В Алтайском крае прошло расширенное заседание секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» НП «Сообщество финансистов России». Основной темой для обсуждения стали главные задачи бюджетной, налоговой политики в текущем году и на предстоящий плановый период.
В заседании секции приняли участие представители 32 субъектов РФ, муниципальных образований Алтайского края, депутаты Государственной думы РФ, Министерства финансов РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Рассказывая о том, какие изменения в бюджетной и налоговой политике произойдут в 2012–2014 годах, Н. С. Максимова, член Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, Председатель Совета Сообщества финансистов России, подчеркнула особую актуальность данного заседания. «Начинается нулевое чтение федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, в котором депутаты Госдумы РФ принимают активное участие, — отметила Н. С. Максимова. — До внесения законопроекта в Государственную думу мы работаем с Правительством РФ и пытаемся повлиять на формирование отдельных статей федерального бюджета как доходных, так и расходных, чтобы в лучшем режиме выстроить межбюджетные отношения. В связи с этим для нас очень важно знать мнение представителей регионов и их видение существующих проблем», — подчеркнула депутат Госдумы.Налоговых потрясений не будет
По словам Н. С. Максимовой, каких-то особых налоговых потрясений в 2012 году не ожидается, хотя определенные изменения в налоговое законодательство будут внесены. На рассмотрении в Государственной думе находятся два законопроекта, которые приведут к уменьшению доходной части бюджетов регионов и муниципальных образований. В частности, законопроект об увеличении налогового вычета на детей для семей, имеющих трех и более детей. Принятие данного закона обернется для региональных и муниципальных бюджетов выпадающими доходами по налогу на доходы физических лиц. И хотя одновременно с повышением вычета на детей отменяется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., которым могли воспользоваться все налогоплательщики до тех пор, пока их доход не превысит 40 тыс. руб., тем не менее пока неясно, будут ли таким образом компенсированы выпадающие доходы соответствующих уровней бюджетов, то есть достигнут баланс.
Определенные изменения ожидаются и по налогу на прибыль. Нововведения будут посвящены поддержке всевозможных инноваций, что также приведет к относительному снижению налога на прибыль. Одновременно готовится законопроект по акцизам, который предусматривает увеличение акцизов на табак, алкогольную продукцию в два-три раза, что будет способствовать некоторому увеличению доходной базы. Правда, пока не определено, будут ли пересмотрены нормативы по алкогольной продукции, которые влияют на поступление доходов в соответствующие бюджеты субъектов РФ. «Сейчас мы обсуждаем этот вопрос с Министерством финансов РФ», — сообщила Н. С. Максимова.
Как отметила депутат, все изменения, которые вносятся в Налоговый кодекс, в конечном итоге ведут к увеличению доходов всех уровней бюджета, однако вместе с тем растут и расходы. И, к сожалению, эта тенденция роста связана не только с инфляцией, но и с тем, что на федеральном уровне принимаются решения, которые не предполагают передачу доходов на уровень регионов и муниципальных образований. В результате возникает разрыв между доходами и расходами, увеличивается нагрузка на бюджеты, порождающая сложности в решении региональных и муниципальных задач. «Мы это хорошо понимаем и стараемся решать вопросы по финансово необеспеченным мандатам», — прокомментировала ситуацию Н. С. Максимова. Осложняют финансовую ситуацию субъектов и возникающие дополнительные расходы. К примеру, вторая индексация заработной платы работникам бюджетной сферы. При этом Президент РФ объявил об индексации зарплаты не только учителей, но и медицинских работников. Регионам придется изыскивать необходимые средства. Подобные сложности связаны и с организацией дорожных фондов.
Рассказывая о предстоящих законодательных изменениях, Н. С. Максимова подчеркнула, что сегодня идет завершающий этап принятия законопроектов. Таким образом, это дает основание надеяться, что не повторится прошлогодняя ситуация, когда субъекты РФ в конце года были вынуждены вносить поправки в уже принятые законы о своем бюджете в связи с изменением налогового законодательства.
Тему предстоящих изменений законодательных норм о НДФЛ продолжила Д. С. Хворостухина, начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ. По ее словам, Министерство финансов РФ подготовило проект закона, который касается полномочий субъектов по закреплению единых нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц за местными бюджетами (ст. 58 БК РФ). В частности, планируется закрепить за субъектами обязанность по передаче в местные бюджеты не 10, а 20 % НДФЛ, одновременно снизив норматив, который закреплен Бюджетным кодексом за городскими округами и муниципальными районами. Также предлагается рассмотреть целесообразность внесения изменений в распределение НДФЛ между районами и поселениями, дав субъектам РФ право на закрепление иных единых нормативов, исходя из бюджетной обеспеченности поселений и районов.Межбюджетные отношения требуют корректировки
Минфину России поручено подготовить законопроект по совершенствованию межбюджетных отношений на региональном уровне, который должен быть внесен в Правительство РФ 1 сентября. Законопроект будет содержать ряд предложений, которые, по мнению Д. С. Хворостухиной, требуют широкого обсуждения. Это касается объемов предоставления межбюджетных трансфертов, их форм (обусловленных и необусловленных трансфертов). Предлагается установить требования к определению объемов фонда финансовой поддержки муниципальных образований, которые будут базироваться на том, что субъект должен выравнивать бюджеты муниципальных образований до определенного уровня, установленного законом. Также рассматривается возможность предусмотреть в Бюджетном кодексе требование о том, чтобы этот уровень не снижался.
Кроме того, в части регулирования обусловленных и необусловленных трансфертов предлагается рассмотреть возможность закрепления нормами Бюджетного кодекса пропорций соотношения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидий. Это делается для ограничения предоставления муниципальным образованиям целевых трансфертов в рамках поручения руководства страны по увеличению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления при распределении полученных ими трансфертов.
Следующие изменения касаются ст. 136 Бюджетного кодекса. В частности, ее действие планируется распространить на все муниципальные образования независимо от того, являются они прямыми получателями межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ или нет. Кроме того, рассматривается возможность дать субъектам РФ право приостанавливать предоставление субвенций поселениям и районам в случае выявления фактов нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Новые показатели оценки качества межбюджетных отношений
По словам Д. С. Хворостухиной, сегодня большое внимание уделяется совершенствованию оценки качества управления региональными финансами. В частности, планируется увеличить количество показателей оценки качества межбюджетных отношений. Сегодня, как известно, в данном сегменте действует пять показателей. Новые будут касаться предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В действующий перечень показателей соотношения дотаций и субсидий планируется включить показатели соотношения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и доходов по дополнительным нормативам к дотации на сбалансированность, сделав средневзвешенную оценку по типам муниципальных образований.
Второй показатель касается соблюдения требований, установленных ст. 139.1 Бюджетного кодекса. Планируется оценивать качество межбюджетных отношений в рамках соблюдения бюджетного законодательства: до 1 января 2012 года — без учета сбалансированности бюджетов, после 1 января — с учетом дотации на сбалансированность. Кроме того, рассматривается возможность введения отдельного показателя оценки качества выравнивания бюджетной обеспеченности. То есть будет производиться оценка разрывов в бюджетной обеспеченности пяти наиболее обеспеченных и пяти наименее обеспеченных муниципальных образований после выравнивания их бюджетов.
В части субсидий планируется рассмотреть целесообразность введения показателей по оценке соотношения субсидий, предоставляемых на инвестиционные цели, и субсидий текущего характера. Это позволит более эффективно оценивать существующий показатель соотношения дотаций и субсидий тех субъектов РФ, у которых существенное превышение субсидий над дотациями связано с региональными целевыми программами и с программами развития инфраструктуры.
В части предоставления средств, связанных с делегированием государственных полномочий на муниципальный уровень, планируется рассмотреть индикатор, который, с одной стороны, определяет средневзвешенный показатель удельного веса субвенций в объеме доходов муниципальных образований, с другой стороны — количество передаваемых полномочий и то, насколько эти полномочия значительны по расходам. Это позволит оценить, насколько органы местного самоуправления загружены государственными полномочиями и нацелены на исполнение вопросов местного значения.
Налоговые льготы? Вопрос риторический
Вопрос об оптимизации налоговых льгот уже становится риторическим. О том, какие подвижки произошли в его решении, рассказал А. С. Кизимов, начальник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ. По его словам, в рамках подготовки налоговой политики в этом году рассматривалась отмена федеральных льгот в части налога на имущество в отношении линейных объектов: магистральных трубопроводов, линий электропередачи, железнодорожных путей. Дополнительные доходы, которые должны были бы поступить в региональные бюджеты в связи с отменой налоговых льгот для этих объектов, оценивались в 130 млрд руб. Вместе с тем другие расчеты показали, что отмена этих льгот очень резко повысила бы тарифы на услуги железнодорожных перевозок. В результате принято решение о нецелесообразности отмены данных льгот.Был проведен мониторинг действующих льгот по другим налогам. Анализ перечня льгот показал, что на самом деле не так уж много льгот, которые можно отменить, поскольку они носят социальный характер. Очень многие льготы являются частью налоговой системы. Например, освобождение от НДС банковских операций. Как отметил А. С. Кизимов, большое внимание будет уделено проведению оценки эффективности налоговых льгот. В текущем году оценка будет дана льготам, предоставленным инновационному сектору. Кроме того, в дальнейшем предполагается рассматривать налоговые льготы как выпадающие доходы бюджетов и при представлении проектов законов о бюджете на очередной год на всех уровнях государственной власти составлять отчет, в котором будет оценен объем таких выпадающих доходов.
«Могу сказать, что льготы являются очень важным инструментом инвестиционной привлекательности регионов», — отметил А. С Кизимов. По его словам, было проведено исследование того, льготы по каким налогам оказывают наибольшее влияние на инвесторов. Как оказалось, это налог на имущество, являющийся одним из основных налогов для компаний, поскольку существенный рост выплат по данному налогу снижает эффективность инвестиционных проектов. Инвесторы оценивают свои проекты исходя из срока окупаемости и внутренней нормы доходности.
Здравоохранение в свете нового закона
Как известно, в конце прошлого года был принят Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который задал вектор развития здравоохранения на перспективу. Как отметила С. А. Карчевская, заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования, реализация данного закона делится на три этапа. Первый — это то, что происходит сейчас, а именно организационное построение. Второй этап начнется с 2012 года, он связан с разграничением полномочий. Третий начнется с 2013 года и будет посвящен переходу на одноканальное финансирование отрасли.Перераспределение полномочий — это важнейшая новация данного закона. Федерация взяла на себя обязательство не только по установлению базовой программы по здравоохранению (которую ежегодно принимает Правительство РФ), но и по ее финансовому обеспечению. Также изменились финансовые потоки и механизмы финансового обеспечения деятельности фондов обязательного медицинского страхования: 51 % — это средства ОМС, остальное обеспечивают бюджеты регионов. Поскольку сегодня взят курс на политику организации здравоохранения по страховому принципу, то размер страхового тарифа должен быть установлен на таком уровне, чтобы он финансово обеспечивал лечение при наступлении страхового случая. Этот принцип действует во всем мире.
Трудным было принятие решения и об увеличении страховых платежей до 5,1 %, централизация которых будет осуществляться с 2012 года в ФОМСе. Именно их централизация позволит финансово обеспечивать базовую программу и введение с 2012 года единого страхового тарифа на неработающее население. И вопрос о том, каков будет размер данного тарифа, очень волнует региональных финансистов. По количеству неработающего населения субъекты РФ очень различаются. Если в целом по России работающего населения 40,9 %, а неработающего 59 %, то в регионах Северо-Кавказского федерального округа работающего населения всего около 10 %. По словам выступающей, чтобы учесть все эти нюансы, проводятся сложнейшие финансово-экономические расчеты по установлению нормативов, которые близятся к завершению.
***
По предложенным темам состоялся активный обмен мнениями, в котором приняли участие: В. Г. Притупов, заместитель губернатора, председатель Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Е. И. Локтикова, заместитель губернатора Брянской области — начальник Финансового управления, Е. А. Перминова, заместитель губернатора Курганской области — начальник Финансового управления, В. И. Авдеева, министр финансов Калужской области, И. В. Скобелев, начальник департамента бюджета и финансов Смоленской области, Н. И. Баганин, первый заместитель министра финансов Оренбургской области, Т. П. Мещанинова, заместитель председателя комитета финансов Санкт-Петербурга, Н. В. Товкач, заместитель министра финансов Омской области, В. Н. Артамонова, заместитель начальника Департамента финансов Вологодской области, М. О. Лебедева, начальник управления бюджетной политики Министерства финансов Нижегородской области и др.
По результатам семинара принято решение, которое включило в себя предложения по формированию бюджетов на 2012 год и последующие годы, а также поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам.