Версия для печати 6056 Материалы по теме
По итогам мониторинга финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований Владимирской области в 2004 году город Владимир занял первое место. Пользуясь предоставленной возможностью, мы с удовольствием представляем читателям нашего журнала интервью с ведущими специалистами финансового управления города.

— Александра Борисовна, довольны ли вы исполнением бюджета-2004?
— В I полугодии администрация успешно справились с выполнением доходной части бюджета, дополнительно поступило в городскую казну 80 млн. руб. Позиция администрации и городского Совета — рубль должен работать, поэтому уточнили бюджет на сумму перевыполнения и направили средства на нужды муниципалитета и выполнение закона «О ветеранах». По итогам года, мы уверены, выполнение будет.
— Александр Анатольевич, в городе высокие показатели по бюджетной обеспеченности, как вы на них вышли?
— Кроме повышения собираемости налогов на повышение бюджетной обеспеченности влияет и умение регулировать финансовые потоки. Администрация города в течение последних двух лет не пользуется кредитными ресурсами коммерческих банков, своевременно рассчитывается с Министерством финансов по договору субзайма, отсутствует задолженность бюджета города по заработной плате перед бюджетными организациями и социальным выплатам.
При формировании бюджета на очередной финансовый год проводится работа по согласованию налогооблагаемой базы и физических показателей, необходимых для расчета бюджета с Главным финансовым управлением администрации Владимирской области. И, несмотря на возникающие спорные моменты, понимание и поддержку в Главном финансовом управлении мы находим.
—Светлана Борисовна, отношения в управлении, как мне сказал Владимир Авенирович, складываются на доверии?
— Да, действительно это так. Но такие отношения в управлении сложились в результате многолетней совместной работы и высокого профессионализма сотрудников управления, особенно руководителей отделов. 79% работников финансового управления имеют высшее экономическое образование. Около 45% сотрудников работают более 10 лет.
Особенности работы в финансовых органах обязывают всех сотрудников быть в курсе всех изменений законодательства. Владимир Авенирович в данном вопросе для нас пример!
При постановке задач прорабатываются различные варианты развития событий. Организация работы таким образом позволяет вырабатывать единый алгоритм действий с учетом мнений специалистов.
—    Александра Борисовна, как во Владимире ведется работа по мобилизации доходов?
—    У нас в городе создана и работает комиссия по мобилизации доходов в городской бюджет. Возглавляет ее Владимир Авенирович.
фонтан
В состав комиссии входят представители депутатского корпуса, налоговых органов, прокуратуры, управления по борьбе с экономическими преступлениями. Как минимум раз в месяц проводятся заседания, на которые приглашаются руководители, главные бухгалтера предприятий-налогонеплателыциков. Они докладывают о финансовом состоянии предприятия, об имеющихся возможностях погашения недоимки, дают письменное обязательство по срокам погашения долгов бюджета. У комиссии нет фискальных полномочий, но для руководителей предприятий города работа с ней — психологически непростая процедура. Так что эффект от этой работы в городе ощутимый. Недоимка по налоговым платежам и сборам по сравнению с началом года снизилась на 28,4%.
—    Вера Анатольевна, какие управленческие  нововведениям на ваш взгляд, так же положительно повлияли на управление  городскими финансами?
—    Структура администрации! города сформирована таким образом, что руководитель финорган являясь заместителем главы горо-1 да, принимает непосредственное! участие в решении административно-управленческих задач.
Создание единого финансово-] го органа взамен ранее действовавших четырех в соответствия с территориальным делением города позволяет проводить единую политику во всех отраслях  жизни города.
С 2002 г. исполнение бюджета в полном объеме переведено на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства. В результате чего были оптимизированы структура административных органов и бюджетных учреждений, общие схемы финансирования, порядок и регламент работы всех участников бюджетного процесса. Сложившийся порядок исполнения бюджета по расходам в городе предусматривает финансирование бюджетополучателей под   их   реальные   потребности с одновременным осуществлением кассового расхода, а не в плановом порядке на лицевые счета. Данная   технология   позволяет иметь полную информацию о расходовании   бюджетных  средств, оперативно управлять  финансовыми потоками и минимизировать остатки бюджетных средств па счетах получателей.
-Александр Анатольевич, что, по вашему представлению, еще повлияло на высокую наполняемость муниципального бюджета?
— С налоговыми инспекциями города заключено соглашение о взаимодействии, в соответствии с которым осуществляется координированная работа в организации и совершенствовании контроля по сбору налогов и других обязательных платежей, взимаемых на территории города Владимира. Одним из пунктов соглашения оговорено, что при фактическом перевыполнении плана доходов бюджета
города налоговым инспекциям перечисляется до 25% от дополнительно поступивших в бюджет города в результате проведенной контрольной работы. У налоговых инспекций появилась заинтересованность в более полном сборе налогов. Немаловажную роль сыграл и тот фактор, что 213 предприятий и организаций воспользовались правом на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам перед бюджетами всех уровней.
—   Вера Анатольевна, каким образом город проводит муниципальную закупку?
— Закупки продукции и товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда проводятся исключительно на основе муниципальных контрактов.
Администрация города по представлению заказчиков формирует сводный муниципальный заказ города. Для его размещения создана постоянно действующая конкурсная комиссия с представителями администрации, депутатов городского Совета, финансовых, экономических служб.
дворник
Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс.
К участникам конкурса предъявляются жесткие требования. При наличии задолженности по платежам в городской бюджет претендент не допускается к участию в конкурсе.
При рассмотрении конкурсных предложений при одинаковом соотношении цена-качество победитель выбирается по наименьшей цене. Предпочтение отдается поставщикам, зарегистрированным в г. Владимире.
С каждым годом количество участников торгов увеличивается. Мы считаем, что это хорошая тенденция. Конкуренция очень серьезная. У нас только по медикаментам до 40 фирм-участниц бывает, строительных фирм, транспортных также очень много.
—Александра Борисовна, расскажите, как шло принятие, исполнение бюджета?
—Организация подготовительной работы по составлению проекта бюджета однозначно проводится в соответствии с Бюджетным кодексом. Работает согласительная комиссия из работников администрации и депутатского корпуса. Для того чтобы какие-то моменты на заседании городского Совета проходили в довольно спокойном русле, по распоряжению главы города создана рабочая группа, которая ведет предварительную работу по бюджету.
В ее состав входят кроме работников администрации: председатель контрольно-счетной палаты, все председатели профильных комитетов городского Совета, представители налоговой инспекции. Возглавляет ее наш руководитель.
При формировании доходной части бюджета налогооблагаемая база согласовывается с налоговыми органами, что в дальнейшем положительно отражается на исполнении бюджета.
—    Александр Анатольевич, а ваше мнение, взаимоотношения с налоговой проходят относительно гладко?
—    В какой-то мере во взаимоотношениях с налоговыми инспекциями города нам помогает заключенное соглашение о взаимодействии, но все вопросы оно не решает. В городе одно финансовое управление и четыре налоговых инспекции. Необходимую информацию  приходится  запрашивать в четырех инспекциях, потом сводить се в один блок. Что касается отчетных данных, то проблем в этом вопросе с налоговыми инспекциями практически не возникает.
Проблемы возникают, когда необходимо проверить состояние платежной дисциплины на предприятиях, особенно по уплате местных налогов и сборов. Налоговые инспекции, ссылаясь на статью 102 Налогового кодекса РФ, не всегда предоставляют такую информацию. У города — недопоступления в бюджет, особенно по местным налогам, а проверить, кто не заплатил и по какой причине, мы не можем, поскольку у финорганов нет экономических рычагов воздействия, которыми наделены налоговые органы. С разграничением налоговых поступлений по принципу один налог — один бюджет считаю, что на федеральном уровне необходимо решить вопрос о наделении финорганов правами налоговых органов в части контроля за перечислением налогоплательщиками местных налогов. Ведь не секрет, что местные налоги перечисляются в бюджет по остаточному принципу.
— Александра Борисовна, какие наиболее сложные вопросы в функционировании городского бюджета, на ваш взгляд, возникают в связи с изменениями в налоговой политике?
— Ошибочным, на наш взгляд, является отказ от закрепления за местными бюджетами налога на прибыль. В условиях, когда озвученный Президентом России ВВП должен удвоиться, особое значение приобретает рост производства в машиностроении, легкой промышленности, всегда являющихся градообразующей базой поселений. Рост заинтересованности местных властей в их развитии способствовал бы решению поставленной задачи, это же в первую очередь и рабочие места для жителей города. В настоящее время в местные бюджеты налог на прибыль подлежит зачислению исходя из ставки 2% .При объеме собственных доходов бюджета г. Владимира на 2004 г. 1572 млн. руб. налог на прибыль организаций составляет 45 млн. руб., или менее 3% в общем объеме доходов.
Основным бюджетообразующим доходным источником местного бюджета является налог на доходы физических лиц. В последние годы происходит регулярное снижение норматива отчислений от данного налога. С 70% в 2003 г. - до 50% в 2004 и до 35% — в 2005-м, что затрудняет прогнозирование бюджетной политики на перспективу. По налогу на имущество организаций колебания нормативов отчислений также значительны — 75%, 50%, и всего 2,7% на 2005 год.
— Вера Анатольевна, какие вопросы возникают по планированию бюджета?
— В настоящее время планирование бюджета на очередной финансовый год осуществляется от достигнутого уровня. Наше мнение — это неправильно.
Учреждения с более высоким уровнем обеспеченности в текущем году сохранят данную тенденцию и в следующем, а с более низким — будут жить еще хуже. Это перекос, который можно устранить, на наш взгляд, только при переходе к планированию на основе утверждаемых на региональном уровне стандартов и нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг.
Нет смысла утверждать нормативы на уровне Федерации — это понятно, нельзя сравнивать области Центрального региона и Крайнего Севера, но на уровне субъекта такое возможно. Большинство городов области находятся в одинаковых климатических условиях, имеют схожие инфраструктуру, уровень жизни и др.
завод
Другая проблема, с которой мы сталкиваемся в 2005 г., — это передача муниципалитетам полномочий по установлению системы оплаты труда работникам бюджетной сферы. В настоящее время все управления города — образования, здравоохранения, культуры и др. занимаются разработкой своих нормативных актов, в соответствии с которыми предусматривается масса дополнительных надбавок и доплат. На наш взгляд, система оплаты труда работников бюджетных учреждений должна утверждаться на уровне субъекта и быть единой на всей территории области.
Немаловажную роль в бюджетах муниципалитетов играют безвозмездные перечисления из бюджета субъекта, доля которых в структуре бюджета на протяжении последних лет неуклонно растет (с 8% в 2000 г. до 32% в 2004 г.). Это приводит к снижению «маневренности» местного бюджета при решении вопросов и задач местного уровня, росту зависимости от субъекта.
— Ольга Александровна, а какие моменты в проходящих реформах в бюджетной сферы вы считаете позитивными?
— Четкое    разграничения с 2005 г. расходных полномочи между уровнями бюджетов в частности предоставления льгот отдельным категориям граждан; оптимизация льгот и замена натуральны: льгот денежной компенсацией.
Недостаточное выделение! средств на протяжении нескольких лет на реализацию госполномочий из вышестоящих бюджетов приводило к образованию кредиторской задолженности, прежде всего в сфере жилищно-коммунальных услуг, и к заведомой убыточности жилищно-коммунального комплекса, муниципального транспорта. Только на предоставление льгот по ФЗ «О ветеранах» в текущем году дополнительно) выделено за счет городского бюджета 21 млн. руб. Совместными усилиями действий муниципалитета ликвидирована кредиторская задолженность на 01.12.2004 г. по предоставлению льгот ветеранам и инвалидам, по индексации детских пособий.
—    Владимир Авенирович, ваше мнение по поводу необходимости бюджетной вертикали?
—    Мое мнение — вертикаль однозначно нужна. Существующая система отчетности и бюджетная классификация доходов и расходов едина для бюджетов всех уровней. В настоящее время недостаточно осуществляется методическая помощь финансовым органам на местах со стороны Министерства финансов. Вертикаль в моем понимании — это именно подчинение вышестоящему финансовому органу, как это было ранее, или существует сейчас в казначействе или налоговых органах.
—    Владимир Авенирович, на бюджет 2005 г. вы смотрите с оптимизмом ?
—    Конечно, исполнение бюджета будет, как всегда, напряженным, но думаю, не сложнее предыдущих лет. Денег никогда не бывает много, и необходимо научиться жить по средствам. При этом задача финансистов -суметь распорядиться ими умело и разумнСп

Справка "Бюджета"
Владимир Авенирович Савельев, заместитель главы города Владимира, -начальник финансового управления
Александра Борисовна Савельева, заместитель начальника - заведующий отделом финансов, денежного обращения, кредита и ценных бумаг
Вера Анатольевна Трусова, заместитель начальника - заведующий отделом финансирования социальной сферы
Александр Анатольевич Макаров, заведующий отделом экономического анализа и доходов бюджета
Светлана Борисовна Суворова, заведующий бюджетном отделом
Ольга Александровна Фролова, заведующий отделом финансирования софиальной защиты


Материал подготовил Дмитрий КОЖЕВНИКОВ
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004

Поделиться