Версия для печати 5086 Материалы по теме
Результаты нужно планировать

Валерий Соколов
О роли программно-целевого метода в муниципальном управлении и практике его применения в городском округе «Город Хабаровск» — Валерий Евгеньевич СОКОЛОВ, директор Финансового департамента администрации Хабаровска.

Хорошая база

Значимым шагом в осуществлении финансовой политики, проводимой администрацией Хабаровска, стала утвержденная городской думой Программа реформирования системы управления муниципальными финансами на 2006–2008 годы. Кроме того, принят и действует среднесрочный финансовый план на 2011–2013 годы, составленный по вновь разработанным нормативно-правовым и законодательным актам с учетом показателей доходов, расходов по основным статьям бюджетной классификации, с указанием объемов долга в среднесрочной перспективе. Эти решения стали хорошей базой для перехода на программно-целевые методы бюджетного планирования, обеспечивающие прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования. Расширение сферы применения и повышения качества программно-целевых методов бюджетного планирования осуществляется путем использования в бюджетном процессе города ведомственных целевых программ. При формировании ведомственных целевых программ на 2011–2013 годы более точно и качественно сформулированы их целевые индикаторы и установлены показатели достижения результата, что впоследствии даст возможность провести оценку исполнений как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Актуальность применения ведомственных целевых программ в практике программно-целевого бюджетирования подтверждается разработанной Министерством финансов РФ и одобренной Правительством РФ Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Программный метод как инструмент управления имеет ряд преимуществ, обеспечивает одновременное решение нескольких задач. Это:

  • планирование целей и желаемых результатов;
  • расчет потребности ресурсов для каждого мероприятия в отдельности, для комплекса мероприятий по этапам реализации и в целом по программе на весь срок ее реализации;
  • планирование деятельности исполнителей мероприятий в ключе программных задач и составление баланса ресурсов в системе стратегических целей;
  • планирование ресурсов из различных источников в формате аналогичных программных целей.

Процент исполнения высокий

Важнейшими задачами для администрации города является обеспечение финансирования приоритетных направлений расходов бюджета Хабаровска, сохранение социальной стабильности, привлечение для реализации городских программ федеральные и краевые средства. Очень важно не заморозить строительство социально значимых объектов.

В 2009 году было запланировано финансирование 30 ведомственных целевых программ на сумму 3205 млн руб. В 2010 году на территории городского округа действовали 44 целевые программы, подкрепленные бюджетным финансированием, в том числе: пять долгосрочных целевых программ, четыре городские целевые программы, две муниципальные адресные, три программы муниципальных унитарных предприятий и 30 ведомственных целевых программ, включая две аналитические программы ведомств. Плановые назначения всех реализуемых в 2010 году программ составили 3600 млн руб. Из них 2848 млн руб. приходилось на финансирование ведомственных целевых программ. Фактическое исполнение программ в 2010 году составило 99 %. Большинство программ, в особенности ВЦП, реализованы в 2010 году. В связи с этим структурные подразделения администрации города провели большую работу по разработке новых программ, направленных на решение наиболее актуальных проблем. Необходимо отметить, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, достигнут высокий процент исполнения бюджетных обязательств, а также сохранилась ориентация программных расходов бюджета города на выполнение важных социальных обязательств.

В 2011 году запланировано к реализации 46 программ, подкрепленных финансовыми потоками из бюджета города на сумму 4371 млн руб., в том числе 33 ведомственные целевые программы, восемь долгосрочных, три городские целевые программы, одна муниципальная адресная программа, а также две инвестиционные программы, одна из которых принята в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Разработаны проекты долгосрочных целевых и муниципальных адресных программ. Таким образом, в бюджете города программные расходы составляют 34,5 %. При этом расходы на реализацию ведомственных целевых программ составляют 26,1 % бюджетных расходов.

С 2011 года по отрасли «Образование» планируется реализация пяти ведомственных программ в продолжение тех, срок реализации которых закончился в 2010 году, а именно: «Развитие системы дошкольного образования города Хабаровска на 2011–2013 годы»; «Развитие материально-технической базы образовательных учреждений города Хабаровска на 2011–2013 годы»; «Развитие единой информационно-коммуникационной среды муниципальной системы образования города Хабаровска на 2011–2013 годы»; «Развитие системы питания учащихся в общеобразовательных учреждениях города Хабаровска на 2011–2013 годы»; «Развитие системы дополнительного образования детей города Хабаровска на 2011–2013 годы». В области молодежной политики начинается реализация шести программ.

Для молодежи и пенсионеров

С целью выполнения полномочий органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта была принята и реализована ведомственная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Хабаровске на 2008–2010 годы». Ее главные задачи:

  • обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта;
  • увеличение количества занимающихся в спортивных секциях;
  • организация предоставления дополнительного образования в области физической культуры и спорта (детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивные клубы физической подготовки);
  • совершенствование материальной базы спорта и создание условий для организации досуга населения средствами физической культуры и спорта по месту жительства граждан.

Активно занимаются различными формами физической культуры и спорта более 113 тыс. жителей Хабаровска, или 19,6 % от общего числа жителей города (в 2008 году — 89 тыс. чел., или 15,5 %). С целью пропаганды здорового образа жизни ежегодно проводилось более 170 финальных городских соревнований, кроме этого, до 200 соревнований в округах и до 800 соревнований в жилых массивах. Затраты составили около 10 млн руб ежегодно. С целью усиления заинтересованности в занятиях спортом, повышения качества подготовки спортивного резерва ежегодно вручалось 10 стипендий мэра города лучшим спортсменам года и присуждались звания лауреатов премий мэра города трем молодым спортсменам до 21 года и их тренерам, а также 20 стипендий пловцам, зачисленным в группу «Молодые чемпионы».

Приоритетом администрации города остается социальная защита населения. В дополнение к мерам, обеспеченным федеральным и краевым законодательством, реализуется городская целевая программа социальной поддержки. Для поддержки старшего поколения утверждена целевая программа «Забота». Ее мероприятия предусматривают организационные меры и материальную помощь, в том числе строительство жилья пожилым гражданам, находящимся на пенсии. Мероприятия, реализуемые в рамках ведомственной программы «Развитие существующей системы предоставления услуг в сфере социальной работы с населением, оказываемых за счет бюджета городского округа „Город Хабаровск“, на 2008–2010 годы», направлены на создание условий для организации досуга отдельных категорий граждан, на поддержание семьи и предупреждение социального сиротства, поддержку семейного воспитания. За 2008–2010 годы благодаря комплексу проведенных мероприятий (создание реабилитационного пространства для семьи, помощь с трудоустройством, кодирование от алкогольной зависимости, оказание различных мер социальной поддержки, помощь в восстановлении документов) 927 детей не были помещены в учреждения интернатного типа и остались в кровных семьях. Экономический эффект составил около 700 млн руб.

С 2008 года в Центрах работы с населением внедрена инновационная форма работы: открыты отделения ранней коррекции детского развития, которые не имеют аналогов на территории Дальневосточного федерального округа. В ходе реализации данной программы в 2009 году в МУ «Центр работы с населением» создано отделение специализированного сопровождения семей несовершеннолетних матерей. Отделение оказывает услуги более чем 120 юным мамам и их детям.

Сегодня больше, чем вчера

На реализацию дополнительных мер социальной поддержки в 2010 году из бюджета городского округа направлено 24 643,7 тыс. руб., что в 1,1 раза больше аналогичного периода прошлого года. Эти средства позволили оказать помощь 17,6 тыс. человек, в том числе:

  • семи тыс. человек оказана материальная помощь на приобретение предметов первой необходимости, ремонт электробытовых приборов, замену электрической проводки на общую сумму 11 781,6 тыс. руб.;
  • в юбилейный год Победы все ветераны Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (9,8 тыс. чел.) получили единовременную материальную помощь в размере 1 тыс. руб. на человека, именные поздравления от мэра города и председателя городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов;
  • 288 ветеранов получили единовременную материальную помощь на ведение домохозяйства (в размере 5 тыс. руб. на одного получателя);
  • 300 долгожителей (90, 95 лет и старше) получили именные поздравления от мэра города и подарки;
  • 62 человека ежемесячно получают денежную выплату на оплату ЖКУ в сумме 1 тыс. руб., общая сумма затрат составила 630,9 тыс. руб..

Управление социальной работы с населением разработало аналогичную ведомственную целевую программу «Развитие существующей системы предоставления услуг в сфере социальной работы с населением, оказываемых за счет бюджета городского округа „Город Хабаровск“ на 2011–2013 годы». Управление культуры разработало три программы: «Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в городе Хабаровске на 2011–2013 годы», «Развитие библиотечного обслуживания в муниципальных библиотеках города Хабаровска на 2011–2013 годы», «Развитие системы дополнительного образования детей города Хабаровска в отрасли „Культура“ на 2009–2011 годы».

По отрасли «Здравоохранение» в 2010 году завершили свое действие семь программ. Период формирования бюджета 2011 года совпал с процессом внесения изменений в полномочия муниципалитетов в части организации медицинской помощи, в связи с чем определен переходный период до 1 января 2013 года. В настоящее время разработаны и утверждены четыре ведомственные целевые программы.

Внедрение програм­мно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления требует изменения формата составления и утверждения бюджета городского округа на основе новой бюджетной классификации. Переход к программной структуре бюджета города включает широкий комплекс мероприятий. В их числе:

  • внесение изменений и дополнений в порядок разработки, реализации и оценки эффективности ведомственных целевых и долгосрочных программ;
  • утверждение положения о докладах о результатах и основных направлениях (отчетах и планах) деятельности органов местного самоуправления;
  • внесение изменений в правовые акты городского округа в связи с изменением федерального законодательства в части вопросов составления проекта бюджета, планирования и осуществления бюджетных инвестиций, ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств;
  • определение перечня муниципальных программ и ответственных исполнителей;
  • разработка и утверждение новых муниципальных программ;
  • аналитическое представление программной структуры расходов бюджета городского округа на 2012–2014 годы в качестве нового приложения к пояснительной записке к проекту решения Хабаровской городской думы о бюджете города.

Виды на будущее

В рамках обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города в ближайшей перспективе планируется ряд мероприятий. А именно: необходимо определить порядок принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, в том числе в части повышения ответственности за подготовку (экспертизу) финансово-экономических обоснований проектов правовых актов. Также планируется решить вопрос совершенствования организации и методологии кассового прогнозирования исполнения бюджета города с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета городского округа за качество и соблюдение показателей кассового плана. Еще одна задача — внесение изменений в правовые акты городского округа в связи с изменением федерального законодательства в части уточнения формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с увязкой с реестром муниципальных контрактов и с введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств.

Для повышения эффективности деятельности городского округа «Город Хабаровск» ответственная бюджетная политика должна строиться на четком соблюдении таких принципов, как:

  • реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
  • формирование бюджета городского округа с учетом долгосрочного прогноза;
  • недопустимость увязки объемов расходов бюджета города с определенными доходными источниками;
  • полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество;
  • планирование бюджетных ассигнований исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
  • принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований;
  • принятие новых расходных обязательств с учетом сроков их реализации и принципов реализации (разовых или условно-постоянных);
  • соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
  • систематический анализ и оценка бюджетных рисков развития города.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития городского округа является повышение эффективности муниципального управления за счет совершенствования методов бюджетирования, перехода от планирования ресурсов к планированию результатов. Это должно способствовать полноценной реализации положений Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.

Поделиться