— Учитывая сложившуюся благоприятную конъюнктуру мировых цен на углеводородное сырье, компенсация «выпадающих» доходов осуществлена за счет усиления налоговой нагрузки на наиболее доходную отрасль российской промышленности — нефтедобывающую. В законе, недавно утвержденном президентом, увеличена рентная составляющая налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и повышена ставка вывозной таможенной пошлины на нефть, учитывающая более дифференцированную шкалу зависимости ставки вывозной таможенной пошлины от мировой цены на нефть.
Напомню, какова цена принятого закона: по оценкам Правительства РФ, при цене 24 долл. за баррель нефти дополнительные доходы бюджета в расчете на год составят примерно 900 млн. долл. При цене 27 долл. за баррель доходы составят 2 млрд. долл. И, наконец, если цены сохранятся на сегодняшнем уровне — 30 долл. за баррель, — бюджет дополнительно получит свыше 3 млрд. долл. Полученные в казну средства, благодаря этому налогу, помогут решить ряд острых социальных проблем — в медицине, образовании...
Комитетом были оперативно и тщательно проработаны и приняты палатой такие важные законопроекты, несущие огромную социальную нагрузку, как законопроект «О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения на доходы физических лиц призов в денежной или натуральной формах, полученных спортсменами-инвалидами на различных международных соревнованиях)», «О внесении изменений и дополнений в главу 29 части второй Налогового кодекса РФ (в части обязанности постановки на учет и уплаты налога на игорный бизнес в налоговых органах по месту нахождения объектов налогообложения)». Это позволит пополнять местные бюджеты. Тем самым расширяются финансовые возможности для решения социальных задач регионов. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», где речь идет о расширении перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого социального налога на вмененный доход, послужит стимулированию развития малого бизнеса.
Немалый интерес представляет и документ «О внесении изменения в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса». Он позволит эффективно пополнять государственный бюджет с учетом прогнозируемого на 2005 год уровня инфляции. Налоговая дифференциация на товары широкого спроса даст возможность поддержать перспективные отрасли промышленности, оптимизировать алкогольный рынок за счет льготного налогообложения на качественные натуральные вина и дать дополнительно в государственный бюджет 16 млрд. руб.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам традиционно считается самым престижным и сложным. Работать в нем изъявляют желание наибольшее число депутатов. И это понятно: ведь на заседаниях комитета решаются жизненно важные вопросы финансирования экономики, социальной сферы и региональных бюджетов. Именно там рождается главный финансовый документ страны.
— Юрий Викторович, не скрою, многих удивило избрание вас председателем ведущего думского комитета...
— Многие, наверное, интересуются, занимался ли я раньше проблемами финансов, банков, налогов, формированием бюджетных средств? Да. Занимался я решением финансовых проблем и будучи главой администрации города Пятигорска, а также будучи депутатом Государственной Думы Ставропольского края, где возглавлял бюджетный комитет, и тогда, когда был председателем Счетной палаты Ставропольского края. Настоящий хозяин должен быть прежде всего опытным финансистом. А уж что в его ведении— банк, город или регион, — это не столь важно. Важно, как он сумеет построить финансовую политику, чтобы работали предприятия, чтобы труженики получали зарплату и чтобы как можно меньше было людей обиженных и обделенных. По образованию я экономист. Окончил экономический факультет Ростовского университета; аспирантуру экономического факультета Ленинградского университета, где защитил кандидатскую диссертацию. Затем — докторскую на тему по региональной экономической политике.
— Каковы стратегические направления деятельности вверенного вам комитета?
— Наш комитет включился в законодательный процесс с первых же дней работы Думы. Надеюсь, не ошибусь, если скажу, что по интенсивности работы наше подразделение является одним из ведущих комитетов в Госдуме. Так, собственно говоря, и было в Думе третьего созыва. Структура комитета сегодня окончательно сформирована. Семь подкомитетов ведут активную работу по рассмотрению внесенных законопроектов. Структура эффективная, учитывающая все направления деятельности комитета. Отмечу также, что при комитете созданы несколько экспертных советов по основным направлениям: по налоговому законодательству, по таможенному законодательству, по вопросам денежно-кредитной политики, налоговому регулированию, деятельности Центрального банка РФ и кредитных организаций. В состав этих советов входят представители экономических министерств, федеральных агентств и служб, известные ученые и представители бизнеса. Предварительные обсуждения законопроектов на заседаниях экспертных советов позволяют всесторонне рассматривать все аспекты — включая правовые и экономические — вносимых законодательных инициатив, вырабатывать рекомендации по их дальнейшей доработке и рассмотрению в комитете. В своей работе мы намерены руководствоваться основными направлениями реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающими расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти. При этом будем исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах. Главной направляющей линией в нашей работе станет обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней.
— Какие законопроекты планируете рассмотреть в весеннюю сессию?
— Было рассмотрено 45 законопроектов, которые затрагивают налоговую тематику, и 31 законопроект, посвященный бюджету. Планируем подготовить несколько важных законопроектов, которые будут иметь существенные последствия для бюджетной системы.
В первую очередь следует упомянуть законопроекты, предполагающие перераспределение доходных источников между бюджетами различных уровней в связи с проводимой реформой местного самоуправления. В ходе их обсуждения ко второму чтению должны быть приняты важные решения, от которых будет зависеть финансовая состоятельность регионов и муниципалитетов.
Большой социальный подарок для наших граждан несут в себе положения новой главы о налоге на наследование и дарение, принятие которых также планируется на весеннюю сессию. Можно с уверенностью сказать, что новые правила налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, будут существенно более мягкими, чем действующие сегодня. По крайней мере прямые наследники будут освобождены от налогов.
К работе во втором чтении готова глава НК РФ «О водном налоге». Ожидается внесение Правительством РФ проектов глав Налогового кодекса о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц.
Планируем вынести на второе чтение предложенные правительством поправки в Бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений, поправки в главу 21 Налогового кодекса, предусматривающие снижение размеров ставки налога на добавленную стоимость.
Готовятся к обсуждению на пленарном заседании и законопроекты, связанные с административной реформой, социальной реформой. — Предпринимателей и производственников очень интересует, какие изменения планируется внести в Налоговый кодекс. Речь идет о ЕСН...
— Сегодня много говорится о том, что ставки этого налога слишком высоки и это является дестимулирующим фактором для легализации заработной платы. Поэтому будем рассматривать вопрос о снижении ставок данного налога. Соответствующий законопроект, внесенный группой депутатов, принят в первом чтении еще Госдумой третьего созыва. Им, в частности, предусмотрено снижение максимальной ставки этого налога с действующих 35,6 до 30%. Правительство предлагает доработать его ко второму чтению, снизив максимальную ставку до 26% и увеличив размер суммы, с которой начинается регрессия, со 100 до 300 тыс. руб. Конкретная величина снижения еще будет обсуждаться с учетом, в том числе, поправок, которые внесет правительство. Но концептуально снижение налоговой ставки уже поддержано Госдумой принятием данного законопроекта в первом чтении. Основная идея остается прежней — дальнейшее снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и стимулирование выхода доходов «из тени». Однако особое внимание комитет будет уделять вопросам формирования социальных внебюджетных фондов. Необходимо внимательно проанализировать расчеты, которые будут представлены Правительством РФ, и оценить последствия того или иного варианта снижения налоговой нагрузки на величину сумм, которые будут уплачены в фонды социального и медицинского страхования. Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы миллионов людей, пользующихся защитой государства. О пенсионерах мы должны помнить всегда.
Детального обсуждения конкретных обсуждений по ЕСН в Думе еще не было. Но мы надеемся на открытость Правительства РФ и ждем от него предложений по предварительному согласованию вариантов реформирования данного налога.
— Как вы считаете, нужно ли увеличить ставку налога на доходы физических лиц? Если да, то как можно это компенсировать?
— Действующая пропорциональная система налогообложения доходов граждан с налоговой ставкой в размере 13% является одним из серьезных результатов налоговой реформы. Она не должна меняться по крайней мере еще 10 лет, а может быть, и дольше, пока экономическая ситуация в стране и реальные доходы граждан не позволят ставить вопрос об увеличении подоходного налога. Неизменность в данном вопросе должна стать одним из факторов стабильности налогового законодательства, что чрезвычайно важно для развития экономики.
— Но, как известно, правительство готовит законопроект о налоге на имущество физических лиц. В частности, предполагается взимать налог, исходя из рыночной стоимости жилья, но снизить ставку до 0,1%. Увеличится ли в результате этого налоговая нагрузка на наших граждан?
— Предложения по налогообложению недвижимости имеют своей целью выровнять налоговую нагрузку в обществе. Сегодня, когда инвентарная и рыночная цены недвижимости могут отличаться в разы, создается ситуация, при которой владельцы дорогостоящих квартир в домах постройки прошлого века платят значительно меньший налог, чем собственники стандартных квадратных метров в панельных застройках. Однако при обсуждении таких предложений депутатами обязательно будет обсуждаться проблема защиты малообеспеченных граждан. В этой связи, безусловно, будут внимательно рассмотрены вопросы о налоговом вычете, ориентированном на социальную норму жилья, и о налоговых льготах.
— Говорят, что вы уже приступили к подготовке бюджета на следующий год...
— Да, это так. Уже началась подготовка к формированию трехсторонней комиссии по подготовке бюджета на 2005 год. Считаю, что в условиях рыночных отношений не должна ослабевать экономическая роль федерального бюджета. Применяя различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы (субсидирование из предприятий и отраслей, предоставление государственных кредитов и гарантий и так далее), государство может использовать федеральный бюджет в качестве эффективного инструмента реализации структурной политики, позитивного изменения важнейших макроэкономических пропорций. Перед комитетом стоит важная задача тщательно продумать структуру и механизмы нового бюджета, чтобы он действительно выполнял свою роль в воспроизводственном процессе, обеспечении финансовой и экономической стабильности в стране.
Важная роль в этом плане придается рабочим комиссиям по различным направлениям с привлечением депутатов из всех комитетов. Это, в частности, комиссия по ипотеке, по пенсионной реформе и другие.
Сама структура комитета построена таким образом, что позволяет подходить дифференцированно к каждой стороне законодательной проблемы. У каждого подкомитета свой участок работы, что дает возможность законодателям специализироваться по той или иной теме, становиться профессионалами своего дела. Объект исследования каждый подкомитет уже знает профессионально. Главное, что все члены комитета и аппарат настроены на серьезную и продуктивную работу.
Справка «Бюджета»
Васильев Юрий Викторович, родился 1 мая 1951 г. в г. Калинине. В 1974 г. окончил экономический факультет Ростовского государственного университета. В 1984 г., после окончания очной аспирантуры Ленинградского госуниверситета, защитил диссертацию на звание кандидата экономических наук. Преподавал в вузах, занимался научной деятельностью. В 1995 г. защитил докторскую диссертацию. В 1998 г. присвоено звание профессора. Действительный член Академии социальных наук. В 1998 г. окончил юридический факультет Ставропольского госуниверситета по специальности «юриспруденция». С 1992 г. назначен, а затем избран главой города Пятигорска Ставропольского края. Избиратели 12 лет подряд оказывали доверие как мэру Пятигорска, избирая на этот пост. Был депутатом Государственной Думы Ставропольского края, председателем комитета по бюджету, банкам и финансам. Возглавлял Контрольносчетную палату Ставропольского края. С декабря 2003 г. — депутат Госдумы РФ, председатель Комитета по бюджету и налогам. Член партии «Единая Россия». Награжден орденом Дружбы и медалью «За заслуги в проведении всероссийской переписи населения». Женат, имеет дочь.
Беседовал Василий ТРЕСКОВ
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.
Напомню, какова цена принятого закона: по оценкам Правительства РФ, при цене 24 долл. за баррель нефти дополнительные доходы бюджета в расчете на год составят примерно 900 млн. долл. При цене 27 долл. за баррель доходы составят 2 млрд. долл. И, наконец, если цены сохранятся на сегодняшнем уровне — 30 долл. за баррель, — бюджет дополнительно получит свыше 3 млрд. долл. Полученные в казну средства, благодаря этому налогу, помогут решить ряд острых социальных проблем — в медицине, образовании...
Комитетом были оперативно и тщательно проработаны и приняты палатой такие важные законопроекты, несущие огромную социальную нагрузку, как законопроект «О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения на доходы физических лиц призов в денежной или натуральной формах, полученных спортсменами-инвалидами на различных международных соревнованиях)», «О внесении изменений и дополнений в главу 29 части второй Налогового кодекса РФ (в части обязанности постановки на учет и уплаты налога на игорный бизнес в налоговых органах по месту нахождения объектов налогообложения)». Это позволит пополнять местные бюджеты. Тем самым расширяются финансовые возможности для решения социальных задач регионов. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», где речь идет о расширении перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого социального налога на вмененный доход, послужит стимулированию развития малого бизнеса.
Немалый интерес представляет и документ «О внесении изменения в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса». Он позволит эффективно пополнять государственный бюджет с учетом прогнозируемого на 2005 год уровня инфляции. Налоговая дифференциация на товары широкого спроса даст возможность поддержать перспективные отрасли промышленности, оптимизировать алкогольный рынок за счет льготного налогообложения на качественные натуральные вина и дать дополнительно в государственный бюджет 16 млрд. руб.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам традиционно считается самым престижным и сложным. Работать в нем изъявляют желание наибольшее число депутатов. И это понятно: ведь на заседаниях комитета решаются жизненно важные вопросы финансирования экономики, социальной сферы и региональных бюджетов. Именно там рождается главный финансовый документ страны.
— Юрий Викторович, не скрою, многих удивило избрание вас председателем ведущего думского комитета...
— Многие, наверное, интересуются, занимался ли я раньше проблемами финансов, банков, налогов, формированием бюджетных средств? Да. Занимался я решением финансовых проблем и будучи главой администрации города Пятигорска, а также будучи депутатом Государственной Думы Ставропольского края, где возглавлял бюджетный комитет, и тогда, когда был председателем Счетной палаты Ставропольского края. Настоящий хозяин должен быть прежде всего опытным финансистом. А уж что в его ведении— банк, город или регион, — это не столь важно. Важно, как он сумеет построить финансовую политику, чтобы работали предприятия, чтобы труженики получали зарплату и чтобы как можно меньше было людей обиженных и обделенных. По образованию я экономист. Окончил экономический факультет Ростовского университета; аспирантуру экономического факультета Ленинградского университета, где защитил кандидатскую диссертацию. Затем — докторскую на тему по региональной экономической политике.
— Каковы стратегические направления деятельности вверенного вам комитета?
— Наш комитет включился в законодательный процесс с первых же дней работы Думы. Надеюсь, не ошибусь, если скажу, что по интенсивности работы наше подразделение является одним из ведущих комитетов в Госдуме. Так, собственно говоря, и было в Думе третьего созыва. Структура комитета сегодня окончательно сформирована. Семь подкомитетов ведут активную работу по рассмотрению внесенных законопроектов. Структура эффективная, учитывающая все направления деятельности комитета. Отмечу также, что при комитете созданы несколько экспертных советов по основным направлениям: по налоговому законодательству, по таможенному законодательству, по вопросам денежно-кредитной политики, налоговому регулированию, деятельности Центрального банка РФ и кредитных организаций. В состав этих советов входят представители экономических министерств, федеральных агентств и служб, известные ученые и представители бизнеса. Предварительные обсуждения законопроектов на заседаниях экспертных советов позволяют всесторонне рассматривать все аспекты — включая правовые и экономические — вносимых законодательных инициатив, вырабатывать рекомендации по их дальнейшей доработке и рассмотрению в комитете. В своей работе мы намерены руководствоваться основными направлениями реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающими расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти. При этом будем исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах. Главной направляющей линией в нашей работе станет обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней.
— Какие законопроекты планируете рассмотреть в весеннюю сессию?
— Было рассмотрено 45 законопроектов, которые затрагивают налоговую тематику, и 31 законопроект, посвященный бюджету. Планируем подготовить несколько важных законопроектов, которые будут иметь существенные последствия для бюджетной системы.
В первую очередь следует упомянуть законопроекты, предполагающие перераспределение доходных источников между бюджетами различных уровней в связи с проводимой реформой местного самоуправления. В ходе их обсуждения ко второму чтению должны быть приняты важные решения, от которых будет зависеть финансовая состоятельность регионов и муниципалитетов.
Большой социальный подарок для наших граждан несут в себе положения новой главы о налоге на наследование и дарение, принятие которых также планируется на весеннюю сессию. Можно с уверенностью сказать, что новые правила налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, будут существенно более мягкими, чем действующие сегодня. По крайней мере прямые наследники будут освобождены от налогов.
К работе во втором чтении готова глава НК РФ «О водном налоге». Ожидается внесение Правительством РФ проектов глав Налогового кодекса о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц.
Планируем вынести на второе чтение предложенные правительством поправки в Бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений, поправки в главу 21 Налогового кодекса, предусматривающие снижение размеров ставки налога на добавленную стоимость.
Готовятся к обсуждению на пленарном заседании и законопроекты, связанные с административной реформой, социальной реформой. — Предпринимателей и производственников очень интересует, какие изменения планируется внести в Налоговый кодекс. Речь идет о ЕСН...
— Сегодня много говорится о том, что ставки этого налога слишком высоки и это является дестимулирующим фактором для легализации заработной платы. Поэтому будем рассматривать вопрос о снижении ставок данного налога. Соответствующий законопроект, внесенный группой депутатов, принят в первом чтении еще Госдумой третьего созыва. Им, в частности, предусмотрено снижение максимальной ставки этого налога с действующих 35,6 до 30%. Правительство предлагает доработать его ко второму чтению, снизив максимальную ставку до 26% и увеличив размер суммы, с которой начинается регрессия, со 100 до 300 тыс. руб. Конкретная величина снижения еще будет обсуждаться с учетом, в том числе, поправок, которые внесет правительство. Но концептуально снижение налоговой ставки уже поддержано Госдумой принятием данного законопроекта в первом чтении. Основная идея остается прежней — дальнейшее снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и стимулирование выхода доходов «из тени». Однако особое внимание комитет будет уделять вопросам формирования социальных внебюджетных фондов. Необходимо внимательно проанализировать расчеты, которые будут представлены Правительством РФ, и оценить последствия того или иного варианта снижения налоговой нагрузки на величину сумм, которые будут уплачены в фонды социального и медицинского страхования. Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы миллионов людей, пользующихся защитой государства. О пенсионерах мы должны помнить всегда.
Детального обсуждения конкретных обсуждений по ЕСН в Думе еще не было. Но мы надеемся на открытость Правительства РФ и ждем от него предложений по предварительному согласованию вариантов реформирования данного налога.
— Как вы считаете, нужно ли увеличить ставку налога на доходы физических лиц? Если да, то как можно это компенсировать?
— Действующая пропорциональная система налогообложения доходов граждан с налоговой ставкой в размере 13% является одним из серьезных результатов налоговой реформы. Она не должна меняться по крайней мере еще 10 лет, а может быть, и дольше, пока экономическая ситуация в стране и реальные доходы граждан не позволят ставить вопрос об увеличении подоходного налога. Неизменность в данном вопросе должна стать одним из факторов стабильности налогового законодательства, что чрезвычайно важно для развития экономики.
— Но, как известно, правительство готовит законопроект о налоге на имущество физических лиц. В частности, предполагается взимать налог, исходя из рыночной стоимости жилья, но снизить ставку до 0,1%. Увеличится ли в результате этого налоговая нагрузка на наших граждан?
— Предложения по налогообложению недвижимости имеют своей целью выровнять налоговую нагрузку в обществе. Сегодня, когда инвентарная и рыночная цены недвижимости могут отличаться в разы, создается ситуация, при которой владельцы дорогостоящих квартир в домах постройки прошлого века платят значительно меньший налог, чем собственники стандартных квадратных метров в панельных застройках. Однако при обсуждении таких предложений депутатами обязательно будет обсуждаться проблема защиты малообеспеченных граждан. В этой связи, безусловно, будут внимательно рассмотрены вопросы о налоговом вычете, ориентированном на социальную норму жилья, и о налоговых льготах.
— Говорят, что вы уже приступили к подготовке бюджета на следующий год...
— Да, это так. Уже началась подготовка к формированию трехсторонней комиссии по подготовке бюджета на 2005 год. Считаю, что в условиях рыночных отношений не должна ослабевать экономическая роль федерального бюджета. Применяя различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы (субсидирование из предприятий и отраслей, предоставление государственных кредитов и гарантий и так далее), государство может использовать федеральный бюджет в качестве эффективного инструмента реализации структурной политики, позитивного изменения важнейших макроэкономических пропорций. Перед комитетом стоит важная задача тщательно продумать структуру и механизмы нового бюджета, чтобы он действительно выполнял свою роль в воспроизводственном процессе, обеспечении финансовой и экономической стабильности в стране.
Важная роль в этом плане придается рабочим комиссиям по различным направлениям с привлечением депутатов из всех комитетов. Это, в частности, комиссия по ипотеке, по пенсионной реформе и другие.
Сама структура комитета построена таким образом, что позволяет подходить дифференцированно к каждой стороне законодательной проблемы. У каждого подкомитета свой участок работы, что дает возможность законодателям специализироваться по той или иной теме, становиться профессионалами своего дела. Объект исследования каждый подкомитет уже знает профессионально. Главное, что все члены комитета и аппарат настроены на серьезную и продуктивную работу.
Справка «Бюджета»
Васильев Юрий Викторович, родился 1 мая 1951 г. в г. Калинине. В 1974 г. окончил экономический факультет Ростовского государственного университета. В 1984 г., после окончания очной аспирантуры Ленинградского госуниверситета, защитил диссертацию на звание кандидата экономических наук. Преподавал в вузах, занимался научной деятельностью. В 1995 г. защитил докторскую диссертацию. В 1998 г. присвоено звание профессора. Действительный член Академии социальных наук. В 1998 г. окончил юридический факультет Ставропольского госуниверситета по специальности «юриспруденция». С 1992 г. назначен, а затем избран главой города Пятигорска Ставропольского края. Избиратели 12 лет подряд оказывали доверие как мэру Пятигорска, избирая на этот пост. Был депутатом Государственной Думы Ставропольского края, председателем комитета по бюджету, банкам и финансам. Возглавлял Контрольносчетную палату Ставропольского края. С декабря 2003 г. — депутат Госдумы РФ, председатель Комитета по бюджету и налогам. Член партии «Единая Россия». Награжден орденом Дружбы и медалью «За заслуги в проведении всероссийской переписи населения». Женат, имеет дочь.
Беседовал Василий ТРЕСКОВ
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.