25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5204 Материалы по теме

• Одним из наиболее важных направлений повышения эффективности бюджетных расходов является масштабный переход государственных и муниципальных учреждений к новой системе финансирования, основанной на выпол­нении государственных и муниципальных заданий. Грамотно выстроенная система муниципальных заданий повышает качество оказываемых гражданам муниципальных услуг, но в то же время ее создание не лишено сложностей. Андрей Вадимович ПШЕНИЦЫН, министр финансов Челябинской области

При формировании в  Челябинской области эффективного механизма предоставления муниципальных услуг мы руководствовались следующими основополагающими принципами:

1 максимальная экономичность. Формируемые перечни услуг должны иметь экономически обоснованную стоимость, выверены с точки зрения права и результативности предоставления. Вместе с тем создаваемая система формирования и исполнения муниципальных заданий не должна ложиться дополнительным бременем на бюджеты муниципальных образований и области;

2 реалистичность и доступность. Создаваемый механизм оказания качественных и доступных муниципальных услуг должен быть по-настоящему действенный, с тем чтобы такой инструмент бюджетирования, ориентированного на результат, как муниципальные задания, не остался «только написанным на бумаге»;

3 прозрачность. Обязательным условием внедрения новых инструментов должна быть возможность проведения мониторинга состава, качества, объема, стоимости предоставляемых услуг на территории области, а также других обязательных показателей муниципального задания, установленных бюджетным законодательством;

4 методологическая и правовая проработанность. Необходимо было учесть, что одной из наиболее распространенных проблем муниципального уровня является отсутствие достаточной информации и опыта у сотрудников учреждений и органов местного самоуправления, необходимых для формирования и ведения муниципальных заданий.

Мы начали с того, что с муниципальными образованиями области при участии отраслевых министерств и ведомств области (по направлениям) была проведена большая работа, направленная на разделение учреждений по типам, как того требует Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Федеральный закон № 83-ФЗ. Министерство финансов Челябинской области традиционно выступило в роли организатора этих действий.

Следующий шаг — активный переход уже непосредственно в муниципальных образованиях к формированию муниципальных заданий. При этом, учитывая громадный объем информации, с которой приходится работать, очевидно, что такой переход невозможен без использования информационных технологий. Это в свою очередь связано с необходимостью приобретения технических средств и поиска кадровых ресурсов. Кроме того, следовало учесть, что технические приобретения являются не разовыми расходами бюджета: их нужно постоянно дополнять, расширять — все это головная боль для муниципальных образований.

Плюсы для муниципалитетов

С учетом вышеизложенных принципов и практических особенностей формирования муниципальных заданий большинство органов местного самоуправления Челябинской области сформулировали требования и выбрали программный продукт, предложенный компанией «Р.О.С.Т.У.». Данный продукт функционально позволяет решать такие задачи, как:

  • формирование реестра муниципальных услуг;
  • формирование и ведение муниципальных заданий;
  • расчет ассигнований для выполнения задания, расчет стоимости муниципальной услуги;
  • формирование проекта бюджета с учетом параметров заданий;
  • контроль выполнения муниципальных заданий и др.

Таким образом, программный продукт позволяет полностью охватить весь комплекс мероприятий по формированию и ведению муниципальных заданий. И что важно, его использование обеспечило муниципальным образованиям ряд технических и методологических преимуществ.

К достоинствам технического характера относится прежде всего то обстоятельство, что забота о содержании технических средств ложится не на заказчика (муниципальное образование), а на компанию-исполнителя. Это привело к уменьшению для каждого муниципального образования Челябинской области финансовой нагрузки за счет:

  • отсутствия необходимости поиска и приобретения специального оборудования и установки программного продукта;
  • снижения затрат, связанных с дальнейшим техническим обеспечением оборудования, включая затраты на поиск и обучение технических специалистов.

К методологическим преимуществам реализуемого проекта относятся следующие неоспоримые достоинства:

  • более детальный анализ конечного результата. Деятельность муниципального учреждения не сводится только к оказанию услуг населению. Она включает в себя также исполнение публичных нормативных обязательств и осуществление мероприятий инвестиционного характера, имеющих конечный результат. К подобного рода мероприятиям можно отнести, например, строительство собственного пищеблока для школ города, района. Таким образом, созданная система позволяет охватить весь комплекс расходов каждого муниципального учреждения и представить его бюджет по конкретным видам деятельности, имеющим конечный результат. Для каждого учреждения вне зависимости от его типа формируется план деятельности, осуществляется мониторинг его исполнения и затраченных ресурсов;
  • формирование планов деятельности (муниципальных заданий) в соединении с реестром расходных обязательств. Данное преимущество позволяет обосновать каждый вид деятельности определенным нормативным правовым актом, обеспечить взаимосвязь установленных законами полномочий муниципалитетов (в том числе Законом № 131-ФЗ) с оказываемыми муниципальными услугами, что в целом значительно оптимизирует работу органов местного самоуправления;
  • возможность поручения проведения аудита сформированных муниципальными образованиями данных (консалтинг перечня услуг, заданий, расчета стоимости услуг и др.) третьему лицу (например, компании «Р.О.С.Т.У.»).

Плюсы для региона

Большой плюс от реализации проекта получила и область в целом. Так, для органов исполнительной власти региона (для отраслевиков) обеспечивается возможность доступа и анализа данных, сформированных муниципальными образованиями. Достигнуто это было за счет единства муниципальных образований в выборе программного продукта «БИС» и создания на его базе единого информационного пространства.

Теперь область имеет возможность получать отчетность по стоимости оказываемых муниципальных услуг. Кроме того, проанализировать состав, качество предоставляемых услуг, активность и адекватность их предоставления, сопоставить услуги по видам, а также соотнести прямые и косвенные расходы муниципальных учреждений и сделать вывод об эффективности функционирования и самих учреждений по отраслям, и в целом об эффективности деятельности органов местного самоуправления. Таким образом, реализуемый проект позволяет накапливать необходимую аналитическую информацию не только на местном уровне, но и на уровне субъекта РФ, что повышает уровень качества мониторинга со стороны региона.

Нюансы

Отмечу также, что прежде, чем приступить к подобного рода работе, необходимо улучшить характеристики каналов связи, поскольку в этом случае возможен полный отказ от размещения в финансовых органах специального (серверного) оборудования, требующего регулярной модернизации и администрирования. Это позволит оптимизировать расходы и в дальнейшем будет способствовать расширению информационной сети, созданию интегрированной информационной системы управления общественными финансами и в конечном счете развитию информационно-коммуникационных технологий в целом.

Как видим, сочетание технических и методологических преимуществ проекта обеспечивает реализацию базовых принципов построения эффективной системы муниципальных заданий. Данный подход отличается своей экономичностью, информационной прозрачностью, методологической и правовой проработанностью. А главное — есть результат, идет формирование заданий, планов деятельности, параметров бюджета на очередной финансовый год, система реально работает.

С точки зрения последовательности шагов по внедрению принципов БОР на местном уровне мы считаем эволюционно правильным начинать с формирования муниципальных заданий и реестров расходных обязательств, поскольку эти инструменты непосредственно связаны с оказанием услуг населению. В настоящее время муниципальные образования изъявляют желание продолжать работу в сторону развития программно-целевого планирования. Здесь важно, что для этого уже создано все техническое и методологическое обеспечение. Область и в дальнейшем будет всесторонне поддерживать инновационные решения муниципальных образований. Мы понимаем, что от качества управления финансами области зависит уровень ее социально-экономического развития и качество жизни граждан.

Справка «Бюджета»

Родился 18 октября 1965 г. В 1989 г. окончил Челябинский государственный университет по специальности «история», в 1997 г. — по специальности «финансы и кредит».

1991–1995 гг. — работа в коммерческих структурах.

1995–1999 гг. — начальник отдела поддержки предпринимательства и лицензирования комитета экономики администрации Челябинской области.

1999–2003 гг. — заместитель начальника главного финансового управления Челябинской области.

2003–2004 гг. — первый заместитель начальника главного финансового управления Челябинской области.

2004–2009 гг. — первый заместитель министра финансов Челябинской области.

Январь — апрель 2010 г. — исполнительный директор Челябинского областного ФОМС.

Апрель 2010 г. по настоящее время — министр финансов Челябинской области.

Отмечен благодарностью Правительства РФ, награжден нагрудным знаком Министерства финансов РФ «Отличник финансовой работы», почетной грамотой губернатора Челябинской области, почетными грамотами Законодательного собрания Челябинской области.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно