Третий по счету форум пройдет 7 - 8 сентября под патронатом президента России Дмитрия Медведева. В центре внимания окажутся вопросы совмещения эффективной экономики и принципов социальной справедливости, самобытности мигрантов и их интеграции в рамках единого государства.
Вчерашняя же мадридская встреча была посвящена теме "Богатые и бедные: где справедливость?" и собрала российских и испанских экспертов.
- Фундаментальный вопрос: почему водитель автобуса и учитель могут получать в разных странах разные зарплаты, отличающиеся в десять раз? - задал тон секции ее модератор, директор Института общественного проектирования, главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев.
По его мнению, несмотря на бурное развитие мира во второй половине прошлого века, уровень жизни вырос лишь в некоторых странах, большинство государств по-прежнему пребывают в депрессивной зоне. Да и в западном мире социальные системы, созданные более полувека назад, сейчас трещат по швам. Их авторы полвека назад не могли себе представить, что настолько вырастет продолжительность жизни и будут падать темпы рождаемости. Здравоохранение нуждается в реформе, дыры в пенсионной системе приводят к необходимости увеличения пенсионного возраста, а образование из бесплатного превращается в платную услугу. Эпоха потребительского бума подошла к концу, констатировал Фадеев, обратив внимание на его неадекватность в России. Отечественный авторынок в 2008 году был самым большим в Европе, притом что Россия не самая богатая страна континента.
Вопрос богатства и бедности не только экономический, но и вопрос человеческого достоинства, уверен российский посол в Испании Александр Кузнецов, поясняя, что речь идет о нижней планке заработка, который бы отвечал интеллектуальным, духовным и материальным потребностям человека.
Для того чтобы сократить пропасть между богатством и бедностью, декан Института предпринимательства Инигез де Озоно Сантиаго призвал развивать предоставление образовательных услуг через Интернет. "Только подумайте о сценарии, когда ребенок из Бангладеша или из перуанских Анд может иметь возможность работать с дидактическим материалом по Интернету", - говорил профессор. В Европе только 47 вузов работают интерактивно, в США - 61, однако этого недостаточно.
Если способствовать интернациональной мобильности, то случится утечка мозгов из тех стран, которые и так бедны, убежден Джеффри Соммерс, профессор американского университета Милуоки. "Но талантливых студентов надо поддерживать, если они не могут применить свои знания в стране происхождения", - вступилась Рашида Джусто, профессор института предпринимательства. Она уверена, что все дело в правительствах стран: именно они должны более активно работать с предпринимателями, предоставляя микрокредитование и возможность для стартапов, иначе случится революция. "Мы в России относимся к революциям напряженно, у нас за век их три было", - сказал в ответ Фадеев. Эксперты сошлись на том, что государство должно быть более ответственным за основные материальные и духовные потребности людей.