следствиями.

· Цели: пересчет проблем в реально достижимые цели.

· Альтернативы: оценка, основанная на ресурсах, вероятность достижения целей, политическая целесообразность, соотношение затрат и выгод, социальные риски, временной горизонт, устойчивость, и т.д.

· Результат  матрица планирования проекта (резюме, почему проект осуществляется, то, чего он, как ожидается, достигнет, каким образом планируется достижение результатов, сколько это будет стоить, и т.д.).

Завершая свое выступление, итальянский профессор коснулся также бюджетирования, ориентированного на результат — это способ распределения финансовых ресурсов в поиске путей достижения конкретных целей на основе программных целей и результатов измерений.

Его логика — выйти за рамки затрат или постатейных расходов с тем, чтобы обеспечить принятие обоснованных решений, основанных на ощутимом прогрессе и достижениях. Основа рационального бюджетирования — это переход от модели простого управления расходами к модели, направленной на управление результатами.

Ранее

Как выстроить программный бюджет в условиях турбулентности в экономике

Подходы регионов к формированию госпрограмм заметно различаются

Поделиться