Тверская область с нынешнего года уже живет по программному бюджету, как сообщил на прошедших 20 ноября Вторых Васильевских чтениях Иван Егоров, начальник бюджетного управления областного Минфина. В 2013 году чтения были посвящены теме «Программный бюджет как инструмент государственного управления».
Представитель регионального Минфина поделился накопленным за этот год опытом внедрения программного бюджета в Тверской области и возникшими в связи с этим переходом проблемами. За основу в регионе взяли правило, что «бюджет — это набор госпрограмм, сначала идет планирование госпрограмм, а потом утверждается бюджет, который является суммой этих государственных программ. Эту цель мы перед собой постоянно видим». Кроме этого, в регионе рассматривают госпрограммы как возможность пересмотра сложившихся расходных обязательств. И.Егоров также отметил, что в Минфине приступили к большому блоку работ по оценке эффективности госпрограмм.
Сергей Ландо, начальник отдела продаж НПО «Криста», обратил внимание участников чтений на возможности реализации бюджета для граждан с использованием интернет-ресурса. Это комплекс программно-организационных средств, позволяющий в простой для понимания и наглядной форме донести до различных слоев населения информацию о том, как государство получает и расходует средства.
Выступающий также отметил важность использования средств визуализации информации для яркого, наглядного и простого выражения «сухих» данных о бюджете и бюджетном процессе для повышения заинтересованности граждан. Представленные на сайте материалы помогут при подготовке информационных материалов для распространения на мероприятиях, в СМИ, в социальных сетях.
Обсуждение темы программного бюджета в регионах продолжила Наталья Гвоздева, заместитель гендиректора компании БФТ. Она, в частности, отметила, что региональные особенности использования программно-целевых методов управления достаточно серьезно различаются.
По представленным Н.Гвоздевой данным, в настоящее время количество государственных программ в российских регионах колеблется в диапазоне от 13 (Амурская область) до 37 проектов (Саха (Якутия). При этом срок их действия составляет от 3 (Кировская область) до 9 лет (Хабаровский край).
Среди основных проблем перехода регионов и муниципалитетов на программный бюджет, с которыми сталкиваются они при формировании госпрограмм, представитель БФТ выделила, в первую очередь, несовершенство или отсутствие стратегических документов и задержки с началом работ по формированию программ и организации процесса перехода. Кроме этого, имеют место противоречия и конфликты между органами управления финансами и экономикой, сложности реализации приказа Минфина 65н и формирования программной структуры бюджета.
Ранее
Как выстроить программный бюджет в условиях турбулентности в экономике
Дефицит региональных бюджетов будут сокращать за счет крупных налогоплательщиков
Народный фронт разработает «индекс расточительности» для регионов