Версия для печати 8492 Материалы по теме
Бюджет как инструмент повышения эффективности государственного управления

кацуба
Проводимая правительством Хабаровского края бюджетная политика направлена на создание необходимых условий для обеспечения устойчивых темпов роста региональной экономики, улучшения качества жизни населения края. Александр Станиславович КАЦУБА, заместитель председателя правительства Хабаровского края — министр финансов

В 2011 году консолидированный бюджет Хабаровского края имеет следующие основные параметры: доходы — 76,7 млрд руб., расходы — 79,7 млрд руб. Уровень дефицита по отношению к собственным доходам составляет 5 %, что свидетельствует об устойчивом финансовом положении региона. Устойчивое финансовое положение — результат системной работы правительства края по обеспечению долгосрочной сбалансированности бюджета, реалистичности его показателей.

Разработка и исполнение краевого бюджета, среднесрочного финансового плана осуществляются на основе прогноза социально-экономического развития, Стратегии развития края на период до 2025 года и Основных направлений деятельности правительства края на период 2011–2015 годов. Ежегодной практикой при формировании проекта бюджета стала инвентаризация действующих расходных обязательств, их проверка на соответствие полномочиям края. Долгосрочная сбалансированность, реалистичность и устойчивость бюджета повышаются благодаря применению надежных экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования.

Одним из важных инструментов обеспечения экономической и финансовой стабильности является продуманная и взвешенная долговая политика правительства края, которая жестко ориентирована на минимизацию долговых обязательств краевого бюджета и расходов на обслуживание государственного долга. Основные цели долговой политики — недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении краевого бюджета, поддержание размеров и структуры государственного долга края в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения обязательств по его погашению и обслуживанию. Это достигается за счет повышения оперативности управления, обеспечения надлежащего качества прогнозирования и минимизации рисков для краевого бюджета. Например, оказание гарантийной поддержки края осуществляется при условии удовлетворительного финансового состояния принципалов, по обязательствам которых предоставляются государственные гарантии, наличия у них высоколиквидного обеспечения возвратности бюджетных средств в случае исполнения гарантий.

Министерство финансов края постоянно следит за ходом исполнения краевого и консолидированного бюджета с целью своевременного прогнозирования кассовых разрывов и принятия мер по их ликвидации. Это гарантирует стабильное финансирование сезонных расходов, своевременное и полное выполнение принятых обязательств.

Доходы бюджета

Налоговые и неналоговые доходы бюджета Хабаровского края составляют 79 % от общего объема доходов. Свыше 80 % налоговых доходов обеспечивается за счет налогов на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество, акцизов. Эти виды налогов наиболее сложны в администрировании. Поэтому органы исполнительной власти края первостепенное значение уделяют работе по исполнению доходной части консолидированного бюджета и укреплению налогооблагаемой базы. С этой целью систематически ведется мониторинг динамики и объемов поступления доходов. Начиная с 2000 года применяется практика установления задания по мобилизации доходов отраслевым структурам правительства края по видам экономической деятельности, закрепленным за ними. Для организации выполнения установленных заданий по мобилизации доходов отраслевые министерства и комитеты региона тесно взаимодействуют с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории края, в том числе с филиалами межрегиональных компаний, формирующих финансовый результат за пределами края.

Ежегодно разрабатывается специальный план по обеспечению собираемости доходов и их росту, основанный на взаимодействии с силовыми структурами, налоговыми органами, муниципальными образованиями. Данный план содержит комплекс мероприятий экономического, организационно-административного и фискального характера.

Одним из приоритетных направлений деятельности по наполнению бюджета является снижение налоговой задолженности. Функции координатора этой работы осуществляет министерство финансов края. В регионе наработана нормативно-правовая база, выстраивающая схему взаимодействия фискальных и силовых ведомств, структур правительства края, муниципальных образований. Органами исполнительной власти края, муниципальными образованиями ежемесячно проводится работа с должниками, определяются причины образования недоимки и меры по ее снижению. Комплекс мер, направленных на урегулирование налоговой задолженности, позволил при росте налоговых поступлений в бюджет края с 2000 по 2010 год в 5,9 раза снизить недоимку в три раза. Наряду с фискальными мерами правительство края ведет политику по налоговому стимулированию. В 2010 году путем предоставления гарантий, налоговых преференций, поддержки малого бизнеса, финансирования строительства, реконструкции и ремонта дорог, объектов ЖКХ и бюджетной сферы в экономику края инвестировано 14 млрд руб.

Расходы бюджета

Расходы бюджета Хабаровского края ориентированы на создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, развития и модернизации экономики, эффективности государственного управления, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития региона. Правительство края основное внимание уделяет сохранению социальной направленности расходов, безу­словному выполнению принятых обязательств, недопущению просроченной кредиторской задолженности. Важнейшим приоритетом являются инвестиции в человека, то есть в развитие образования, здравоохранения, культуру, социальную политику.

За 2008–2010 годы указанные расходы возросли в 1,2 раза и составили 64 % от общей суммы расходов, в 2011 году они составят 66 %. Меры, принимаемые правительством края, позволяют снизить расходы для отдельных категорий жителей региона на оплату услуг ЖКХ, организовать лекарственное обеспечение, оказание медицинской помощи, адресной помощи пожилым гражданам и семьям с детьми, обеспечить занятость населения. Общее число мер социальной поддержки, оказываемых в крае, в разрезе видов помощи, мероприятий и категорий граждан, установленных федеральным, краевым законодательством, нормативными актами, принятыми на местном уровне, составляет более 300.

В целях улучшения демографической ситуации разработана краевая целевая программа «Развитие семейной политики на 2012–2014 годы» и приняты два закона Хабаровского края, направленные на предоставление мер государственной поддержки многодетным семьям. Семьи, родившие после 1 января 2011 года третьего и каждого последующего ребенка, имеют право с 2013 года распорядиться краевым материнским (семейным) капиталом, размер которого составляет 200 тыс. руб. Исходя из прогноза рождаемости, ежегодно краевой материнский капитал на улучшение жилищных условий, образование и лечение будут получать более 2 тыс. семей.

В зоне особого внимания правительства края — совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы. Совместно с Хабаровским краевым объединением профсоюзов приняты решения о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда.

Расходы на жилищно-коммуналь­ное хозяйство также имеют социальную направленность. В удаленных северных территориях края экономически обоснованные тарифы для населения на тепло и электроэнергию значительно выше тарифов в районах с централизованным энерго­снабжением. Поэтому правительством края проводится политика выравнивания тарифов. В 2010 году субвенции из краевого бюджета позволили снизить платежи населения в зонах децентрализованного энергоснабжения за тепловую энергию на 45 %, за электрическую энергию — на 90 %.

Особенностями бюджетной политики правительства края являются планомерное наращивание объемов бюджетных инвестиций и их социальная направленность. Это строительство жилья, школ, больниц и десятки других объектов.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Одним из приоритетных направлений является поддержка малого и среднего предпринимательства. На региональном и муниципальном уровнях принят ряд нормативных актов, регламентирующих виды поддержки, условия и порядок их оказания. Предоставлены льготы по уплате налогов, по аренде и выкупу государственного и муниципального имущества, решены вопросы доступности финансовых ресурсов для предпринимателей через развитие микрокредитования, предоставление гарантий.

В 2011 году в рамках краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Хабаровского края на 2010–2012 годы» дополнительно привлекаются средства федерального бюджета. Указанные средства будут направлены на реализацию семи приоритетных направлений: капитализацию гарантийного фонда, мик­рофинансирование, гранты начинающим предпринимателям, повышение энергоэффективности на предприятиях малого бизнеса, поддержку действующих малых инновационных компаний, организацию обучения кадров и создание Центра поддержки экспортных предприятий. Такие вложения однозначно принесут свои положительные результаты.

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения правительства края с органами местного самоуправления нацелены на создание равных условий для социально-экономического развития муниципальных образований, повышение самостоятельности местных органов власти и ответственности за достижение лучших показателей в работе. На территории края находятся 233 муниципалитета, каждый из которых формирует бюджет. Неравномерность распределения налоговой базы и существенные различия в затратах на предоставление бюджетных услуг ведут к диспропорциям в бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В целях их устранения постоянно совершенствуется методика выравнивания бюджетной обеспеченности. Чтобы сделать распределение дотаций более объективным, мы стремимся включать в расчет как можно больше показателей, характеризующих вопросы местного значения.

Правительство края исходит из необходимости усиления влияния органов местного самоуправления на достижение устойчивых темпов экономического роста, проведение модернизации экономики, формирование инвестиционного климата, для чего им необходима прочная финансовая основа. Для этого в местные бюджеты поступают отчисления от транспортного налога по нормативу 50 %, что усиливает заинтересованность органов местного самоуправления к администрированию доходов, стимулирует их к укреплению налогового потенциала. В целях повышения отдачи от межбюджетных субсидий разрабатывается механизм их предоставления местным бюджетам преимущественно в рамках краевых государственных программ.

Повышение эффективности бюджетных расходов

Бюджетная политика правительства края на 2012 год и среднесрочную перспективу формируется в тесной взаимосвязи с проводимой административной и бюджетной реформой. Мы четко осознаем, что одним из важнейших условий повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, качества и доступности государственных услуг является эффективная организация государственных и муниципальных финансов. В результате реформ в крае создана целостная нормативная правовая база бюджетного процесса. Осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, применяется программно-целевой метод, в межбюджетных отношениях используются единые принципы и формализованные методики.

Вместе с тем результативность работы правительства края значительно снижает несистемный характер принимаемых мер. В соответствии со сложившейся ситуацией министерством финансов Хабаровского края разработана Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года. Программа предусматривает переход от среднесрочного финансового плана к составлению и утверждению краевого бюджета на трехлетний период начиная с 2014 года. Составление трехлетнего бюджета обеспечит еще более тесную увязку стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями.

Ключевым направлением программы является внедрение про­граммно-целевых принципов в бюджетный процесс. Правительством края определен перечень из 30 краевых государственных программ, утвержден порядок их разработки, реализации и оценки эффективности. Подготовка проектов краевых государственных программ завершится в марте 2012 года. Их применение в бюджетном планировании ожидается сразу после принятия федерального закона, регулирующего вопросы разработки и принятия государственных программ субъектов Российской Федерации, а также после внесения необходимых изменений в бюджетное законодательство.

Другим важным направлением является реструктуризация бюджетного сектора на основе положений Закона № 83-ФЗ. В целях обеспечения комплексного подхода к решению задач, необходимых для реализации указанного закона, министерство финансов края осуществляет мониторинг и координацию деятельности органов исполнительной власти региона, организует методическую и информационную поддержку главных распорядителей средств краевого бюджета и муниципальных образований. При планировании бюджетных ассигнований на 2012 год органами исполнительной власти края, осуществляющими функции и полномочия учредителя, утверждены порядки определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, на содержание имущества подведомственных учреждений. Сформированы проекты государственных заданий на 2012 год и нормативы их финансового обеспечения, уточнены ведомственные перечни государственных услуг, перечни недвижимого имущества и перечни особо ценного движимого имущества. В основном определена структура сети подведомственных учреждений, вносятся изменения в уставы учреждений, завершается принятие документов, необходимых для работы в новых условиях. По предварительным данным, с 1 января 2012 года из 282 краевых государственных учреждений 126 будут функционировать в качестве казенных учреждений, 138 — бюджетных учреждений (с расширенными полномочиями) и 18 — автономных учреждений.

После принятия закона о краевом бюджете на 2012 год органами исполнительной власти края будут утверждены и доведены до подведомственных учреждений государственные задания, выполнение которых будет служить критерием эффективности бюджетных ассигнований.

Взаимодействие с муниципальными образованиями края в рамках программы построено на внедрении в практику бюджетной работы новых механизмов, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами. Органы местного самоуправления, наиболее успешно реализующие свои программы повышения эффективности бюджетных расходов, смогут принять участие в конкурсе на получение субсидий из краевого бюджета.

Важным направлением деятельности правительства Хабаровского края является развитие инфор­мационно-аналитических систем управления государственными финансами. Министерство финансов края осуществляет внедрение автоматизированной системы планирования, финансово-экономического анализа, организации и учета исполнения бюджета Хабаровского края. Важное достоинство данной системы — ее многофункциональность, позволяющая реализовать основные задачи, принципы и направления электронного бюджета в крае. Такой подход ведет к оптимизации отдельных обеспечивающих процедур в бюджетном процессе, созданию инструментария для оперативного принятия более обоснованных решений.

Программа предусматривает также и другие направления работы, в том числе развитие системы финансового контроля, оптимизацию функций государственного управления, повышение энергоэффективности бюджетного сектора. Реализация всего комплекса предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов, качества и доступности государственных услуг, а также условия для перехода на программный бюджет.

Поделиться