Государственные закупки последовательно развиваются в Республике Казахстан с момента обретения страной независимости в 1991 году. Наше законодательство о госзакупках построено на основе лучших мировых практик в этой сфере. С момента внедрения электронных закупок посредством запроса ценовых предложений в апреле 2008 года риск совершения коррупционных нарушений значительно снизился. Это достигается благодаря исключению человеческого фактора: контакты между поставщиками и заказчиками до момента определения победителя закупок сведены к нулю. Такие же преимущества дают госзакупки, проводимые в виде электронного конкурса (эта система действует в Казахстане с 2010 года), и предполагаемые к запуску с начала 2012 года электронные аукционы.
С 1 января 2010 года все государственные закупки посредством запроса ценовых предложений осуществляются только в электронном формате. С апреля 2010 года в пилотном режиме проходят электронные конкурсы для подведомственных организаций Министерства финансов Республики Казахстан. С конца второго полугодия 2011 года электронные конкурсы проходят в полномасштабном режиме на всей территории республики. Также к концу 2011 года в пилотном режиме будут проходить электронные аукционы.
www.goszakup.gov.kz
С начала текущего года благодаря электронной системе государственных закупок (ЭГЗ) посредством запроса ценовых предложений государство сэкономило порядка 23,5 млрд тенге1 бюджетных средств (данные на 1 октября 2011 г. — см. таблицу). В целом за 3,5 года работы электронной площадки экономия по электронным госзакупкам составила более 60,5 млрд тенге. На сегодняшний день количество пользователей веб-портала государственных закупок (www.goszakup.gov.kz) превышает 107 тыс. зарегистрированных участников. Всего на веб-портале госзакупок государством было размещено более 7 млн лотов и более 2,3 млн объявлений.
Только за последний месяц на веб-портале было зарегистрировано более 1,3 млн посещений. В основном это казахстанцы, но стоит отметить, что интерес к порталу электронных госзакупок проявляют и предприниматели из соседних стран. Так, в июне 2011 года было отмечено более 18 тыс. посещений из Российской Федерации, более 3 тыс. — из Украины, частыми гостями веб-портала являются пользователи из Китая, США, Германии и Индии. Как говорит председатель правления ТОО «Центр электронной коммерции» Султанжан Айсаевич Ахметов, «зарубежные поставщики в основном используют портал для мониторинга и анализа локального рынка потребления, так как на нем выложены все планы государственных закупок всех 20 тыс. заказчиков государственного сектора».
Что закупает государство
Если смотреть на запросы государства, то по разыгранным лотам по итогам 2010 года на сайте электронных госзакупок точно прослеживается, что большинство заявок от государственных учреждений подается на закупку продукции обрабатывающей промышленности — 3,5 млн закупленных лотов. Около 200 тыс. лотов пришлось на продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства, более 100 тыс. лотов — на услуги информации и связи. Чуть меньше, а именно 80 тыс. лотов, относится к услугам оптовой и розничной торговли.
Четко отслеживая запросы государственных учреждений, отечественные предприниматели всегда уверены в том, что произведенные ими товары и услуги буду куплены. И если на этапе запуска портала электронных госзакупок были популярны вопросы о том, как зарегистрироваться на портале, как просмотреть объявления, исправить ошибки, то сейчас поступают предложения по улучшению работы системы, различные полезные комментарии от поставщиков и заказчиков. «Главный вопрос в обучении. Площадки есть, и время у отечественного товаропроизводителя пока есть. Бизнес сам должен проявлять инициативу, участвовать в электронных госзакупках. Постепенно система меняется, мы отходим от системы откатов, наступает время онлайн-игры», — считает международный эксперт по госзакупкам Эдвинс Парупс.
Электронный аукцион: казахстанское видение
В качестве базовых основ бизнес-процесса казахстанского электронного аукциона, заложенных в проекте закона по внесению изменений в закон о госзакупках, взят опыт аукционов Российской Федерации. Однако уже сейчас, после изучения лучшего мирового опыта электронных торгов, понятно, что и в организации российского электронного аукциона есть ряд упущений. Самым серьезным недостатком российской схемы аукциона является, на наш взгляд, проверка квалификации поставщиков уже после проведения онлайн-торгов по цене. Тогда как с точки зрения исключения коррупционных проявлений логичнее было бы провести отсев не проходящих по неценовым факторам поставщиков до самих онлайн-торгов. А уже затем допущенные к торгам поставщики честно боролись бы только по ценовому критерию, и победитель торгов был бы безоговорочным победителем данного госзаказа.
Такой прозрачный и конкурентный подход исключает саму возможность вмешательства чиновника в определение цены контракта. А ведь, как известно, именно цена решает, какой откат можно заложить. Но если заказчику заведомо неизвестно, до какого нижнего уровня сторгуются поставщики, то и невозможно сговориться и о размере отката с тем или иным поставщиком.
Но, к сожалению, сегодня Казахстан не может в одностороннем порядке предложить свой вариант электронного аукциона, так как российская схема аукциона прописана в Соглашении о государственных (муниципальных) закупках, подписанном между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Дальнейшее совершенствование электронного аукциона, как и других способов размещения госзаказа, будет теперь возможно только путем внесения изменений в это международное соглашение по договоренности со всеми сторонами.