«Бюджетная политика в прошедшем (2003) году характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности». Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
1. Бюджетный цикл по федеральному бюджету на 2003 год
Апрель—август 2002 года Составление проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Минфином России и главными распорядителями средств федерального бюджета
26 августа 2002 года Внесение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Октябрь—ноябрь 2002 года I, II, III, IV чтения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»
11 декабря 2002 года Рассмотрение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
18 декабря 2002 года Одобрение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Президентом Российской Федерации
15 декабря 2002 года Утверждение бюджетной росписи на 2003 год, доведение лимитов бюджетных обязательств на 2003 год до главных распорядителей
10 февраля 2003 года Принятие постановления Правительства РФ № 85 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»
Внесение изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» в соответствии с нормативными документами:
23 июня 2003 года Федеральный закон № 78-ФЗ
7 июля 2003 года Федеральный закон № 107-ФЗ
7 июля 2003 года Федеральный закон № 121-ФЗ
11 ноября 2003 года Федеральный закон № 150-ФЗ
В 2003 году внесение изменений в сводную роспись по основаниям, установленным статьей 36 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», осуществлялось по представлению главных распорядителей средств федерального бюджета. Внесение иных изменений осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Утверждение Правительством России отчета об исполнении федерального бюджета
29 мая 2003 года за I квартал 2003 года
28 августа 2003 года за I полугодие 2003 года
27 ноября 2003 года за 9 месяцев 2003 года
15 марта 2004 года Представление годовой отчетности об исполнении федерального бюджета за 2003 год главными распорядителями средств федерального бюджета
20 мая 2004 года Представление проекта закона «Об исполнении федерального бюджета за 2003 год» в Правительство России
27 мая 2004 года Одобрение проекта закона «Об исполнении федерального бюджета за 2003 год» на заседании Правительством России
Май 2004 года Начало проверки отчета об исполнении федерального бюджета Счетной палатой России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 101) Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 151, 152, 195, 265, 272, 277, 278) Счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями, в ее компетенцию входят вопросы внешней проверки бюджетов, а также подготовки заключений Счетной палаты по отчету Правительства России об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год
26 августа 2004 года Представление проекта Федерального закона «Об исполнении федерального бюджета на 2003 год» и отчета об исполнении федерального бюджета за 2003 год Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
2. Макроэкономические условия исполнения Федерального бюджета в 2003 году
В 2003 году произошел перелом в развитии российской экономики. Если с 1999 года по 2002 год рост экономики ежегодно замедлялся: 10% в 2000 году (по отношению к предыдущему году); 5,1% в 2001 году и 4,7% в 2002 году, — то по итогам 2003 года прирост увеличился по сравнению с 2002 годом и составил 7,3%. Среднегодовой темп прироста объема ВВП России за последние пять лет составил 6,7%, что на 4,3 процентных пункта выше темпов прироста развитых стран и на 1,9 процентных пункта — стран с развивающимися экономиками. Ускорению экономического роста в 2003 году способствовало сочетание благоприятных как внешних, так и внутренних факторов.
Внешние факторы развития экономики:
-улучшение условий привлечения капиталов российскими компаниями на мировых финансовых рынках;
-продолжение формирования благоприятных условий внешней торговли;
-благоприятные условия для формирования внешнего спроса за счет роста мировых цен на основные сырьевые товары российского экспорта.
Внутренние факторы развития экономики:
-рост инвестиций в российскую экономику, обусловленный ускорением роста промышленного производства, усилением притока капитала из-за рубежа и ростом банковского кредитования вследствие увеличения вкладов населения в банках при одновременном падении доходности по высоколиквидным рублевым финансовым инструментам (государственные ценные бумаги, депозиты кредитных организаций в Банке России);
-сохранение относительно высоких темпов роста потребительского спроса; -ускорение темпов роста производства в промышленности, строительстве, торговле, а также производства рыночных услуг на транспорте и в связи;
-сокращение разрыва в темпах роста заработной платы и производительности труда (в 2002 году — 12,6 процентных пункта, в 2003 году — 3,0 процентных пункта);
- сохранение сильного платежного баланса (положительное сальдо счета текущих операций составило в 2003 году 8,3% объема ВВП против 8,4% в 2002 году);
- сокращение чистого оттока капитала из России (в 2003 году — 2,1 млрд. долларов США против 8,1 млрд. долларов США в 2002 году); - значительный прирост золотовалютных резервов (в 2003 году — 29 млрд. долларов США, в 2002 году — 13,3 млрд. долларов США), который обеспечил сбалансированность спроса и предложения на валютном рынке и продолжает оставаться основным источником денежного предложения;
- снижение инфляции до 12% (в 2002 году — 15,1%), обусловленное увеличением спроса на деньги, исполнением бюджета с профицитом, замедлением роста цен на платные услуги населению, низкими темпами удорожания импортной продукции, а также снижением уровня инфляционных ожиданий. В условиях продолжающегося роста экономики, улучшения финансового состояния организаций реального сектора экономики, а также сохранения достаточно благоприятной внешнеторговой конъюнктуры исполнение федерального бюджета в 2003 году также характеризовалось стабильностью.
3. Основные итоги исполнения федерального бюджета за 2003 год
Доходы федерального бюджета в 2003 году сложились в сумме 2586,2 млрд. рублей, что составляет: -19,5% к объему ВВП за 2003 год; -100,9% к утвержденному законом (далее — «к годовым бюджетным назначениям»).
Расходы федерального бюджета в 2003 году составили: -по объему произведенного финансирования расходов федерального бюджета — 2372,0 млрд. рублей, или 98,2% к годовым бюджетным назначениям по расходам и 97,9% к уточненной сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2003 год; - по объему кассовых расходов федерального бюджета — 2358,6 млрд. рублей, или 97,7% к годовым бюджетным назначениям и 97,3% к уточненной сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2003 год.
4. Основные итоги исполнения консолидированного бюджета за 2003 год
В 2003 году консолидированный бюджет по доходам был исполнен на 4138,7 млрд. рублей. Из них в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 2586,2 млрд. рублей и в бюджеты субъектов — 1930,4 млрд. рублей. В общем объеме поступлений по доходам консолидированного бюджета Российской Федерации большая доля приходится на налоговые доходы и составляет 81,4%. При этом необходимо отметить существенные различия в структуре налоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы.
В целом консолидированный бюджет за 2003од исполнен с профицитом в объеме 173,8 млрд. рублей. При этом ряд субъектов Российской Федерации исполнили бюджет с дефицитом, из них:
город Москва — 17,1 млрд. рублей;
Московская область — 6,3 млрд. рублей;
Красноярский край — 3,5 млрд. рублей;
Новосибирская область — 3,1 млрд. рублей;
Хабаровский край — 3,0 млрд. рублей;
Самарская область — 2,0 млрд. рублей;
Нижегородская область — 1,8 млрд. рублей;
Эвенкийский автоном. округ — 1,6 млрд. рублей;
Республика Саха (Якутия) — 1,6 млрд. рублей;
Иркутская область — 1,5 млрд. рублей;
Тульская область — 1,5 млрд. рублей;
Краснодарский край — 1,4 млрд. рублей;
Республика Татарстан — 1,4 млрд. рублей;
Воронежская область — 1,4 млрд. рублей;
Республика Карелия — 1,4 млрд. рублей;
Мурманская область — 1,3 млрд. рублей;
город Санкт-Петербург — 1,1 млрд. рублей;
Чеченская Республика — 1,1 млрд. рублей;
Ульяновская область — 1,0 млрд. рублей и другие.
Всего дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 53,8 млрд. рублей. Совокупный дефицит по бюджетам субъектов Российской Федерации составил 115,7 млрд. рублей. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации): - принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; - принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; - принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации; - принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.
5. Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета в 2003 году сложились в сумме 2586,2 млрд. рублей, что составило 100,9% к годовым бюджетным назначениям. Превышение фактического поступления доходов федерального бюджета по отношению к бюджетным назначениям на 2003 год составило 23,6 млрд. рублей. В процентном отношении к объему ВВП доходы за 2003 год составили 19,5%, что на 0,8 процентных пункта ниже уровня 2002 года (20,3%). Доходы без учета поступлений единого социального налога (далее — доходы «общего покрытия») сложились в сумме 2221,6 млрд. рублей, что составило 16,7% к объему ВВП, и оказались на 0,5 процентных пункта ниже показателя 2002 года (17,2%).
5.1. Налоговые доходы
Налоговых доходов в 2003 году поступило в сумме 2029,6 млрд. рублей (100,9% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов федерального бюджета составила 78,5% (в 2002 году их доля в общей сумме доходов была меньше — 76,9%). Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2003 году обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС) (43,5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (22,3%), акцизов (12,4%), платежей за пользование природными ресурсами (12,3%), налога на прибыль организаций (8,4%). На поступление доходов в федеральный бюджет в 2003 году оказали влияние следующие факторы: 1.Изменения в законодательстве: — снижение ставки налога на прибыль в части поступлений в федеральный бюджет с 7,5% в 2002 году до 6,0% в 2003 году, — снижение доли поступления в федеральный бюджет акцизов на бензин и дизельное топливо со 100% в 2002 году до 40% — в 2003 году, — перераспределение доходов от уплаты акциза на табак из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет. 2.Изменение структуры облагаемой базы. 3.Рост фактического объема ВВП относительно принятого в расчетах при утверждении бюджета на 2003 год.
В 2003 году фактическая средняя собираемость налогов сложилась на уровне 98,2% при заложенных 95,4% при формировании бюджета на 2003 год.
5.2. Неналоговые доходы
Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в 2003 году в объеме 176,7 млрд. рублей (103,6% к годовым бюджетным назначениям). Доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов федерального бюджета составила 6,8%. Бюджетные назначения по неналоговым доходам на 2003 год перевыполнены на 6,1 млрд. рублей
5.3. Доходы целевых бюджетных фондов
Доходы целевых бюджетных фондов в 2003 году сложились из поступлений в Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии и составили 14,3 млрд. рублей. В 2003 году Минатом России совместно с ОАО «Техснабэкспорт» провели серию переговоров с американской стороной об изменении графика поставок низкообогащенного урана (НОУ), что позволило Минатому России выполнить годовые бюджетные назначения по Фонду Минатома России на 102,0%. Таким образом, превышение плановых показателей составило 282,7 млн. рублей и сложилось под влиянием следующих факторов: - снижение фактического курса доллара относительно прогнозного ( 1202,0 млн. рублей); - увеличение объема валютной выручки в связи с изменением графика поставок НОУ (1484,7 млн. рублей).
6. Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета осуществлялись в 2003 году в соответствии с положениями Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», а также исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. №85 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год». Следует обратить внимание на тот факт, что финансирование расходов федерального бюджета осуществлялось в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2003 год. Характер изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись по расходам федерального бюджета на 2003 год в соответствии со статьями 36, 84 и 95 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», в основном определяется следующим: изменения (как перераспределение средств), внесенные в связи: - с передачей полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов; - с передачей средств в порядке регулирования межбюджетных отношений; - с перераспределением средств в связи со сложившейся экономией по отдельным статьям экономической классификации расходов; - с финансированием проводимых контртеррористических мероприятий и мероприятий по антитеррористической деятельности; - с перераспределением средств, направленных на исполнение денежных обязательств получателей бюджетных средств на основании исполнительных листов судебных органов и др.; изменения, связанные с направлением сумм остатков средств федерального бюджета, образовавшихся по состоянию на 1 января 2003 года на счетах Главного управления федерального казначейства Минфина России, в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий: - на проведение закупочных интервенций в отношении зерна урожая 2002 года; - на завершение автоматизированной обработки материалов переписи населения; - на погашение выданных, но не оплаченных в 2002 году государственных жилищных сертификатов и свидетельств о предоставлении вынужденным переселенцам безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья. Финансирование расходов за 2003 год произведено в сумме 2372,0 млрд. рублей, что составило 98,2% к годовым бюджетным назначениям и 97,9% к уточненной бюджетной росписи на 2003 год. В данном издании мы постараемся отразить основные моменты анализа расходов федерального бюджета как с точки зрения экономической, так и функциональной структуры расходов.
6.1. Непроцентные расходы федерального бюджета
Непроцентные расходы федерального бюджета за 2003 год профинансированы на сумму 2151,1 млрд. рублей, или на 99,4% к годовым бюджетным назначениям и 98,7% к уточненной бюджетной росписи на год. В объеме всех расходов их доля составила 90,7%. Непроцентные расходы в 2003 году увеличились относительно аналогичного показателя 2002 года на 17,3%, или на 318,0 млрд. рублей.
Функциональная структура расходов федерального бюджета в 2003 году по сравнению с 2002 годом изменилась в пользу силового блока. Доля расходов этого блока в общей структуре непроцентных расходов в 2003 году увеличились на 2,0%, или на 135,9 млрд. рублей, при этом:
- национальная оборона — на 60,4 млрд. рублей;
- правоохранительная деятельность — на 59,0 млрд. рублей;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий — на 15,0 млрд. рублей;
- военная реформа — на 1,8 млрд. рублей.
Доля расходов федерального бюджета на социальный блок в общей структуре непроцентных расходов в 2003 году по сравнению с 2002 годом сократились на 1,1%, при этом расходы по разделу «Социальная политика» сократились на 13,3 млрд. рублей (в основном за счет передачи перечислений в Пенсионный фонд Российской Федерации на раздел «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы»), а по разделу «Образование» расходы выросли на 19,3 млрд. рублей.
Доля расходов федерального бюджета на финансовую помощь другим бюджетам бюджетной системы в структуре непроцентных расходов увеличились на 0,1%, или на 109,9 млрд. рублей по сравнению с 2002 годом. Другие разделы расходов федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2002 годом на 1,1%, в том числе:
- промышленность, энергетика и строительство — на 35,7 млрд. рублей;
- транспорт, связь и информатика — на 1,0 млрд. рублей;
- прочие расходы — на 3,0 млрд. рублей.
В целом непроцентные расходы федерального бюджета в 2003 году были профинансированы в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2003 год. Лишь по некоторым разделам расходы были профинансированы в меньшем объеме, чем это было предусмотрено показателями сводной бюджетной росписи, что объясняется: 1)уменьшением лимитов бюджетных обязательств отдельным министерствам и ведомствам на сумму выявленного нецелевого использования средств федерального бюджета; 2)несвоевременностью и неоперативностью проведения государственными заказчиками мероприятий по заключению государственных контрактов и другими причинами. По некоторым разделам бюджетной классификации отмечается превышение объемов финансирования федерального бюджета по расходам над показателями уточненной бюджетной росписи: Указанные превышения складываются из сумм финансирования, произведенного за счет средств, полученных от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за научными, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, культуры и искусства, государственными архивными учреждениями, а также организациями научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, финансируемыми из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, и объясняются тем, что указанные средства не планируются и в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» являются дополнительным источником финансирования указанных учреждений. Важным аспектом исполнения федерального бюджета является оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы. В 2003 году расходы по разделу «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы» профинансированы в сумме 796,4 млрд. рублей, или на 99,2% к годовым бюджетным назначениям и на 97,8% к уточненной бюджетной росписи на год. Одним из направлений расходов средств федерального бюджета являются средства резервных фондов Правительства и Президента Российской Федерации. Средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2003 году использованы в объеме 2722,8 млн. рублей и были направлены на финансирование:
1.ЧрезвыЧайных ситуаций на общую сумму 1935,5 млн. рублей, в том числе:
-регионам Российской Федерации (Республикам Ингушетия, Адыгея, Мордовия, Северная Осетия—Алания, Башкортостан, Карачаево-Черкесская, Карелия, Дагестан, Алтай; Иркутской, Воронежской, Сахалинской, Ленинградской, Новгородской, Камчатской, Ивановской, Мурманской, Архангельской, Курганской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской областям; Приморскому, Красноярскому, Алтайскому, Краснодарскому, Ставропольскому краям; Корякскому АО) на оказание гуманитарной помощи населению, проведение аварийно-восстановительных работ и на ликвидацию последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера (1346,0 млн. рублей);
—иностранным государствам в сумме 145,8 млн. рублей:
— государству Афганистан (44,3 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению;
— Республике Эквадор (18,0 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате извержения вулкана Эль Ревентадор;
— КНР (16,5 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате распространения тяжелого острого респираторного синдрома;
— Киргизской Республике (15,4 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате схода оползня;
— Республике Молдова (15,0 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи в связи с гибелью озимых культур;
— Республике Грузия (11,1 млн. рублей) — на оплату расходов по закупке и доставке грузов гуманитарной помощи для российских граждан, вынужденно находящихся на территории Грузии;
— Исламской Республике Иран (10,5 млн. рублей) — на обеспечение гуманитарного присутствия Российской Федерации в ближневосточном регионе и оказание гуманитарного содействия в приеме на своей территории беженцев из Ирака;
— Республике Таджикистан (9,3 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате селевых сходов и оползня;
— Республике Эфиопия и государству Эритрея (5,2 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате засухи; — Алжирской Народной Демократической Республике (0,5 млн. рублей) — на оказание помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной разрушительным землетрясением;
— МЧС, Минсельхозу, Минобразованию, ФСБ, Минтрансу, Минсвязи России на проведение аварийновосстановительных работ и ликвидацию последствий стихийных бедствий (98,7 млн. рублей);
— на погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам РФ, лишившимся жилья в результате стихийных бедствий (345,0 млн. рублей).
2.На прочие мероприятия на сумму 787,3 млн. рублей, в том числе на:
— оказание материальной помощи семьям погибших и гражданам, пострадавшим вследствие террористических акций в городах Грозный, Знаменское, Москва, Моздок (48,2 млн. рублей);
—проведение торжественных мероприятий, посвященных 300-летию г. Санкт-Петербурга (251,1 млн. рублей);
—осуществление единовременной денежной выплаты в связи с 60-й годовщиной Сталинградской битвы (36,5 млн. рублей) и разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве (53,3 млн. рублей);
—финансирование расходов, связанных с предупреждением распространения тяжелого респираторного синдрома в Российской Федерации (78,3 млн. рублей);
—проведение ремонтно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий пожара во вспомогательных помещениях Государственного академического Мариинского театра (23,2 млн. рублей);
—приобретение новогодних подарков для детей и проведение общероссийской новогодней елки в Государственном Кремлевском дворце (37,5 млн. рублей);
—другие мероприятия (259,2 млн. рублей). Средства резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме 500,0 млн. рублей в 2003 году были направлены на:
— ремонт и реставрацию памятников истории и культуры (129,1 млн. рублей);
— финансирование учреждений социального обслуживания (211,6 млн. рублей);
— проведение капитального ремонта больниц и зданий социально-реабилитационных центров для детей и инвалидов (35,0 млн. рублей); — финансирование образовательных учреждений (60,6 млн. рублей);
— финансирование учреждений здравоохранения (22,3 млн. рублей);
— приобретение медицинского оборудования (25,2 млн. рублей); — прочие мероприятия (16,2 млн. рублей).
6.2. Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга
Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга (процентные расходы) в 2003 г. составили 220,9 млрд. рублей, или 9,3% от общей суммы расходов. Исполнение процентных расходов составило 88,3% к годовым бюджетным назначениям и 90,3% к уточненной бюджетной росписи на 2003 год. При этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 45,1 млрд. рублей, (95,4% к годовым бюджетным назначениям и к уточненной бюджетной росписи на 2003 год). Отклонения фактически произведенного финансирования от уточненной бюджетной росписи составили 2,2 млрд. рублей и объясняются тем, что сложилась благоприятная конъюнктура рынка государственных ценных бумаг по вновь размещаемым на аукционах в 2003 году выпускам облигаций федеральных займов. При этом фактически установленные ставки купонного дохода были ниже запланированных, что и способствовало сокращению расходов по их обслуживанию. Вместе с тем сложилась экономия по расходам по ГКО, что связано с изменением конъюнктуры рынка государственных ценных бумаг и замещением краткосрочных облигаций среднесрочными и долгосрочными обязательствами. В связи с этим объемы погашения ГКО в 2003 году были меньше запланированных, что также привело к сокращению расходов на их обслуживание. Расходы на обслуживание государственного внешнего долга составили 175,8 млрд. рублей, или 86,7% к годовым бюджетным назначениям и 89,1% к уточненной бюджетной росписи на год. Отклонение фактически произведенного финансирования от уточненной бюджетной росписи были вызваны рядом причин, в частности, неосуществлением платежей по обслуживанию внешнего долга по межправительственным соглашениям со странами, не являющимися членами Парижского клуба, а также снижением курса доллара США относительно принятого в расчетах федерального бюджета на 2003 год.
6.3. Экономическая структура расходов федерального бюджета
В составе расходов федерального бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации выделяются текущие расходы (в 2003 году они составили 91,5% от общего объема финансирования) и капитальные (9,4%). Отдельно классифицируются расходы на предоставление кредитов (бюджетных ссуд), а также средства, полученные от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, полученные от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным гарантиям, которые отражаются в составе расходов федерального бюджета со знаком «минус». Существенную долю текущих расходов составляют расходы на заработную плату работников (с начислениями). В 2003 году эти расходы составили 19,4% от общей суммы текущих расходов федерального бюджета. Следует отметить, что в ходе исполнения федерального бюджета выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам и денежному довольствию военнослужащим осуществляется в первоочередном порядке. Всего за 2003 год на выплату заработной платы (с начислениями) работникам и денежного довольствия военнослужащим за счет средств федерального бюджета перечислено 420,5 млрд. рублей, что по отношению к объему ВВП составило 3,2% и превысило указанное соотношение за 2002 год на 0,3 процентных пункта. В составе капитальных расходов федерального бюджета существенное место занимают государственные капитальные вложения. Их доля в общем объеме капитальных расходов в 2003 году составляет 80,6%.
Также в состав капитальных расходов входят создание государственных запасов и резервов, доля которых в общем объеме капитальных расходов в 2003 году составляет 7,8%, приобретение земли, нематериальных активов и других активов — 0,2% к общему объему капитальных расходов и капитальные трансферты — 11,4%. Фактическое финансирование государственных капитальных вложений составило в 2003 году 71,9 млрд. рублей, из них стройки и объекты Федеральной адресной инвестиционной программы на 2003 год профинансированы в объеме 67,4 млрд. рублей.
Во исполнение статьи 118 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» в 2003 году осуществлялось финансирование следующих основных мероприятий и объектов, предусмотренных в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2003 год: —метростроение (6180,0 млн. рублей);
—мероприятия по ликвидации последствий наводнения в Южном федеральном округе (420,0 млн. рублей);
—мероприятия по проведению празднования 300-летия г. Санкт-Петербурга (241,09 млн. рублей);
—газопровод Очер — Кудымкар, Коми-Пермяцкий автономный округ (200 млн. рублей);
—Центр управления космической группировкой России, г. Москва (82 млн. рублей);
— здание для проведения культурно-массовых мероприятий в г. Грозном, Чеченская Республика (54 млн. рублей);
—Саратовский оросительно-обводнительный канал им. Е.Е. Алексеевского (реконструкция), Саратовская область (52 млн. рублей); —строительство 4-й очереди Большого Ставропольского канала, Ставропольский край (42,7 млн. рублей);
—Академия бюджета и казначейства Минфина России (реконструкция), г. Москва (40 млн. рублей);
—мемориальный комплекс «Курская дуга», г. Курск (38 млн. рублей);
—Спасо-Ефимиевский монастырь (строительно-восстановительные работы), г. Суздаль, Владимирская область (35 млн. рублей); —Братский драматический театр, г. Братск, Иркутская область (33 млн. рублей);
—Федеральное государственное учреждение «Научно-клинический центр отоларингологии», г. Москва (24 млн. рублей); —Краснодарское лечебно-диагностическое объединение (здание комплекса центров для интенсивного амбулаторного лечения инвалидов всех войн и участников ВОВ (Скал)), г. Краснодар (22,5 млн. рублей);
—Бузулукский финансовый колледж, г. Бузулук, Оренбургская область (20 млн. рублей);
—противопаводковая система обвалования рек Кубани и Протоки (реконструкция), Краснодарский край (18,3 млн. рублей); —Научно-производственный центр «Фармзащита» (противолучевые средства), г. Химки, Московская область (13,5 млн. рублей); —строительство объектов инженерной инфраструктуры для новых населенных пунктов (ликвидация последствий стихийных бедствий, произошедших в июне—августе 2002 г.), Краснодарский край (131,8 млн. рублей), а также другие объекты.
7. Дефицит (профицит) федерального бюджета и источники финансирования дефицита федерального бюджета
Федеральный бюджет в 2003 году на основе данных о финансировании исполнен с профицитом в сумме 214,2 млрд. рублей, на основе отчета о кассовом исполнении федерального бюджета — в сумме 227,6 млрд. рублей. Сальдо источников внутреннего финансирования в 2003 году составило 76,9 млрд. рублей, в том числе привлечение средств составило 503,7 млрд. рублей, погашение — 418,2 млрд. рублей (в том числе погашение основной суммы задолженности по государственным ценным бумагам составило 388,8 млрд. рублей), изменение остатков средств на счетах ()8,6 млрд. рублей. Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили в сумме 291,1 млрд. рублей (сальдо), в том числе привлечение средств составило 24,68 млрд. рублей, погашение долга — 315,74 млрд. рублей.
Погашение основной суммы долга по внешним источникам было осуществлено по следующим направлениям:
— по кредитам международных финансовых организаций на сумму 81,55 млрд. рублей (2657,61 млн. долларов США);
— по кредитам правительств иностранных государств — на сумму 129,08 млрд. рублей (4197,9 млн. долларов США);
— по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм — на сумму 51,54 млрд. рублей (1678,7 млн. долларов США);
— по прочим — на сумму 53,57 млрд. рублей произведено погашение обязательств по ОВГВЗ IV серии (1,7 млрд. долларов США). Следует обратить внимание, что в 2003 году в условиях макроэкономической и бюджетной стабильности произошло замещение внешних заимствований внутренними, то есть снижалась зависимость государства от иностранных кредиторов.
8. Анализ состояния и динамики внутреннего и внешнего государственного долга
Объем государственного долга на 1 января 2004 года составил в абсолютном выражении 4208,0 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с его объемом на 1 января 2003 года на 354,0 млрд. рублей. При этом объем внешнего долга сократился на 356,1 млрд. рублей и составил на 1 января 2004 года 3526,0 млрд. рублей, в то же время объем внутреннего долга увеличился на 2,1 млрд. рублей и составил на 1 января 2004 года 682,0 млрд. рублей. Отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось с 42,1% на начало 2003 года (объем государственного долга на 1 января 2003 года по отношению к объему ВВП 2002 года) до 31,7% на 1 января 2004 года, что на 17,8 процентных пункта ВВП ниже этого соотношения в 1997 году. В результате проведения в 2003 году политики по удлинению сроков заимствований, в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации возросла доля средне и долгосрочных государственных облигаций с фиксированными купонными выплатами (с 88,27 до 91,67%), доля краткосрочных инструментов и государственных ценных бумаг с переменным купонным доходом сократилась с 8,0 до 5,62%, что свидетельствует об улучшении структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах. Средневзвешенный срок до погашения государственных ценных бумаг, выраженных в рублях Российской Федерации, возрос с 620 дней на начало 2003 года до 1482 дней на начало 2004 года, что свидетельствует о повышении устойчивости в системе исполнения федерального бюджета.
9. Особенности отражения в годовом отчете об исполнении федерального бюджета за 2003 год отдельных операций
Отчет об исполнении федерального бюджета за 2003 год составлен Минфином России по следующим разделам:
— доходы федерального бюджета за 2003 год;
— расходы федерального бюджета за 2003 год:
— ведомственная структура расходов федерального бюджета за 2003 год;
— распределение расходов федерального бюджета за 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
— распределение расходов федерального бюджета за 2003 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
— экономическая структура расходов федерального бюджета за 2003 год;
— результат исполнения федерального бюджета и источники его финансирования:
— источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета за 2003 год;
— источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за 2003 год. Отчет отражает кассовое исполнение федерального бюджета и составлен на основании отчетов главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета и данных бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета органов федерального казначейства Минфина России. Отчетные данные по исполнению федерального бюджета за 2003 год указываются в сопоставлении с показателями, утвержденными Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год», а также с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2003 год. В части расходов отчетные данные по исполнению федерального бюджета за 2003 год указываются также в сопоставлении с данными по финансированию расходов из федерального бюджета. В отчете отражены операции по исполнению федерального бюджета за 2003 год, осуществленные в период с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года, а также операции по исполнению федерального бюджета, проведенные в первые пять рабочих дней 2003 года в соответствии со статьей 138 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год». Операции, проведенные в ходе исполнения федерального бюджета 2003 года минуя банковские счета Минфина России, включаются в отчет в соответствии с приказами Минфина России; соглашениями (договорами); выписками по счетам депо Минфина России; отчетами уполномоченных в соответствии с законодательством организаций о проведении операций со средствами федерального бюджета. Формирование отчета об исполнении федерального бюджета за 2003 год имело следующие особенности. В состав операций отчета по исполнению федерального бюджета включены операции и остатки на начало и конец финансового года по специальным счетам, открытым группам реализации проектов по нефинансовым кредитам международных финансовых организаций. В составе остатков средств федерального бюджета на начало и конец отчетного периода отражаются остатки ценных бумаг, принадлежащих Минфину России, по их учетной стоимости. Учетная стоимость указанных ценных бумаг равна сумме исполняемых перед Минфином России обязательств (в случае поступления ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации в счет исполнения обязательств) или сумме денежных средств, направляемых на приобретение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учетная стоимость ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, отражается в рублях и не подлежит переоценке в течение срока нахождения ценных бумаг на счетах депо Минфина России. Операции по погашению эмитентами номинальной стоимости ценных бумаг, принадлежащих Минфину России, отражаются в учете исполнения федерального бюджета в даты зачисления денежных средств на счета учета средств федерального бюджета независимо от дат проведения операций по счетам депо Минфина России.
1. Бюджетный цикл по федеральному бюджету на 2003 год
Апрель—август 2002 года Составление проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Минфином России и главными распорядителями средств федерального бюджета
26 августа 2002 года Внесение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Октябрь—ноябрь 2002 года I, II, III, IV чтения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»
11 декабря 2002 года Рассмотрение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
18 декабря 2002 года Одобрение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Президентом Российской Федерации
15 декабря 2002 года Утверждение бюджетной росписи на 2003 год, доведение лимитов бюджетных обязательств на 2003 год до главных распорядителей
10 февраля 2003 года Принятие постановления Правительства РФ № 85 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»
Внесение изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» в соответствии с нормативными документами:
23 июня 2003 года Федеральный закон № 78-ФЗ
7 июля 2003 года Федеральный закон № 107-ФЗ
7 июля 2003 года Федеральный закон № 121-ФЗ
11 ноября 2003 года Федеральный закон № 150-ФЗ
В 2003 году внесение изменений в сводную роспись по основаниям, установленным статьей 36 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», осуществлялось по представлению главных распорядителей средств федерального бюджета. Внесение иных изменений осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Утверждение Правительством России отчета об исполнении федерального бюджета
29 мая 2003 года за I квартал 2003 года
28 августа 2003 года за I полугодие 2003 года
27 ноября 2003 года за 9 месяцев 2003 года
15 марта 2004 года Представление годовой отчетности об исполнении федерального бюджета за 2003 год главными распорядителями средств федерального бюджета
20 мая 2004 года Представление проекта закона «Об исполнении федерального бюджета за 2003 год» в Правительство России
27 мая 2004 года Одобрение проекта закона «Об исполнении федерального бюджета за 2003 год» на заседании Правительством России
Май 2004 года Начало проверки отчета об исполнении федерального бюджета Счетной палатой России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 101) Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 151, 152, 195, 265, 272, 277, 278) Счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями, в ее компетенцию входят вопросы внешней проверки бюджетов, а также подготовки заключений Счетной палаты по отчету Правительства России об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год
26 августа 2004 года Представление проекта Федерального закона «Об исполнении федерального бюджета на 2003 год» и отчета об исполнении федерального бюджета за 2003 год Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
2. Макроэкономические условия исполнения Федерального бюджета в 2003 году
В 2003 году произошел перелом в развитии российской экономики. Если с 1999 года по 2002 год рост экономики ежегодно замедлялся: 10% в 2000 году (по отношению к предыдущему году); 5,1% в 2001 году и 4,7% в 2002 году, — то по итогам 2003 года прирост увеличился по сравнению с 2002 годом и составил 7,3%. Среднегодовой темп прироста объема ВВП России за последние пять лет составил 6,7%, что на 4,3 процентных пункта выше темпов прироста развитых стран и на 1,9 процентных пункта — стран с развивающимися экономиками. Ускорению экономического роста в 2003 году способствовало сочетание благоприятных как внешних, так и внутренних факторов.
Внешние факторы развития экономики:
-улучшение условий привлечения капиталов российскими компаниями на мировых финансовых рынках;
-продолжение формирования благоприятных условий внешней торговли;
-благоприятные условия для формирования внешнего спроса за счет роста мировых цен на основные сырьевые товары российского экспорта.
Внутренние факторы развития экономики:
-рост инвестиций в российскую экономику, обусловленный ускорением роста промышленного производства, усилением притока капитала из-за рубежа и ростом банковского кредитования вследствие увеличения вкладов населения в банках при одновременном падении доходности по высоколиквидным рублевым финансовым инструментам (государственные ценные бумаги, депозиты кредитных организаций в Банке России);
-сохранение относительно высоких темпов роста потребительского спроса; -ускорение темпов роста производства в промышленности, строительстве, торговле, а также производства рыночных услуг на транспорте и в связи;
-сокращение разрыва в темпах роста заработной платы и производительности труда (в 2002 году — 12,6 процентных пункта, в 2003 году — 3,0 процентных пункта);
- сохранение сильного платежного баланса (положительное сальдо счета текущих операций составило в 2003 году 8,3% объема ВВП против 8,4% в 2002 году);
- сокращение чистого оттока капитала из России (в 2003 году — 2,1 млрд. долларов США против 8,1 млрд. долларов США в 2002 году); - значительный прирост золотовалютных резервов (в 2003 году — 29 млрд. долларов США, в 2002 году — 13,3 млрд. долларов США), который обеспечил сбалансированность спроса и предложения на валютном рынке и продолжает оставаться основным источником денежного предложения;
- снижение инфляции до 12% (в 2002 году — 15,1%), обусловленное увеличением спроса на деньги, исполнением бюджета с профицитом, замедлением роста цен на платные услуги населению, низкими темпами удорожания импортной продукции, а также снижением уровня инфляционных ожиданий. В условиях продолжающегося роста экономики, улучшения финансового состояния организаций реального сектора экономики, а также сохранения достаточно благоприятной внешнеторговой конъюнктуры исполнение федерального бюджета в 2003 году также характеризовалось стабильностью.
3. Основные итоги исполнения федерального бюджета за 2003 год
Доходы федерального бюджета в 2003 году сложились в сумме 2586,2 млрд. рублей, что составляет: -19,5% к объему ВВП за 2003 год; -100,9% к утвержденному законом (далее — «к годовым бюджетным назначениям»).
Расходы федерального бюджета в 2003 году составили: -по объему произведенного финансирования расходов федерального бюджета — 2372,0 млрд. рублей, или 98,2% к годовым бюджетным назначениям по расходам и 97,9% к уточненной сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2003 год; - по объему кассовых расходов федерального бюджета — 2358,6 млрд. рублей, или 97,7% к годовым бюджетным назначениям и 97,3% к уточненной сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2003 год.
Объем финансирования расходов – объем прав, доведенных главными распорядителями средств федерального бюджета до получателей, находящихся в их ведении, на оплату принятых в установленном порядке денежных и иных обязательств за счет средств федерального бюджета, в пределах которых органы федерального казначейства осуществляют кассовые расходы по поручению получателя средств федерального бюджета. Кассовый расход – операция по списанию средств со счета органа федерального казначейства в оплату принятых в установленном порядке получателем средств денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета. Кассовый отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению федеральными органами законодательной власти. Данные о финансировании представляются на основе документов главных распорядителей средств о финансировании расходов, отправленных нижестоящим распорядителям и получателям средств федерального бюджета. Данные о кассовом расходе федерального бюджета формируются на основании отчетов территориальных органов федерального казначейства и отчетов главных распорядителей средств федерального бюджета. Разницу между финансированием и кассовым расходом составляют остатки на лицевых счетах бюджетополучателей.Профицит по финансированию (превышение доходов над объемами финансирования) сложился в сумме 214,2 млрд. рублей (1,6% к объему ВВП). По кассовому исполнению федерального бюджета профицит составил 227,6 млрд. рублей (1,7% к объему ВВП). Первичный профицит федерального бюджета (превышение доходов над объемами расходов без учета расходов по обслуживанию государственного долга) по произведенному финансированию составил 435,1 млрд. рублей, или 3,3% к объему ВВП, а по кассовому исполнению — 448,5 млрд. рублей (3,4% к объему ВВП).
4. Основные итоги исполнения консолидированного бюджета за 2003 год
В 2003 году консолидированный бюджет по доходам был исполнен на 4138,7 млрд. рублей. Из них в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 2586,2 млрд. рублей и в бюджеты субъектов — 1930,4 млрд. рублей. В общем объеме поступлений по доходам консолидированного бюджета Российской Федерации большая доля приходится на налоговые доходы и составляет 81,4%. При этом необходимо отметить существенные различия в структуре налоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы.
В целом консолидированный бюджет за 2003од исполнен с профицитом в объеме 173,8 млрд. рублей. При этом ряд субъектов Российской Федерации исполнили бюджет с дефицитом, из них:
город Москва — 17,1 млрд. рублей;
Московская область — 6,3 млрд. рублей;
Красноярский край — 3,5 млрд. рублей;
Новосибирская область — 3,1 млрд. рублей;
Хабаровский край — 3,0 млрд. рублей;
Самарская область — 2,0 млрд. рублей;
Нижегородская область — 1,8 млрд. рублей;
Эвенкийский автоном. округ — 1,6 млрд. рублей;
Республика Саха (Якутия) — 1,6 млрд. рублей;
Иркутская область — 1,5 млрд. рублей;
Тульская область — 1,5 млрд. рублей;
Краснодарский край — 1,4 млрд. рублей;
Республика Татарстан — 1,4 млрд. рублей;
Воронежская область — 1,4 млрд. рублей;
Республика Карелия — 1,4 млрд. рублей;
Мурманская область — 1,3 млрд. рублей;
город Санкт-Петербург — 1,1 млрд. рублей;
Чеченская Республика — 1,1 млрд. рублей;
Ульяновская область — 1,0 млрд. рублей и другие.
Всего дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 53,8 млрд. рублей. Совокупный дефицит по бюджетам субъектов Российской Федерации составил 115,7 млрд. рублей. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации): - принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; - принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; - принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации; - принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.
5. Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета в 2003 году сложились в сумме 2586,2 млрд. рублей, что составило 100,9% к годовым бюджетным назначениям. Превышение фактического поступления доходов федерального бюджета по отношению к бюджетным назначениям на 2003 год составило 23,6 млрд. рублей. В процентном отношении к объему ВВП доходы за 2003 год составили 19,5%, что на 0,8 процентных пункта ниже уровня 2002 года (20,3%). Доходы без учета поступлений единого социального налога (далее — доходы «общего покрытия») сложились в сумме 2221,6 млрд. рублей, что составило 16,7% к объему ВВП, и оказались на 0,5 процентных пункта ниже показателя 2002 года (17,2%).
5.1. Налоговые доходы
Налоговых доходов в 2003 году поступило в сумме 2029,6 млрд. рублей (100,9% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов федерального бюджета составила 78,5% (в 2002 году их доля в общей сумме доходов была меньше — 76,9%). Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2003 году обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС) (43,5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (22,3%), акцизов (12,4%), платежей за пользование природными ресурсами (12,3%), налога на прибыль организаций (8,4%). На поступление доходов в федеральный бюджет в 2003 году оказали влияние следующие факторы: 1.Изменения в законодательстве: — снижение ставки налога на прибыль в части поступлений в федеральный бюджет с 7,5% в 2002 году до 6,0% в 2003 году, — снижение доли поступления в федеральный бюджет акцизов на бензин и дизельное топливо со 100% в 2002 году до 40% — в 2003 году, — перераспределение доходов от уплаты акциза на табак из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет. 2.Изменение структуры облагаемой базы. 3.Рост фактического объема ВВП относительно принятого в расчетах при утверждении бюджета на 2003 год.
В 2003 году фактическая средняя собираемость налогов сложилась на уровне 98,2% при заложенных 95,4% при формировании бюджета на 2003 год.
5.2. Неналоговые доходы
Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в 2003 году в объеме 176,7 млрд. рублей (103,6% к годовым бюджетным назначениям). Доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов федерального бюджета составила 6,8%. Бюджетные назначения по неналоговым доходам на 2003 год перевыполнены на 6,1 млрд. рублей
5.3. Доходы целевых бюджетных фондов
Доходы целевых бюджетных фондов в 2003 году сложились из поступлений в Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии и составили 14,3 млрд. рублей. В 2003 году Минатом России совместно с ОАО «Техснабэкспорт» провели серию переговоров с американской стороной об изменении графика поставок низкообогащенного урана (НОУ), что позволило Минатому России выполнить годовые бюджетные назначения по Фонду Минатома России на 102,0%. Таким образом, превышение плановых показателей составило 282,7 млн. рублей и сложилось под влиянием следующих факторов: - снижение фактического курса доллара относительно прогнозного ( 1202,0 млн. рублей); - увеличение объема валютной выручки в связи с изменением графика поставок НОУ (1484,7 млн. рублей).
6. Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета осуществлялись в 2003 году в соответствии с положениями Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», а также исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. №85 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год». Следует обратить внимание на тот факт, что финансирование расходов федерального бюджета осуществлялось в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2003 год. Характер изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись по расходам федерального бюджета на 2003 год в соответствии со статьями 36, 84 и 95 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», в основном определяется следующим: изменения (как перераспределение средств), внесенные в связи: - с передачей полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов; - с передачей средств в порядке регулирования межбюджетных отношений; - с перераспределением средств в связи со сложившейся экономией по отдельным статьям экономической классификации расходов; - с финансированием проводимых контртеррористических мероприятий и мероприятий по антитеррористической деятельности; - с перераспределением средств, направленных на исполнение денежных обязательств получателей бюджетных средств на основании исполнительных листов судебных органов и др.; изменения, связанные с направлением сумм остатков средств федерального бюджета, образовавшихся по состоянию на 1 января 2003 года на счетах Главного управления федерального казначейства Минфина России, в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий: - на проведение закупочных интервенций в отношении зерна урожая 2002 года; - на завершение автоматизированной обработки материалов переписи населения; - на погашение выданных, но не оплаченных в 2002 году государственных жилищных сертификатов и свидетельств о предоставлении вынужденным переселенцам безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья. Финансирование расходов за 2003 год произведено в сумме 2372,0 млрд. рублей, что составило 98,2% к годовым бюджетным назначениям и 97,9% к уточненной бюджетной росписи на 2003 год. В данном издании мы постараемся отразить основные моменты анализа расходов федерального бюджета как с точки зрения экономической, так и функциональной структуры расходов.
6.1. Непроцентные расходы федерального бюджета
Непроцентные расходы федерального бюджета за 2003 год профинансированы на сумму 2151,1 млрд. рублей, или на 99,4% к годовым бюджетным назначениям и 98,7% к уточненной бюджетной росписи на год. В объеме всех расходов их доля составила 90,7%. Непроцентные расходы в 2003 году увеличились относительно аналогичного показателя 2002 года на 17,3%, или на 318,0 млрд. рублей.
Функциональная структура расходов федерального бюджета в 2003 году по сравнению с 2002 годом изменилась в пользу силового блока. Доля расходов этого блока в общей структуре непроцентных расходов в 2003 году увеличились на 2,0%, или на 135,9 млрд. рублей, при этом:
- национальная оборона — на 60,4 млрд. рублей;
- правоохранительная деятельность — на 59,0 млрд. рублей;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий — на 15,0 млрд. рублей;
- военная реформа — на 1,8 млрд. рублей.
Доля расходов федерального бюджета на социальный блок в общей структуре непроцентных расходов в 2003 году по сравнению с 2002 годом сократились на 1,1%, при этом расходы по разделу «Социальная политика» сократились на 13,3 млрд. рублей (в основном за счет передачи перечислений в Пенсионный фонд Российской Федерации на раздел «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы»), а по разделу «Образование» расходы выросли на 19,3 млрд. рублей.
Доля расходов федерального бюджета на финансовую помощь другим бюджетам бюджетной системы в структуре непроцентных расходов увеличились на 0,1%, или на 109,9 млрд. рублей по сравнению с 2002 годом. Другие разделы расходов федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2002 годом на 1,1%, в том числе:
- промышленность, энергетика и строительство — на 35,7 млрд. рублей;
- транспорт, связь и информатика — на 1,0 млрд. рублей;
- прочие расходы — на 3,0 млрд. рублей.
В целом непроцентные расходы федерального бюджета в 2003 году были профинансированы в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2003 год. Лишь по некоторым разделам расходы были профинансированы в меньшем объеме, чем это было предусмотрено показателями сводной бюджетной росписи, что объясняется: 1)уменьшением лимитов бюджетных обязательств отдельным министерствам и ведомствам на сумму выявленного нецелевого использования средств федерального бюджета; 2)несвоевременностью и неоперативностью проведения государственными заказчиками мероприятий по заключению государственных контрактов и другими причинами. По некоторым разделам бюджетной классификации отмечается превышение объемов финансирования федерального бюджета по расходам над показателями уточненной бюджетной росписи: Указанные превышения складываются из сумм финансирования, произведенного за счет средств, полученных от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за научными, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, культуры и искусства, государственными архивными учреждениями, а также организациями научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, финансируемыми из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, и объясняются тем, что указанные средства не планируются и в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» являются дополнительным источником финансирования указанных учреждений. Важным аспектом исполнения федерального бюджета является оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы. В 2003 году расходы по разделу «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы» профинансированы в сумме 796,4 млрд. рублей, или на 99,2% к годовым бюджетным назначениям и на 97,8% к уточненной бюджетной росписи на год. Одним из направлений расходов средств федерального бюджета являются средства резервных фондов Правительства и Президента Российской Федерации. Средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2003 году использованы в объеме 2722,8 млн. рублей и были направлены на финансирование:
1.ЧрезвыЧайных ситуаций на общую сумму 1935,5 млн. рублей, в том числе:
-регионам Российской Федерации (Республикам Ингушетия, Адыгея, Мордовия, Северная Осетия—Алания, Башкортостан, Карачаево-Черкесская, Карелия, Дагестан, Алтай; Иркутской, Воронежской, Сахалинской, Ленинградской, Новгородской, Камчатской, Ивановской, Мурманской, Архангельской, Курганской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской областям; Приморскому, Красноярскому, Алтайскому, Краснодарскому, Ставропольскому краям; Корякскому АО) на оказание гуманитарной помощи населению, проведение аварийно-восстановительных работ и на ликвидацию последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера (1346,0 млн. рублей);
—иностранным государствам в сумме 145,8 млн. рублей:
— государству Афганистан (44,3 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению;
— Республике Эквадор (18,0 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате извержения вулкана Эль Ревентадор;
— КНР (16,5 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате распространения тяжелого острого респираторного синдрома;
— Киргизской Республике (15,4 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате схода оползня;
— Республике Молдова (15,0 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи в связи с гибелью озимых культур;
— Республике Грузия (11,1 млн. рублей) — на оплату расходов по закупке и доставке грузов гуманитарной помощи для российских граждан, вынужденно находящихся на территории Грузии;
— Исламской Республике Иран (10,5 млн. рублей) — на обеспечение гуманитарного присутствия Российской Федерации в ближневосточном регионе и оказание гуманитарного содействия в приеме на своей территории беженцев из Ирака;
— Республике Таджикистан (9,3 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате селевых сходов и оползня;
— Республике Эфиопия и государству Эритрея (5,2 млн. рублей) — на оказание гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате засухи; — Алжирской Народной Демократической Республике (0,5 млн. рублей) — на оказание помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной разрушительным землетрясением;
— МЧС, Минсельхозу, Минобразованию, ФСБ, Минтрансу, Минсвязи России на проведение аварийновосстановительных работ и ликвидацию последствий стихийных бедствий (98,7 млн. рублей);
— на погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам РФ, лишившимся жилья в результате стихийных бедствий (345,0 млн. рублей).
2.На прочие мероприятия на сумму 787,3 млн. рублей, в том числе на:
— оказание материальной помощи семьям погибших и гражданам, пострадавшим вследствие террористических акций в городах Грозный, Знаменское, Москва, Моздок (48,2 млн. рублей);
—проведение торжественных мероприятий, посвященных 300-летию г. Санкт-Петербурга (251,1 млн. рублей);
—осуществление единовременной денежной выплаты в связи с 60-й годовщиной Сталинградской битвы (36,5 млн. рублей) и разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве (53,3 млн. рублей);
—финансирование расходов, связанных с предупреждением распространения тяжелого респираторного синдрома в Российской Федерации (78,3 млн. рублей);
—проведение ремонтно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий пожара во вспомогательных помещениях Государственного академического Мариинского театра (23,2 млн. рублей);
—приобретение новогодних подарков для детей и проведение общероссийской новогодней елки в Государственном Кремлевском дворце (37,5 млн. рублей);
—другие мероприятия (259,2 млн. рублей). Средства резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме 500,0 млн. рублей в 2003 году были направлены на:
— ремонт и реставрацию памятников истории и культуры (129,1 млн. рублей);
— финансирование учреждений социального обслуживания (211,6 млн. рублей);
— проведение капитального ремонта больниц и зданий социально-реабилитационных центров для детей и инвалидов (35,0 млн. рублей); — финансирование образовательных учреждений (60,6 млн. рублей);
— финансирование учреждений здравоохранения (22,3 млн. рублей);
— приобретение медицинского оборудования (25,2 млн. рублей); — прочие мероприятия (16,2 млн. рублей).
6.2. Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга
Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга (процентные расходы) в 2003 г. составили 220,9 млрд. рублей, или 9,3% от общей суммы расходов. Исполнение процентных расходов составило 88,3% к годовым бюджетным назначениям и 90,3% к уточненной бюджетной росписи на 2003 год. При этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 45,1 млрд. рублей, (95,4% к годовым бюджетным назначениям и к уточненной бюджетной росписи на 2003 год). Отклонения фактически произведенного финансирования от уточненной бюджетной росписи составили 2,2 млрд. рублей и объясняются тем, что сложилась благоприятная конъюнктура рынка государственных ценных бумаг по вновь размещаемым на аукционах в 2003 году выпускам облигаций федеральных займов. При этом фактически установленные ставки купонного дохода были ниже запланированных, что и способствовало сокращению расходов по их обслуживанию. Вместе с тем сложилась экономия по расходам по ГКО, что связано с изменением конъюнктуры рынка государственных ценных бумаг и замещением краткосрочных облигаций среднесрочными и долгосрочными обязательствами. В связи с этим объемы погашения ГКО в 2003 году были меньше запланированных, что также привело к сокращению расходов на их обслуживание. Расходы на обслуживание государственного внешнего долга составили 175,8 млрд. рублей, или 86,7% к годовым бюджетным назначениям и 89,1% к уточненной бюджетной росписи на год. Отклонение фактически произведенного финансирования от уточненной бюджетной росписи были вызваны рядом причин, в частности, неосуществлением платежей по обслуживанию внешнего долга по межправительственным соглашениям со странами, не являющимися членами Парижского клуба, а также снижением курса доллара США относительно принятого в расчетах федерального бюджета на 2003 год.
6.3. Экономическая структура расходов федерального бюджета
В составе расходов федерального бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации выделяются текущие расходы (в 2003 году они составили 91,5% от общего объема финансирования) и капитальные (9,4%). Отдельно классифицируются расходы на предоставление кредитов (бюджетных ссуд), а также средства, полученные от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, полученные от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным гарантиям, которые отражаются в составе расходов федерального бюджета со знаком «минус». Существенную долю текущих расходов составляют расходы на заработную плату работников (с начислениями). В 2003 году эти расходы составили 19,4% от общей суммы текущих расходов федерального бюджета. Следует отметить, что в ходе исполнения федерального бюджета выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам и денежному довольствию военнослужащим осуществляется в первоочередном порядке. Всего за 2003 год на выплату заработной платы (с начислениями) работникам и денежного довольствия военнослужащим за счет средств федерального бюджета перечислено 420,5 млрд. рублей, что по отношению к объему ВВП составило 3,2% и превысило указанное соотношение за 2002 год на 0,3 процентных пункта. В составе капитальных расходов федерального бюджета существенное место занимают государственные капитальные вложения. Их доля в общем объеме капитальных расходов в 2003 году составляет 80,6%.
Также в состав капитальных расходов входят создание государственных запасов и резервов, доля которых в общем объеме капитальных расходов в 2003 году составляет 7,8%, приобретение земли, нематериальных активов и других активов — 0,2% к общему объему капитальных расходов и капитальные трансферты — 11,4%. Фактическое финансирование государственных капитальных вложений составило в 2003 году 71,9 млрд. рублей, из них стройки и объекты Федеральной адресной инвестиционной программы на 2003 год профинансированы в объеме 67,4 млрд. рублей.
Во исполнение статьи 118 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» в 2003 году осуществлялось финансирование следующих основных мероприятий и объектов, предусмотренных в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2003 год: —метростроение (6180,0 млн. рублей);
—мероприятия по ликвидации последствий наводнения в Южном федеральном округе (420,0 млн. рублей);
—мероприятия по проведению празднования 300-летия г. Санкт-Петербурга (241,09 млн. рублей);
—газопровод Очер — Кудымкар, Коми-Пермяцкий автономный округ (200 млн. рублей);
—Центр управления космической группировкой России, г. Москва (82 млн. рублей);
— здание для проведения культурно-массовых мероприятий в г. Грозном, Чеченская Республика (54 млн. рублей);
—Саратовский оросительно-обводнительный канал им. Е.Е. Алексеевского (реконструкция), Саратовская область (52 млн. рублей); —строительство 4-й очереди Большого Ставропольского канала, Ставропольский край (42,7 млн. рублей);
—Академия бюджета и казначейства Минфина России (реконструкция), г. Москва (40 млн. рублей);
—мемориальный комплекс «Курская дуга», г. Курск (38 млн. рублей);
—Спасо-Ефимиевский монастырь (строительно-восстановительные работы), г. Суздаль, Владимирская область (35 млн. рублей); —Братский драматический театр, г. Братск, Иркутская область (33 млн. рублей);
—Федеральное государственное учреждение «Научно-клинический центр отоларингологии», г. Москва (24 млн. рублей); —Краснодарское лечебно-диагностическое объединение (здание комплекса центров для интенсивного амбулаторного лечения инвалидов всех войн и участников ВОВ (Скал)), г. Краснодар (22,5 млн. рублей);
—Бузулукский финансовый колледж, г. Бузулук, Оренбургская область (20 млн. рублей);
—противопаводковая система обвалования рек Кубани и Протоки (реконструкция), Краснодарский край (18,3 млн. рублей); —Научно-производственный центр «Фармзащита» (противолучевые средства), г. Химки, Московская область (13,5 млн. рублей); —строительство объектов инженерной инфраструктуры для новых населенных пунктов (ликвидация последствий стихийных бедствий, произошедших в июне—августе 2002 г.), Краснодарский край (131,8 млн. рублей), а также другие объекты.
7. Дефицит (профицит) федерального бюджета и источники финансирования дефицита федерального бюджета
Федеральный бюджет в 2003 году на основе данных о финансировании исполнен с профицитом в сумме 214,2 млрд. рублей, на основе отчета о кассовом исполнении федерального бюджета — в сумме 227,6 млрд. рублей. Сальдо источников внутреннего финансирования в 2003 году составило 76,9 млрд. рублей, в том числе привлечение средств составило 503,7 млрд. рублей, погашение — 418,2 млрд. рублей (в том числе погашение основной суммы задолженности по государственным ценным бумагам составило 388,8 млрд. рублей), изменение остатков средств на счетах ()8,6 млрд. рублей. Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили в сумме 291,1 млрд. рублей (сальдо), в том числе привлечение средств составило 24,68 млрд. рублей, погашение долга — 315,74 млрд. рублей.
Погашение основной суммы долга по внешним источникам было осуществлено по следующим направлениям:
— по кредитам международных финансовых организаций на сумму 81,55 млрд. рублей (2657,61 млн. долларов США);
— по кредитам правительств иностранных государств — на сумму 129,08 млрд. рублей (4197,9 млн. долларов США);
— по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм — на сумму 51,54 млрд. рублей (1678,7 млн. долларов США);
— по прочим — на сумму 53,57 млрд. рублей произведено погашение обязательств по ОВГВЗ IV серии (1,7 млрд. долларов США). Следует обратить внимание, что в 2003 году в условиях макроэкономической и бюджетной стабильности произошло замещение внешних заимствований внутренними, то есть снижалась зависимость государства от иностранных кредиторов.
8. Анализ состояния и динамики внутреннего и внешнего государственного долга
Объем государственного долга на 1 января 2004 года составил в абсолютном выражении 4208,0 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с его объемом на 1 января 2003 года на 354,0 млрд. рублей. При этом объем внешнего долга сократился на 356,1 млрд. рублей и составил на 1 января 2004 года 3526,0 млрд. рублей, в то же время объем внутреннего долга увеличился на 2,1 млрд. рублей и составил на 1 января 2004 года 682,0 млрд. рублей. Отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось с 42,1% на начало 2003 года (объем государственного долга на 1 января 2003 года по отношению к объему ВВП 2002 года) до 31,7% на 1 января 2004 года, что на 17,8 процентных пункта ВВП ниже этого соотношения в 1997 году. В результате проведения в 2003 году политики по удлинению сроков заимствований, в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации возросла доля средне и долгосрочных государственных облигаций с фиксированными купонными выплатами (с 88,27 до 91,67%), доля краткосрочных инструментов и государственных ценных бумаг с переменным купонным доходом сократилась с 8,0 до 5,62%, что свидетельствует об улучшении структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах. Средневзвешенный срок до погашения государственных ценных бумаг, выраженных в рублях Российской Федерации, возрос с 620 дней на начало 2003 года до 1482 дней на начало 2004 года, что свидетельствует о повышении устойчивости в системе исполнения федерального бюджета.
9. Особенности отражения в годовом отчете об исполнении федерального бюджета за 2003 год отдельных операций
Отчет об исполнении федерального бюджета за 2003 год составлен Минфином России по следующим разделам:
— доходы федерального бюджета за 2003 год;
— расходы федерального бюджета за 2003 год:
— ведомственная структура расходов федерального бюджета за 2003 год;
— распределение расходов федерального бюджета за 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
— распределение расходов федерального бюджета за 2003 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
— экономическая структура расходов федерального бюджета за 2003 год;
— результат исполнения федерального бюджета и источники его финансирования:
— источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета за 2003 год;
— источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за 2003 год. Отчет отражает кассовое исполнение федерального бюджета и составлен на основании отчетов главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета и данных бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета органов федерального казначейства Минфина России. Отчетные данные по исполнению федерального бюджета за 2003 год указываются в сопоставлении с показателями, утвержденными Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год», а также с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2003 год. В части расходов отчетные данные по исполнению федерального бюджета за 2003 год указываются также в сопоставлении с данными по финансированию расходов из федерального бюджета. В отчете отражены операции по исполнению федерального бюджета за 2003 год, осуществленные в период с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года, а также операции по исполнению федерального бюджета, проведенные в первые пять рабочих дней 2003 года в соответствии со статьей 138 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год». Операции, проведенные в ходе исполнения федерального бюджета 2003 года минуя банковские счета Минфина России, включаются в отчет в соответствии с приказами Минфина России; соглашениями (договорами); выписками по счетам депо Минфина России; отчетами уполномоченных в соответствии с законодательством организаций о проведении операций со средствами федерального бюджета. Формирование отчета об исполнении федерального бюджета за 2003 год имело следующие особенности. В состав операций отчета по исполнению федерального бюджета включены операции и остатки на начало и конец финансового года по специальным счетам, открытым группам реализации проектов по нефинансовым кредитам международных финансовых организаций. В составе остатков средств федерального бюджета на начало и конец отчетного периода отражаются остатки ценных бумаг, принадлежащих Минфину России, по их учетной стоимости. Учетная стоимость указанных ценных бумаг равна сумме исполняемых перед Минфином России обязательств (в случае поступления ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации в счет исполнения обязательств) или сумме денежных средств, направляемых на приобретение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учетная стоимость ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, отражается в рублях и не подлежит переоценке в течение срока нахождения ценных бумаг на счетах депо Минфина России. Операции по погашению эмитентами номинальной стоимости ценных бумаг, принадлежащих Минфину России, отражаются в учете исполнения федерального бюджета в даты зачисления денежных средств на счета учета средств федерального бюджета независимо от дат проведения операций по счетам депо Минфина России.
Составители: Р.Е. Артюхин, Т.Н.Мовсесян, Е.А. Семенова, Э.Р.Абдуханова, Т.А.Зачиняева
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2004 г.