Версия для печати 10442 Материалы по теме
Противодействие коррупционным проявлениям в системе Росфиннадзора

машковцев
Коррупция — это негативное социальное явление, которое затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, провоцирует недоверие к государственным институтам. И именно поэтому значительная роль в противодействии коррупции отводится федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. О том, какие меры в этом направлении принимаются в Нижегородской области, рассказывает руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Олег Александрович МАШКОВЦЕВ.

— Олег Александрович, попробуем задать вопрос о том, проникла ли коррупция в органы государственного финансового контроля?

— Провокационный вопрос… Однако лукавить, говоря, что система финансового контроля чиста и свободна от коррупции, не стану. Проблема коррупции и сложность противостояния ей связаны с разветвленностью и проникновением коррупционных проявлений практически во все сферы общественной жизни, и это признано на высшем уровне государственной власти, этим объясняется и активное развитие антикоррупционного законодательства. Признание и правильная постановка проблемы — это, как известно, не менее половины успеха в ее решении. Органы государственного финансового контроля — активные участники финансово-экономических отношений, поэтому все присущие обществу проблемы проявляются и в системе финансового контроля, в том числе и коррупция. И главное здесь не делать вид, что проблемы не существует, а, наоборот, уделять внимание ей, принимать эффективные меры по противодействию этому негативному явлению.

Следует также отметить, что коррупция и методы борьбы с нею стали предметом отдельной отрасли российского права — антикоррупционного законодательства. Базовыми правовыми актами антикоррупционного законодательства России стали Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568 и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ). Эти правовые акты не только дают определение понятиям «коррупция», «противодействие коррупции», но и обозначают принципы и направления противодействия этому негативному социальному явлению, среди которых предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Кроме того, в целях реализации Закона № 273-ФЗ и исполнения Национального плана противодействия коррупции Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Основная цель этой стратегии — консолидировать усилия федеральных, региональных органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по противодействию коррупции и определить системные меры по устранению коренных причин коррупции в обществе. Также даны прямые указания органам государственной власти и рекомендации институтам гражданского общества по реализации этих мер.

— Что делается в системе Росфиннадзора по исполнению данного Указа Президента РФ?

— Прежде всего разработаны и утверждены Ведомственные антикоррупционные программы на 2008–2010 годы и на 2010–2011 годы, План противодействия коррупции Росфиннадзора и его территориальных управлений на 2010–2011 годы. Эти документы представляют собой совершенствуемую систему мер организационного, правового, экономического, информационного и кадрового характера, направленную на устранение причин коррупции и противодействие коррупционным проявлениям в Росфиннадзоре и его территориальных органах.

Действующий на данный момент План противодействия коррупции, как и предшествовавшие ему ведомственные антикоррупционные программы Росфиннадзора, нацелен на эффективную организацию исполнения законодательства в сфере антикоррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения, и определяет детальный план мероприятий по противодействию коррупции в системе органов Росфиннадзора. Планом мероприятий определяются конкретные действия как управлений центрального аппарата Росфиннадзора, так и его территориальных органов по противодействию коррупционным проявлениям.

Позволю себе отметить, что в Территориальном управлении Росфиннадзора в Нижегородской области (далее — Управление) реализуются собственные детальные планы мероприятий по исполнению Ведомственных антикоррупционных программ и планов. Такие планы разрабатываются и утверждаются комиссией по противодействию коррупции территориального управления.

— А по каким направлениям ведется противодействие коррупции в возглавляемом вами территориальном управлении Росфиннадзора?

— Прежде чем ответить на вопрос, скажу, что коррупция — чрезвычайно многогранное по содержанию и составу социальное явление, поэтому просто бороться с ним крайне сложно и малоэффективно. Наибольший эффект, на мой взгляд, могут дать только мероприятия по устранению причин и условий, при которых возможно проявление коррупции, а также по выявлению и предупреждению коррупционных проявлений. Поэтому запланированные и реализуемые в Управлении мероприятия направлены прежде всего на профилактику коррупции, и их условно можно разделить на следующие основные группы: 

  • обеспечение публичности и открытости деятельности Управления; 
  • взаимодействие с органами власти и общественными организациями по вопросам противодействия коррупции;
  • мероприятия, непосредственно связанные с поступлением на государственную гражданскую службу в Управление и ее прохождением;
  • меры, связанные непосредственно с осуществлением госслужащими Управления контрольно-надзорной деятельности.

— Олег Александрович, расскажите о конкретных мероприятиях, которые реализуются по данным направлениям? 

— Что касается первого направления, то мы делаем все возможное для обеспечения публичности и открытости деятельности Управления. Размещаем информацию о работе Управления в сети Интернет, других средствах массовой информации, проводим семинары для организаций, являющихся потенциальными объектами контроля со стороны управления. Так, на нашем сайте http://www.rosfinnadzor-nn.ru можно найти информацию не только о месте нахождения Территориального управления Росфиннадзора Нижегородской области, его организационной структуре, руководящем составе, контактных данных, но и о текущей деятельности. А именно можно посмотреть план контрольной работы, результаты отдельных проверочных мероприятий, аналитическую информацию по квартальным и ежегодным итогам работы Управления, о работе Управления с обращениями граждан. Также у нас организована работа «телефона доверия», позвонив на который заинтересованные лица могут сообщить о фактах готовящихся, совершаемых или совершенных противоправных деяний, в том числе коррупционной направленности, со стороны сотрудников Территориального управления. Помимо информации о номере телефона доверия на нашем сайте размещена форма электронного обращения для сообщения о вышеуказанных фактах. Впрочем, хочу отметить, что до настоящего момента звонков и сообщений о проявлениях коррупции со стороны должностных лиц Управления не поступало.

Ко второй группе антикоррупционных мероприятий относится взаимодействие Управления с органами власти и общественными организациями по вопросам противодействия коррупции. Мы принимаем активное участие в заседаниях межведомственных групп и комиссий, предметом деятельности которых является противодействие коррупции. Участвуем в ежеквартальных заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции при прокуратуре Нижегородской области. На заседаниях заслушиваются доклады о проделанной работе по борьбе с коррупцией, выявленных нарушениях коррупционной направленности и о ходе выполнения соответствующих ведомственных планов и антикоррупционных мероприятий. Особое внимание уделяется эффективности принимаемых мер, направленных на выявление и пресечение коррупционных правонарушений среди сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, вопросам проверки сведений о доходах и имуществе государственных служащих и членов их семей, предоставляемых госслужащими в установленных законодательством РФ случаях, а также работе ведомственных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих.

Третью группу составляют мероприятия, связанные с прохождением государственной гражданской службы и поступлением на нее. Как известно, статьей 8 Закона № 273-ФЗ установлена обязанность государственных гражданских служащих, лиц, претендующих на замещение вакантных должностей федеральной государственной службы, предоставлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и такие же сведения, касающиеся супруги (супруга) и несовершеннолетних детей государственного служащего. В Плане противодействия коррупции Росфиннадзора и его территориальных управлений на 2010–2011 годы предусмотрены мероприятия по организации и проведению проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых государственными служащими а также по осуществлению контроля за своевременным предоставлением указанных сведений. Эти сведения размещаются на сайте и в средствах массовой информации, в сети Интернет. Аналогичные меры предусмотрены в плане Управления. 

Кроме этого, статья 9 Закона № 273-ФЗ возлагает на государственного служащего обязанность уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему лиц с целью дачи взятки или коммерческого подкупа и других фактах склонения его к совершению коррупционного правонарушения. В связи с этими нормами  данного закона в Управлении в 2008 году создана и функционирует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Основными задачами комиссии являются обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Управления требований к служебному поведению, определенному законодательством о госслужбе, содействие в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества или Российской Федерации.

И, наконец, последняя группа мер антикоррупционного характера. Она непосредственно связана с профессиональной деятельностью государственных гражданских служащих, то есть с осуществлением контрольно-надзорной деятельности. Сюда относятся мероприятия по усилению антикоррупционной составляющей при организации повышения квалификации государственных служащих управления и их профессиональной деятельности. Организовано обучение госслужащих по специально разработанной программе «Организация работы по противодействию коррупции в современной России (государственные гражданские служащие)», проводятся ежеквартальные общепрофилактические беседы с сотрудниками, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях, инструктажи участников контрольно-ревизионных групп по условиям и особенностям проведения проверки в конкретной организации, вероятных угрозах в отношении должностных лиц Управления и т. д. Кроме этого, в Управлении сокращено количество проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, которые проводятся непосредственно на объекте, и увеличено количество камеральных проверок. Эта мера позволяет ограничить время личного общения должностных лиц Управления с представителями проверяемых объектов и соответственно снижает вероятность возникновения коррупционных проявлений при проведении контрольных мероприятий в сфере валютного контроля.

Также в целях достижения прозрачности общения должностных лиц Управления с представителями объектов контроля, а также лицами, в отношении которых ведется административное производство, помещения Управления, в том числе и мой кабинет, оснащены системой видеонаблюдения. Более того, оборудовано специальное помещение для осуществления процессуальных действий в рамках производства по делам об административных правонарушениях, проводимых с участием заинтересованных лиц или их представителей. Теперь только в этом кабинете, изолированном от других помещений Управления и оснащенном системами видеонаблюдения и аудиозаписи, проходят рассмотрения дел и составление протоколов об административных правонарушениях. 

Подводя итог всему сказанному, я еще раз хотел бы обратить внимание на то, что наиболее эффективной мерой в борьбе с коррупцией является ее профилактика. Когда будут созданы  условия, при которых не будет возможности для коррупционных проявлений и совершения правонарушений, тогда можно будет говорить о победе над этим явлением. Именно такого рода мероприятия проводятся в Территориальном управлении Росфиннадзора в Нижегородской области. 

Поделиться