На апрель 2005 г. намечено проведение референдума по объединению в единый субъект Федерации Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов. Сегодня мы беседуем с председателем Счетной палаты Таймыра Анатолием Кузнецовым о вопросах, связанных с созданием нового субъекта и осуществлением финансового контроля в новых условиях.
— Анатолий Сергеевич, скажите, как вы относитесь к идее создания нового субъекта Федерации с точки зрения профессионального финансиста?
— Вы знаете, давайте начнем с небольшого исторического отступления.
Все мы прекрасно помним ситуацию «парада суверенитетов» начала девяностых. Чем она была вызвана объективно? На наш взгляд, кризисной ситуацией в экономике и слабостью власти. Можно ли говорить о том, что федеральный центр справлялся со своими обязанностями? Нет. Территориям приходилось самостоятельно решать возникающие проблемы и отвечать за принятые решения. Давайте оценим нынешнюю ситуацию. На сегодняшний день мы все с вами видим восстановленную и укрепленную властную вертикаль, наблюдаем разграничение сферы ответственности между федеральным центром и регионами. Сегодня абсолютно точно обозначено разграничение предметов ведения Федерации и регионов, и это закреплено в федеральном законе, регулирующем межбюджетные отношения по принципу соответствия объема полномочий возможностям по их выполнению. Далее, уровень трансфертов федерального центра Таймыру — около 45%, Эвенкии — свыше 66%. Можно ли говорить об экономической состоятельности этих территорий? На наш взгляд, нет. Автономные округа не могут обеспечить властные полномочия субъектов Федерации в полном объеме. И такая ситуация, кстати, не только на территории Таймыра, Эвенкии и Красноярского края. Если проанализировать бюджеты других автономных округов, мы увидим схожую ситуацию, за исключением, правда, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Итак, что мы имеем. Первое, федеральным законом, регулирующим межбюджетные отношения, предусматривается передача ряда функций по госуправлению от автономных округов Красноярскому краю, и следовательно, федеральные трансферты будут поступать в бюджет края, при этом достигнута договоренность о сохранении федеральной доли трансфертов для автономных округов в полном объеме. Второе, администрациями Красноярского края и Таймыра заключен договор о делегировании части полномочий автономному округу сроком на один год. И вывод — установленный порядок должен предполагать собой более тесное и продуктивное взаимодействие всех ветвей власти Красноярского края и автономного округа, в том числе и органов государственного финансового контроля. При этом объединение в единый регион будет являться, на наш взгляд, наиболее эффективной моделью управления территорией, имеющей к тому же и общую историю. Напомню, до «парада суверенитетов» Красноярский край включал в себя территорию Таймыра и Эвенкии. Это объективные реалии процесса объединения, но есть еще и вопросы, связанные с инвестиционной привлекательностью единого региона, такие, например, как разработка Ванкорского нефтяного месторождения и другие проекты, требующие привлечения значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов. Согласитесь, в рамках единого субъекта, в рамках единого правового поля, понятных и стабильных «правил игры» для бизнеса инвестиционная привлекательность региона в целом только возрастет.
— Как, на ваш взгляд, повлияет на организацию работы возглавляемого вами органа государственного финансового контроля грядущее объединение регионов?
— По поводу организации контроля за финансовыми потоками бюджетных средств в рамках процесса объединения регионов хотелось бы отметить следующее.
Первое. Создание единого субъекта Федерации запланировано на январь 2007 г., до этого времени Таймыр сохраняет свой бюджет и трансферты, идущие из федерального центра через Красноярский край, равно как и денежные средства, передаваемые краем для осуществления полномочий в рамках договора, отражаются в доходной части бюджета округа, следовательно, остаются подконтрольными Счетной палате Таймыра. Здесь все понятно, и точка зрения на это у нас с председателем Счетной палаты Красноярского края Иваном Ланчинским единая. В этой связи должен сказать, что контрольно-счетные органы поддерживают прямые непосредственные контакты и в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОР), и непосредственно руководителями органов государственного финансового контроля. В частности, должен отметить, что изменения федерального законодательства о разграничении межбюджетных отношений активно обсуждались мной с руководителями контрольно-счетных органов Иркутской, Пермской областей, Ханты-Мансийского и Усть-Ордынского автономных округов. Активно эта тема обсуждалась и на прошедшей на Таймыре в июле 2004 г. конференции Ассоциации с участием председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина. По многим позициям выработана единая точка зрения, отражающая реалии сегодняшнего дня.
Вторым этапом, при условии создания единого субъекта Федерации, станет осуществление финансового контроля на территории Таймыра. И здесь я бы выделил два момента. Первый, Таймыр остается территорией с особым статусом, определяемым Уставом Красноярского края. Второе, территория в любом случае не окажется вне зоны финансового контроля — это определено федеральным бюджетным законодательством, предусматривающим создание контрольно-счетных органов представительными органами власти. Каков будет статус органа финансового контроля — это другой вопрос, но насколько он важен, ставя во главу угла главную задачу контрольно-счетных органов — контроль за эффективностью и целевым характером использования бюджетных средств, покажет время.
— Анатолий Сергеевич, Счетная палата Таймыра на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся органов государственного финансового контроля в России. Это подтверждается и результатами вашей контрольной работы, и экспертно-аналитической деятельностью, развитием межрегионального сотрудничества. Это подтвердила и прошедшая на Таймыре конференция Ассоциации контрольно-счетных органов России. Высокую оценку работы Счетной палаты округа дал и председатель Счетной палаты России С.В. Степашин.
Скажите, как вы сами оцениваете пройденный путь и какие задачи ставите перед собой на будущее?
— Вы знаете, первое, с чего мы начали свою деятельность, это создание правового поля по взаимодействию с окружными правоохранительными и налоговыми органами, прокуратурой округа. Со всеми вышеперечисленными структурами были подписаны соглашения о взаимодействии. В сентябре прошлого года подписали соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой РФ.
Вторым важным этапом нашей деятельности стал этап экспертно-аналитической работы. Глубоко убежден, прежде чем проверять отдельных бюджетополучателей, необходимо проанализировать весь комплекс бюджетного процесса, представить всю схему целиком, выявить проблемные точки и только потом выходить на проверку, а не распылять силы и средства, пытаясь по отдельным моментам увидеть картинку целиком.
Думаю, что абсолютно правильным шагом с нашей стороны было сосредоточение усилий на профессиональной подготовке и стажировке специалистов Счетной палаты округа. В этом нам огромную помощь оказали Счетная палата РФ и Контрольно-счетная палата Москвы. Большое внимание уделяется и научной работе сотрудников, двое из которых прикреплены к аспирантуре Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ в качестве соискателей ученой степени кандидата наук. Убежден, основной капитал любой организации — люди, а человека — знание. И сегодня мы вкладываем в этот капитал.
Должен сказать, что коллектив Счетной палаты округа на сегодняшний день сформирован — это единая профессиональная команда. Я благодарен им за то, что они вкладывают не только свои профессиональные знания, но и душу в общее дело.
По поводу общей оценки. Убежден, есть над чем работать, есть неиспользуемые резервы, многое предстоит еще сделать для создания по-настоящему сильного органа финансового контроля на территории, а оценку, я думаю, дадут нам люди, жители нашего округа — для них наша работа, работа, направленная на контроль за исполнением бюджетного законодательства на пользу каждого, Таймыра и России в целом.
Тая Олейник
— Анатолий Сергеевич, скажите, как вы относитесь к идее создания нового субъекта Федерации с точки зрения профессионального финансиста?
— Вы знаете, давайте начнем с небольшого исторического отступления.
Все мы прекрасно помним ситуацию «парада суверенитетов» начала девяностых. Чем она была вызвана объективно? На наш взгляд, кризисной ситуацией в экономике и слабостью власти. Можно ли говорить о том, что федеральный центр справлялся со своими обязанностями? Нет. Территориям приходилось самостоятельно решать возникающие проблемы и отвечать за принятые решения. Давайте оценим нынешнюю ситуацию. На сегодняшний день мы все с вами видим восстановленную и укрепленную властную вертикаль, наблюдаем разграничение сферы ответственности между федеральным центром и регионами. Сегодня абсолютно точно обозначено разграничение предметов ведения Федерации и регионов, и это закреплено в федеральном законе, регулирующем межбюджетные отношения по принципу соответствия объема полномочий возможностям по их выполнению. Далее, уровень трансфертов федерального центра Таймыру — около 45%, Эвенкии — свыше 66%. Можно ли говорить об экономической состоятельности этих территорий? На наш взгляд, нет. Автономные округа не могут обеспечить властные полномочия субъектов Федерации в полном объеме. И такая ситуация, кстати, не только на территории Таймыра, Эвенкии и Красноярского края. Если проанализировать бюджеты других автономных округов, мы увидим схожую ситуацию, за исключением, правда, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Итак, что мы имеем. Первое, федеральным законом, регулирующим межбюджетные отношения, предусматривается передача ряда функций по госуправлению от автономных округов Красноярскому краю, и следовательно, федеральные трансферты будут поступать в бюджет края, при этом достигнута договоренность о сохранении федеральной доли трансфертов для автономных округов в полном объеме. Второе, администрациями Красноярского края и Таймыра заключен договор о делегировании части полномочий автономному округу сроком на один год. И вывод — установленный порядок должен предполагать собой более тесное и продуктивное взаимодействие всех ветвей власти Красноярского края и автономного округа, в том числе и органов государственного финансового контроля. При этом объединение в единый регион будет являться, на наш взгляд, наиболее эффективной моделью управления территорией, имеющей к тому же и общую историю. Напомню, до «парада суверенитетов» Красноярский край включал в себя территорию Таймыра и Эвенкии. Это объективные реалии процесса объединения, но есть еще и вопросы, связанные с инвестиционной привлекательностью единого региона, такие, например, как разработка Ванкорского нефтяного месторождения и другие проекты, требующие привлечения значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов. Согласитесь, в рамках единого субъекта, в рамках единого правового поля, понятных и стабильных «правил игры» для бизнеса инвестиционная привлекательность региона в целом только возрастет.
— Как, на ваш взгляд, повлияет на организацию работы возглавляемого вами органа государственного финансового контроля грядущее объединение регионов?
— По поводу организации контроля за финансовыми потоками бюджетных средств в рамках процесса объединения регионов хотелось бы отметить следующее.
Первое. Создание единого субъекта Федерации запланировано на январь 2007 г., до этого времени Таймыр сохраняет свой бюджет и трансферты, идущие из федерального центра через Красноярский край, равно как и денежные средства, передаваемые краем для осуществления полномочий в рамках договора, отражаются в доходной части бюджета округа, следовательно, остаются подконтрольными Счетной палате Таймыра. Здесь все понятно, и точка зрения на это у нас с председателем Счетной палаты Красноярского края Иваном Ланчинским единая. В этой связи должен сказать, что контрольно-счетные органы поддерживают прямые непосредственные контакты и в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОР), и непосредственно руководителями органов государственного финансового контроля. В частности, должен отметить, что изменения федерального законодательства о разграничении межбюджетных отношений активно обсуждались мной с руководителями контрольно-счетных органов Иркутской, Пермской областей, Ханты-Мансийского и Усть-Ордынского автономных округов. Активно эта тема обсуждалась и на прошедшей на Таймыре в июле 2004 г. конференции Ассоциации с участием председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина. По многим позициям выработана единая точка зрения, отражающая реалии сегодняшнего дня.
Вторым этапом, при условии создания единого субъекта Федерации, станет осуществление финансового контроля на территории Таймыра. И здесь я бы выделил два момента. Первый, Таймыр остается территорией с особым статусом, определяемым Уставом Красноярского края. Второе, территория в любом случае не окажется вне зоны финансового контроля — это определено федеральным бюджетным законодательством, предусматривающим создание контрольно-счетных органов представительными органами власти. Каков будет статус органа финансового контроля — это другой вопрос, но насколько он важен, ставя во главу угла главную задачу контрольно-счетных органов — контроль за эффективностью и целевым характером использования бюджетных средств, покажет время.
— Анатолий Сергеевич, Счетная палата Таймыра на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся органов государственного финансового контроля в России. Это подтверждается и результатами вашей контрольной работы, и экспертно-аналитической деятельностью, развитием межрегионального сотрудничества. Это подтвердила и прошедшая на Таймыре конференция Ассоциации контрольно-счетных органов России. Высокую оценку работы Счетной палаты округа дал и председатель Счетной палаты России С.В. Степашин.
Скажите, как вы сами оцениваете пройденный путь и какие задачи ставите перед собой на будущее?
— Вы знаете, первое, с чего мы начали свою деятельность, это создание правового поля по взаимодействию с окружными правоохранительными и налоговыми органами, прокуратурой округа. Со всеми вышеперечисленными структурами были подписаны соглашения о взаимодействии. В сентябре прошлого года подписали соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой РФ.
Вторым важным этапом нашей деятельности стал этап экспертно-аналитической работы. Глубоко убежден, прежде чем проверять отдельных бюджетополучателей, необходимо проанализировать весь комплекс бюджетного процесса, представить всю схему целиком, выявить проблемные точки и только потом выходить на проверку, а не распылять силы и средства, пытаясь по отдельным моментам увидеть картинку целиком.
Думаю, что абсолютно правильным шагом с нашей стороны было сосредоточение усилий на профессиональной подготовке и стажировке специалистов Счетной палаты округа. В этом нам огромную помощь оказали Счетная палата РФ и Контрольно-счетная палата Москвы. Большое внимание уделяется и научной работе сотрудников, двое из которых прикреплены к аспирантуре Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ в качестве соискателей ученой степени кандидата наук. Убежден, основной капитал любой организации — люди, а человека — знание. И сегодня мы вкладываем в этот капитал.
Должен сказать, что коллектив Счетной палаты округа на сегодняшний день сформирован — это единая профессиональная команда. Я благодарен им за то, что они вкладывают не только свои профессиональные знания, но и душу в общее дело.
По поводу общей оценки. Убежден, есть над чем работать, есть неиспользуемые резервы, многое предстоит еще сделать для создания по-настоящему сильного органа финансового контроля на территории, а оценку, я думаю, дадут нам люди, жители нашего округа — для них наша работа, работа, направленная на контроль за исполнением бюджетного законодательства на пользу каждого, Таймыра и России в целом.
Тая Олейник