Сложившаяся ситуация и проблемы
Действующие требования Минфина России по созданию программ повышения эффективности бюджетных расходов на региональном и местном уровнях направлены на развитие механизмов управления доступными бюджетными ресурсами. Как показывает практика, программы затрагивают в первую очередь этапы планирования, анализа, мониторинга исполнения бюджета и зачастую включают в себя мероприятия по автоматизации в финансовых и отраслевых органах власти. Специалисты НПО «САПФИР» систематизировали опыт работы по автоматизации при решении задач повышения эффективности управления бюджетом в 15 регионах и 210 муниципальных образованиях, в том числе и участников программ реформирования общественных финансов.
ПЦП — основной элемент повышения эффективности управления бюджетом в современных условиях. Одновременно планирование должно строиться не по сметному принципу, а на основе реестра услуг, предоставляемых определенному количеству потребителей. Примечательно, что эти же услуги выступают частью программы, а формируемые государственные или муниципальные задания должны основываться на целях и задачах программ для определенного ведомства и включать в себя соответствующие услуги. В большинстве регионов и муниципалитетов интеграция двух подходов вызывает значительные затруднения, поскольку они исторически оказались разделены. Сегодня в России нет региона или муниципалитета, где этот вопрос полностью решен. В противном случае этот опыт стал бы широко известным и востребованным.
Критерии выбора информационных систем
В современных условиях выделяют следующие главные критерии выбора информационной системы:
- — обязательная наглядная демонстрация разработчиком возможности совмещения в единой системе обоих принципов планирования и опыт работы с каждым из них;
- — гибкость системы для быстрой перенастройки на новые формы и классификации, процессы без участия программистов;
- проверка возможности автоматизированной загрузки в информационную систему данных за предыдущие бюджетные периоды. Это — поможет избежать негативных отзывов специалистов при внедрении;
- — возможность расширения системы за счет подключения главных распорядителей и бюджетополучателей.
Не стоит надеяться на наличие в информационной системе готовой и идеально подходящей именно вам нормативно-правовой базы в части реестров услуг с их паспортами, типовых целевых программ и т. д. Все опрошенные финансисты единогласно заявляют, что качественных нормативно-правовых баз, заложенных в информационные системы, пока нет.
В различных регионах РФ специалистам НПО «САПФИР» приходилось решать все вышеперечисленные проблемы. Например, доработка нормативно-правовой базы зачастую шла одновременно с внедрением информационной системы, поскольку, только пройдя полностью путь по планированию бюджета на новых принципах, удается увидеть недоработки законов, постановлений, нормативов. И наоборот, только гибкость системы обеспечивала возможность оперативной настройки при изменениях правовой базы. Наработанная база используется при дальнейших внедрениях, что сокращает время и затраты.
Следующим этапом работ почти всегда становится автоматизация формирования государственных и муниципальных заданий, поскольку появляется возможность их формирования с использованием информации.
Информацию об опыте интеграции программно-целевого подхода и бюджетных услуг вы всегда получите у специалистов НПО «САПФИР».