Версия для печати 14118 Материалы по теме
Зарождение государственного регулирования долговых отношений

Пахомов1
Мы продолжаем публиковать серию статей доктора экономических наук Сергея Борисовича ПАХОМОВА, посвященную развитию и совершенствованию системы долговых отношений. Его новая статья посвящена Древней Месопотамии.

Закон о справедливости

Около четырех тысячелетий назад общество Древней Месопотамии успешно выработало механизмы государственного регулирования ростовщической деятельности, а через нее и всей экономики. В числе этих методов были твердые ставки на кредит и система государственного кредитования частных лиц через уполномоченных агентов храмов и царского дворца, государственное принудительное ценообразование, периодическое освобождение кабальных рабов и возврат ранее проданной за долги недвижимости первоначальному владельцу.

Бесценными для анализа состояния института долговых отношений древности являются дошедшие до нас законодательные акты того времени. В наиболее полной форме о характере и содержании института долговых отношений, сформировавшегося в Древней Месопотамии, его роли в экономической жизни можно судить на основе Законов вавилонского царя Хаммурапи, относящихся к началу второго тысячелетия до нашей эры (1800–1750 гг. до н. э.).

Как и все владыки Месопотамии, правящие до него, Хаммурапи начал свое царствование с объявления Закона о справедливости, то есть отменил долги и простил недоимки своим подданным. Следует отметить, что общество Южной Месопотамии, где в начале второго тысячелетия до нашей эры складывалось Вавилонское царство, уже во многом отличалось от шумерского общества предшествующего тысячелетия. Главной задачей государства было поддержание укрепляющегося единства страны и создание условий для внешней военной экспансии. На достижение этой цели волей правителя направлялись все силы общества. Резко возросла роль государства в экономике. Доминировали крупные хозяйства, к которым относились хозяйства государственные, храмовые, царя и вельмож, крупных чиновников. К мелким хозяйствам относились хозяйства общинников, рядовых служащих, обрабатывающих государственные или храмовые земли, земледельцев, обрабатывающих государственные и храмовые земли за долю от урожая. Производство мелких хозяйств носило натуральный характер. Излишки продуктов, которые могли служить товарами для торговли, накапливались в крупных хозяйствах. Такими излишками, прежде всего, располагало государство.

Новые законы для укрепления государства

Увеличение масштабов присутствия государства в экономике вело к усилению государственного сектора и управленческого аппарата. Крупные государственные и храмовые хозяйства были экономически замкнуты и изолированы, а мелкие — тем более, и общество выработало новые способы и методы экономического регулирования, направленные на поддержание своей стабильности и собственного воспроизводства. В числе основных методов, частично унаследованных от древнего шумерского общества, а частично появившихся уже в вавилонские времена, лежала прежде всего система государственного регулирования ссудно-заемной и ростовщической деятельности, которая и определяла содержание института долговых отношений той эпохи.

Законом устанавливались твердые ставки процента и система государственного кредитования частных лиц (через чиновников — тамкаров, которые были сборщиками налогов, но одновременно ведали торговыми и другими денежными доходами государства). Периодически по государственному указу первоначальному владельцу возвращались некоторые виды недвижимости, проданной за долги, и освобождались кабальные рабы. Имело место государственное принудительное ценообразование.

Законы Хаммурапи — первые известные в истории человечества законы, в систематической и последовательной форме отражающие социально-экономические отношения и институты той далекой эпохи. «Перед нами проходит картина большого культурного государства, с обществом, уже пережившим все предварительные стадии своего развития. Центральная власть уже уничтожила в нем местные династии, вместо благородного поставила чиновного, порвала с родовым или племенным строем, упразднила кровную месть и через своих агентов заботится о благосостоянии народа, о подъеме земледелия, торговли, водных сообщений. Государство по идее — мировое, поэтому все свободные подданные равны перед законом... закон не знает ни пришельцев, ни инородцев», — писал известный русский историк Б. А. Тураев.

Судя по этим законам, деятельность Хаммурапи была направлена на всемерное усиление государственной власти в экономике и политике с одновременным установлением жестких ограничений для частной экономической инициативы, включая прежде всего ростовщичество и торговлю. Показательно, что из дошедших до нас 282 статей Законов Хаммурапи, регулирующих практически всю сферу имущественных, социальных, семейных, правовых отношений, включая нормы уголовного права, 34 статьи непосредственно и в деталях регулируют долговые отношения. Кроме этого еще несколько десятков статей косвенно связаны с займами, поскольку регулируют отношения купли-продажи земли, аренды, поручения, хранения, торговли, деятельность торговых товариществ. Это подтверждает важность института долговых отношений для всего жизненного и экономического уклада общества Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи создали в Месопотамии стабильную правовую и регулятивную среду в сфере долговых отношений примерно на тысячелетие вплоть до эпохи Персидского Царства VII века до нашей эры.

Передовой опыт

Законы Хаммурапи, сформировавшиеся на основе систем законодательства Древнего Шумера, оказывали колоссальное влияние на развитие систем законодательства в соседних странах и в последующие эпохи. Достаточно сказать, что этим законодательством вводятся кроме частных лиц такие субъекты права, как храм и дворец, то есть в современной терминологии юридические лица. В частности, тесная связь между обычаями, законодательством и религией в древнюю эпоху вела к их взаимопроникновению и взаимному влиянию. Под влиянием систем законодательства Месопотамии сложились и вошли в мировую цивилизацию через Библию и христианство десять заповедей и законы Моисея. Законодательство Хаммурапи стало источником некоторых законодательных установок Пятикнижия, в том числе и требования отпускать на седьмой год из долгового рабства единоверцев.

Как свидетельствуют многочисленные хозяйственные и юридические документы той эпохи, деятельность частных ростовщиков и торговцев стала подлинным бичом для беднейших слоев населения. В этой части законодательство Хаммурапи исходило из интересов свободного населения страны. Однако попытки затормозить объективное экономическое и историческое развитие только волей верховного властителя были обречены на провал. Имело место массовое уклонение от исполнения законодательства Хаммурапи, несмотря на содержавшиеся в нем жестокие наказания.

Борьба со злоупотреблениями

В области долговых отношений Законы Хаммурапи были направлены на ограничение злоупотреблений со стороны кредиторов и ростовщиков. Это классический пример установления государством формальных ограничений при формировании института долговых отношений. В ту эпоху кредиторы регулярно принуждали своих должников отдавать им в фиктивную аренду свою землю в счет уплаты долга, причем и землю, на которой уже созревает урожай. Доход кредитора от такой аренды мог намного превышать сумму долга вместе с процентами. Такие злоупотребления Законами Хаммурапи были запрещены (ст. 49–51, 66). Хаммурапи стремился предотвратить обезземеливание воинов и свободных земледельцев, которые получали земли из царского фонда и были экономической и военной основой государства. Такие земли запрещалось отчуждать в ходе долговых сделок, и они не могли быть предметом залога (ст. 34–39). Содержалось в законодательстве и положение о том, что должник в случае неурожая имел право переписать долговую расписку на следующий год и таким образом получить пролонгацию долга (ст. 48).

Хаммурапи законодательно установил предельный размер ссудного процента: 33,3 % в случае ссуд хлебом и 20 % при ссудах серебром (ст. 89). Утвердив такие предельные ставки, он следовал практике, сложившейся в Месопотамии примерно с 3000 года до н. э. Именно такие процентные ставки держались здесь со времен Древнего Шумера. Кредитор, взыскавший более высокий процент, «теряет то, что дал» (ст. 91). Была определена мера ответственности кредитора за мошенничество при выдаче кредита и получении задолженности с процентами (обвес) (ст. 94), а также преду­сматривалось присутствие контролера из числа государственных чиновников при заключении долговых сделок (ст. 95). При нарушении этих статей сделка считалась ничтожной и кредитор терял и ссуду, и проценты. В случае возникновения трудностей должник имел право рассчитаться с кредитором любыми материальными ценностями, а не только тем, что взял взаймы. Например, полученное взаймы серебро или хлеб можно было при свидетелях вернуть любым движимым имуществом (ст. 96). Такое урегулирование долга (имуществом вместо денежных средств) широко встречается и сейчас. Самоуправное изъятие имущества в счет погашения долга каралось утратой прав на получение кредитором долга с возвращением должнику всего изъятого (ст. 113).

Заложники

В Законах Хаммурапи была сделана попытка ограничить долговое рабство. Свободнорожденный человек, отданный в рабство за долги, подлежал освобождению через три года (ст. 117). Предусматривались меры по защите так называемых заложников, передаваемых кредитору в обеспечение возврата долга. В отличие от кабальных рабов они не отрабатывали долга, а фактически содержались кредитором в долговой тюрьме. Если такой заложник умирал в доме кредитора от плохого обращения, долг аннулировался, а кредитор отвечал за его смерть (ст. 116). Власть тамкара (ростовщика) над заемщиком ограничивалась обязательным присутствием государственного контролера и свидетелей при оформлении договора займа. Иначе заимодавец терял право на взыскание. Предусматривалось обеспечение займов залогами, которые также подробно регулировались. В ряде случаев под договором займа требовалась подпись жены заемщика — муж не мог самостоятельно отдавать в залог общее имущество.

Законы подтверждают, что Хаммурапи, несомненно, стремился поддержать обедневших и попавших в долговую кабалу свободных земледельцев, составлявших основной податной слой государства и поставлявших воинов в армию. Это было попыткой расширить социальную базу, на которую царь мог бы опереться при создании стабильного объединенного государства. Очевидно, что его законы, ограничивающие ростовщичество, не могли решить вопрос о кабальных зай­мах, которые стали основной проблемой той эпохи. Положения о недействительности долговых сделок на условии процента выше 1/3 суммы основного долга были явно утопическими. Человек, семья которого стоит на пороге голодной смерти, не будет отказываться от ссуды под более высокие проценты и доносить на кредитора, поскольку рискует никогда больше не получить в долг и, следовательно, просто погибнуть.

Небожественные откровения божества

Законы Хаммурапи, несмотря на то что они представляются как откровение верховного божества вавилонян Шамаша, вручившего их по преданию царю, не стоят на теократической основе, чужды религиозного и морализирующего элемента и тем самым отличаются от других древневосточных кодексов, не различающих права от обычая и нравственности. Кодексу Хаммурапи чуждо понятие преступления как греха, нарушения воли Бога. Его законы утилитарны и рассматривают проступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства. В этом отношении вавилонский свод законов резко отличается от законодательства Моисея с его ярко выраженным религиозным оттенком.

Основными кредиторами в вавилонском государстве времен Хаммурапи (как и во всех древних государствах Месопотамии) являлись государственные чиновники и храмы, поэтому защитить свои даже законные интересы в ростовщической среде, составлявшей одновременно основу государственного аппарата и связанной круговой порукой, должнику было практически невозможно. Положения Закона об освобождении из долгового рабства на четвертый год не имели в реальности большого значения, поскольку освобождаемый оказывался таким же неимущим, как и до долговой кабалы. Поэтому он неизбежно должен был или заключать новый кабальный договор, или идти под «защиту» царского или храмового хозяйства, превращаясь фактически в государственного или храмового раба, вынужденного обрабатывать царскую землю до конца жизни. Спустя несколько столетий долговая кабала уже становится основным источником рабства в Вавилонском царстве. Анализ дошедших до нас клинописных документов показывает, что захват рабов в результате военных походов уменьшается, в то время как количество закабаленных соплеменников все более возрастает. Долговая кабала перестает ограничиваться каким-либо сроком, исчезает сам термин «заложник» из долговых документов.

Приведем как пример высокой степени развития и юридической формализации института долговых отношений той эпохи дошедший до нашего времени текст типичного долгового контракта из Древней Вавилонии, который датируется примерно 1820–1760 годами до н. э.: «10 сиклей серебра за ЛуНуска Эридуливвир имеет. ЛуНуска 2 га поле из своего служебного надела Эридуливвиру передал. До того дня, когда серебро он возвратит, Эридуливвир полем пользуется и платеж — миксу (налог) дворцу он должен выплачивать. Когда серебро он принесет, поле свое вернет». В этом долговом контракте, несмотря на его краткость, содержатся все необходимые определяющие условия: сумма долга, условия залога (фактическая передача имущества в пользование заимодавцу), стоимость займа (весь доход от использования заложенного участка земли за вычетом налогов) и условия прекращения долгового соглашения (возврат всей взятой взаймы суммы). Можно предположить, что должником был член военного сословия, получивший используемый в качестве залога надел земли от государства за свою службу.

Очень показательны в этом отношении документы того времени из архива некоего Эллилькидинни, храмового администратора, крупного ростовщика и рабовладельца из вавилонского города Ниппур. «Мужчину Ибашшиилу, цена 10 сиклей золота, мужчину Эламита, цена 10 сиклей золота, женщину Бурбукту, цена 7 сиклей золота, женщину Синабушу, цена 7 сиклей золота, женщину Шикабтат, цена 7 сиклей золота, женщину Нухибату, цена 7 сиклей золота, женщину Дипарша-намрат, цена 7 сиклей золота, девочку Инна-Иссин-рабат, цена 3 сикля золота, — всего 8 амелуту (рабов), цена 5/6 мины 8 сиклей золота» (4,35 кг серебра) покупает Эллилькидинни у неких двух братьев. Платит же не он, а четверо его должников, которые взамен золота вносят: один — 120 курру ячменя (25 тыс. литров!), другой — пять волов, третий — пять ослов, четвертый — 40 кг шерсти.

Другие документы позволяют сделать вывод, что Эллилькидинни (как, очевидно, и другие подобные ему храмовые и царские чиновники) занимался крупными спекуляциями, активно и успешно обращая в рабство своих должников и зависимых от них людей, скупая и переуступая рабов через регулярные долговые сделки. В дальнейшем эта практика привела к подрыву экономической основы существования Вавилонского царства, его ослаблению и завоеванию Персией.

Поделиться