Версия для печати 5543 Материалы по теме
Электронные услуги: централизация

сергеев
В 2011 году на муниципальном уровне требуют неотложного решения вопросы реализации Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) и Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов. Одновременно продолжается поиск эффективных механизмов наполнения местных бюджетов. Процесс решения указанных вопросов должен основываться на создании централизованных информационных ресурсов с обязательной предварительной оценкой ожидаемой результативности от произведенных затрат. О подходах к реализации региональных проектов по информатизации муниципальных образований рассказывает заместитель генерального директора компании «Кейсистемс» Сергей Николаевич СЕРГЕЕВ.

Электронные государственные (муниципальные) услуги

С 1 июля 2011 года заработали важнейшие положения Закона № 210-ФЗ: государственные или муниципальные органы власти более не смогут требовать от гражданина подтверждения сведений, находящихся в распоряжении других ведомств. Основа реализации Закона № 210-ФЗ — постановление Правительства РФ № 697, описывающее требования к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), объединяющей федеральные и региональные органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации. СМЭВ — это инструмент, обеспечивающий полностью электронную форму оказания услуг гражданам, и основа эффективной работы многофункциональных центров (МФЦ).

Наиболее трудным с точки зрения информатизации продолжает оставаться местный уровень: города, муниципальные районы и поселения. А ведь именно местные администрации — основной держатель информации, необходимой для оказания целого ряда услуг гражданам России. Для человека, обращающегося за услугой по месту жительства либо заказывающего требуемую услугу через интернет-портал, не должно быть никакой разницы, где территориально находятся держатели информации, необходимой для оказания услуги. Поэтому все муниципалитеты должны включиться в «информационное общество», наладить взаимодействие в рамках СМЭВ и выполнять положения Закона № 210-ФЗ, обеспечивая информацией все МФЦ своего региона.

О чем же говорят госпрограмма «Информационное общество» и целый ряд принятых сегодня документов, регулирующих информатизацию в различных сферах и отраслях? Информационное развитие общественного сектора на современном этапе идет по пути централизации, и особенно сильно инновации в этой сфере нужны на муниципальном уровне.

Централизация электронных услуг

Централизация информационных ресурсов муниципальных образований на региональном уровне — это наиболее эффективный путь развития, гарантирующий быстрый старт электронных услуг в регионах, реализацию СМЭВ и расширение перечня услуг, предоставляемых на базе МФЦ. «Кейсистемс» строит свои региональные проекты на интернет-платформе «СМАРТ» с применением комплекса «Самоуправление-СМАРТ», который обеспечивает формирование централизованной базы данных региона с автоматическим обновлением клиентских рабочих мест муниципальных образований (см. рис. 1). Один из основных информационных блоков системы основан на данных похозяйственного учета поселений в рамках приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 11 октября 2010 г. № 345. Ведь только власть на местах обладает самой актуальной и свежей информацией и именно муниципальный уровень является непосредственным участником наполнения и поддержания актуальности информационных ресурсов.

рис 1
В первую очередь при реализации проектов обеспечивается быстрая централизация имеющихся в муниципалитетах информационных баз данных с учетом единых классификаторов и базовых реестров, обозначенных в распоряжениях Правительства РФ. Однако, зачастую, локально применяемые информационные системы находятся в довольно запущенном состоянии, поэтому детально обсуждается вопрос как первоначального наполнения, так и непрерывного поддержания актуальности информационных баз.

Важнейший эффект централизации следующий: технически сложные вопросы выносятся на уровень муниципальных районов и выше, на уровень региона. Сюда относятся вопросы ИT-обслуживания программного обеспечения, вопросы внешнего электронного взаимодействия на базе СМЭВ и вопросы защиты информации и персональных данных граждан. Сложно представить, как, например, сельские поселения смогли бы самостоятельно, без централизации информационных ресурсов, наладить связь с МФЦ и начать оказывать по-настоящему электронные муниципальные услуги, а также участвовать в оказании целого ряда услуг, где требуется справка или иной документ от сельской администрации.

Повышение эффективности бюджетных расходов

В проектах, основанных на комплексе «Самоуправление-СМАРТ», предусматривается системное решение задачи роста и оптимизации доходной части местных бюджетов, а также хороший потенциал реализации механизмов заинтересованности муниципальных образований в вопросах повышения эффективности расходов. Предпринимаемые в регионах меры по привлечению дополнительных доходов в местные бюджеты приносят свои плоды. Так, по результатам мониторинга местных бюджетов общий объем поступивших в местные бюджеты доходов в 2010 году превышает уровень 2009 года на 8,9 %. В местных бюджетах 65 субъектов Федерации отмечен рост собственных доходов, снижение — в 18 субъектах Федерации. Причем следует отметить, что в общем объеме поступивших в 2010 году собственных доходов местных бюджетов налоговые доходы в среднем составляют 40,9 %.

Тот факт, что объем поступившего в 2010 году в местные бюджеты земельного налога превышает уровень 2009 года на 16 %, говорит о значительном потенциале роста этого источника доходов. Централизация информации о налоговой базе (земля, имущество) в «Самоуправлении-СМАРТ» позволяет системно выстроить процессы расширения налоговой базы за счет инвентаризации объектов налогообложения, выявления объектов, не охваченных налогообложением (не зарегистрированные в установленном порядке, не введенные в эксплуатацию при наличии признаков проживания и др.), и непосредственно работу с должниками (см. рис. 2). Результат виден сразу в централизованной региональной базе в разрезе муниципальных образований по видам местных налогов, а не только по факту поступления платежей, когда ситуацию уже не изменишь.

рис 2
Успешному решению данного вопроса способствуют применяемые в комплексе сервисы автоматизированного взаимодействия муниципальной власти с налоговыми органами. Кроме того, в комплексе заложены функции по оценке (планированию) налогового потенциала в части земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Оценка качества и результативности работы муниципалитетов

Несомненным достоинством применения программного комплекса «Самоуправление-СМАРТ» является возможность оценки качества и эффективности работы администраций органов местного самоуправления. Использование общей информационной системы на уровне региона (муниципального района) позволяет внедрить единый подход к такой оценке. К примеру, в качестве индикаторов применяются количество внесенной и обновленной информации об объектах налогообложения, количество обращений граждан и решенных вопросов, число выданных документов, сравнительная оценка количества бесхозных земельных участков за разные периоды и другие показатели.

Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» определяет перечень показателей для оценки эффективности деятельности муниципалитетов в Российской Федерации. Многие из критериев, включенных в данный перечень, являются социально-значимыми показателями и основываются на статистической информации, которой располагают соответствующие органы местного самоуправления. Комплекс «Самоуправление-СМАРТ» позволяет получать многие показатели на основе информации сводного хранилища системы и использовать их в оперативной работе или при формировании доклада о достигнутых показателях за отчетный период.

Постоянный информационный обмен между региональной властью и муниципальными районами (поселениями) также требует оперативности и достоверности. Ведь многие государственные целевые программы или проекты, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, рассчитаны на конкретную категорию граждан или конкретные хозяйства. И здесь региональной власти как никогда нужна достоверная и оперативная информация с районного или поселенческого уровня в целях принятия конкретных решений и обоснования объемов финансирования таких программ.

Таким образом, применение программного комплекса напрямую реализует механизм заинтересованности муниципальных образований в получении конкретных результатов и стимулирует их к более качественной работе, одновременно обеспечивая наполнение информационного хранилища самой актуальной и достоверной информацией и вводя рейтинговую оценку по результатам работы органов местного самоуправления.

Заключение

Компания «Кейсистемс» имеет значительный положительный опыт внедрения более 100 крупных проектов регионального масштаба для органов исполнительной власти субъектов РФ. В области автоматизации местного самоуправления получен положительный опыт в Липецкой, Курганской областях, Чувашской Республике, Республике Саха (Якутия) и других регионах. В этом году уже запланированы работы по реализации проектов еще в нескольких субъектах Федерации.

Поделиться