Версия для печати 8047 Материалы по теме
«Добросовестный налогоплательщик всегда прав»

Завилова
«Построение эффективных партнерских отношений с налогоплательщиками» руководитель ФНС России М. В. Мишустин назвал важным аспектом в работе налоговых органов. Однако исторически сложилось, что российский налоговый инспектор и российский налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад. И если они не воюют в открытую, то, мягко говоря, недолюбливают друг друга. О том, что нужно сделать для «перезагрузки» форм и методов работы с налогоплательщиками, о перспективах развития налоговой службы мы побеседовали с Натальей Савельевной ЗАВИЛОВОЙ, заместителем руководителя ФНС России, членом редакционного совета журнала «Бюджет».

— Наталья Савельевна, что, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы налогоплательщики и налоговики оказались по одну сторону баррикад?

— Одним из приоритетов работы налоговой службы остается выстраивание системного, клиентоориентированного подхода к организации работы с налогоплательщиками. Мы берем на вооружение лозунг «Добросовестный налогоплательщик всегда прав». Наша основная задача — обеспечить исполнение налогоплательщиком своего гражданского долга по уплате налогов. Федеральная налоговая служба постоянно анализирует информацию об отношении налогоплательщиков к работе налоговой службы. Для этого проводятся социологические исследования оценки восприятия налогоплательщиками качества работы налоговой службы как в целом, так и по отдельным направлениям.

Данные опроса, проведенного в начале этого года, показали, что интегральный индекс удовлетворенности налогоплательщиками качеством обслуживания в 2010 году составил 73 процента. Для сравнения: в 2009 году он составлял 69,5 процента. Тенденция, как видите, неплохая. И в этом году она продолжилась. По результатам социологического исследования, проведенного в середине года общественной организацией «ОПОРА России», более 70 процентов респондентов позитивно оценили работу налоговых органов. В частности, отмечалось, что введение упрощенной системы налогообложения стало важнейшим шагом на пути упрощения условий работы для среднего и малого бизнеса. Значительное количество компаний, используя УСН и другие специальные налоговые режимы, избавилось от большой части проблем, связанных с налоговым администрированием.

Важным направлением совершенствования взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками является разъяснительная работа, помогающая последним в ведении бизнеса. ФНС России запущен новый информационный ресурс «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». Он представляет собой базу писем с разъяснениями ФНС и Минфина России. Все разъяснения ФНС, размещенные на этом информационном ресурсе, подлежат обязательному и неукоснительному применению территориальными налоговыми органами по всей вертикали. Налогоплательщики в случае необходимости могут воспользоваться данным сервисом и использовать информацию, размещенную на нем. Указанный ресурс — это еще один шаг к открытости налоговой службы. Разместив на сервере информацию, мы обозначили единую позицию в решении определенного вопроса, и вся налоговая служба работает в этом едином поле.

Что касается информирования граждан, то, по мнению налоговой службы, оно должно быть адресным, с учетом потребностей каждой категории налогоплательщиков. В настоящее время разрабатывается программа адресного информирования, которая включает создание печатных и электронных буклетов, ориентированных на различные группы налогоплательщиков. В настоящее время на сайте ФНС России размещено несколько буклетов («В помощь начинающему предпринимателю. Выбор системы налогообложения», брошюра по налогу на доходы физических лиц).

В текущем году налоговой службой разработана Концепция ФНС России по организации работы с налогоплательщиками. Ее основная цель — повышение уровня обслуживания налогоплательщиков через развитие понятного, удобного и экономически оправданного налогового администрирования, повышение налоговой культуры и мотивации налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств.

— Сегодня правительство страны как никогда озабочено повышением качества государственных услуг. Какие меры предпринимаются на этот счет в налоговой службе?

— ФНС России расширяет спектр услуг, предоставляемых в электронном виде. На сайте ФНС сегодня представлено 22 online-сервиса. Самым востребованным является сервис «Проверь себя и контрагента» — за неделю формируется более четырех миллионов запросов. После него идет сервис «Узнай свою задолженность». За неделю этот сервис посещает до полумиллиона человек. С июня 2011 года налогоплательщики — физические лица получили возможность оплатить задолженность по имущественным налогам через личный кабинет налогоплательщика посредством электронных платежных систем. За время работы сервиса было проведено 105 тысяч платежей на сумму более 76 миллионов рублей.

Для налогоплательщиков Москвы, Санкт-Петербурга, Тульской и Оренбургской областей реализован проект «Электронная регистрация», который позволяет подавать документы на государственную регистрацию в электронном виде, используя интерактивный сервис, размещенный на сайте ФНС. В структуре Управления ФНС России по г. Москве создан контакт-центр. Ежедневно сюда поступает около двух тысяч звонков (в период декларационной кампании — до трех тысяч). Сейчас среднее время ожидания налогоплательщиком ответа на звонок в контакт-центр составляет около 20 секунд. Обрабатывается в среднем 96 процентов от общего объема поступающих вызовов. Стоит отметить, что в мировой практике этот показатель составляет 90 процентов. В ближайшее время мы планируем на базе московского центра создать федеральный контакт-центр.

Кроме того, в настоящее время в пяти регионах России внедрен в промышленную эксплуатацию интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий гражданам ознакомиться с состоянием своего лицевого счета, получить информацию об объектах налогообложения, просмотреть налоговые уведомления. Реализована функция обратной связи — при обнаружении ошибок налогоплательщик сможет обратиться в налоговую инспекцию через форму «Обращение в ФНС России».

Начата разработка нового сервиса для юридических лиц «Личный кабинет налогоплательщика — 3». Назначение сервиса состоит в оптимизации процессов взаимодействия налогоплательщика — юридического лица с подразделениями ФНС России. Данный сервис будет ключевым средством взаимодействия налогоплательщиков — юридических лиц с налоговыми органами.

В системе межведомственного электронного взаимодействия, которая заработала с 1 октября 2011 года, налоговая служба является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания более 220 государственных услуг 51-му федеральному ведомству. При этом налоговая служба сама оказывает девять государственных услуг, требующих организации межведомственного взаимодействия.

— Для повышения качества обслуживания налогоплательщиков на сайте ФНС России запущено интернет-анкетирование. Насколько активно налогоплательщики высказывают свое мнение?

— Да, на нашем сайте действительно работает электронное анкетирование. В нем уже приняли участие более семи тысяч налогоплательщиков. Они поставили налоговым органам свою оценку и объяснили, из чего она сложилась, ответив на дополнительные вопросы по поводу качества обслуживания, удобства процедур. Для нас электронное анкетирование — очень важный социологический инструмент, который помогает нам оперативно реагировать на возникающие проблемы взаимодействия налогоплательщиков с налоговиками. Мы следим за результатами в режиме onlinе и стараемся незамедлительно принимать меры.

— 2011 год Федеральной налоговой службой объявлен годом борьбы с «грязными» данными. Что это означает?

— Налоговые органы, администрируя имущественные налоги, являются «конечным звеном» в достаточно длинной цепи органов государственной власти и организаций, осуществляющих учет объектов недвижимого имущества и транспортных средств, регистрацию прав на объекты недвижимости, регистрацию граждан по месту жительства, регистрацию фактов рождения и смерти физических лиц. Однако только в конце 2010 года в Налоговый кодекс были внесены изменения, обязывающие указанные органы и организации представлять налоговым органам необходимые для исчисления налогов сведения, а также сведения, необходимые для уведомления налогоплательщиков о суммах налогов и сроках их уплаты в электронном виде в соответствии с утвержденными формами и форматами.

Транспортные средства по сравнению с другим имуществом, принадлежащим гражданам (земельные участки, жилые дома, квартиры), наиболее активно участвуют в гражданском обороте (автомобиль в среднем один раз в три — пять лет меняет владельца, может использоваться по доверенности, находиться в угоне), что соответственно требует оперативного и точного представления сведений обо всех изменениях в налоговые органы. Основным «поставщиком» информации для исчисления транспортного налога являются подразделения Госавтоинспекции. Органы ГИБДД в субъектах РФ используют сегодня для регистрации транспортных средств более 30 различных программных продуктов, в которых одни и те же сведения отображаются по-разному. Кроме того, в отдельных случаях сведения, содержащиеся в данных программных продуктах, могут не соответствовать документам, выданным владельцам транспортных средств. Например, когда мощность двигателя, содержащаяся в базах данных ГИБДД, не соответствует данным техпаспорта.

Некорректность исчисления транспортного налога является следствием того, что данные с опозданием попадают в базу налоговых органов или совсем отсутствуют. Так, зачастую отсутствует информация об угоне автомобиля, за время которого транспортный налог не начисляется и пострадавшему владельцу приходится самому представлять в налоговую инспекцию справку — подлинник органов МВД. При этом нельзя сказать, что представляемые налоговой службе органами ГИБДД данные изначально являются ошибочными. Дело в объективных сложностях, которые связаны с различным ведением и наполнением баз данных государственных органов.

Как уже было сказано, налоговые органы для целей исчисления имущественных налогов аккумулируют сведения многочисленных органов власти и организаций, многие из которых и до настоящего времени не ведут электронные базы данных (ЗАГСы до сих пор из-за отсутствия систематизированных электронных баз данных предоставляют сведения на бумажных носителях). Другие ввиду определенного «исторического наследия» не могут на данном этапе добиться высокой точности информации. В качестве примера приведу Росреестр. На основании данных этой службы налоговые органы рассчитывают земельный налог и налог на имущество физических лиц. Росреестр, созданный в 2009 году, объединил информационные ресурсы Роснедвижимости, Росрегистрации, Роскартографии. Законодательством РФ предусмотрено ведение в электронном виде Государственного кадастра недвижимости с 2000 года, а Единой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — только с 2008 года. До этого времени учет земельных участков, регистрация прав на земельные участки и иные объекты недвижимости велись на бумажных носителях. Учет объектов капитального строительства в Государственном кадастре недвижимости в полном объеме в электронном виде будет вестись только с 1 января 2013 года (в настоящее время эти объекты недвижимости ставятся на технический учет в органах технического учета и инвентаризации). Общий объем сведений, который в электронном виде должен содержаться в базах данных Росреестра, составляет около 150 миллионов объектов недвижимости. Безусловно, одномоментно обеспечить полноту и достоверность этих сведений непросто. Тем не менее эффективность администрирования имущественных налогов напрямую зависит от качества предоставляемой регистрирующими органами информации.

Это то, что касается причин образования так называемых грязных данных. И следует отметить, что сегодня основной задачей органов государственной власти и организаций, представляющих налоговым органам сведения для исчисления налогов и последующего направления налогоплательщикам уведомлений и платежных документов с указанием сумм и сроков их уплаты, является искоренением этих причин.

Текущий год мы действительно назвали годом борьбы с «грязными» данными. И начали эту работу с синхронизации информационных ресурсов налоговых органов с информационными ресурсами основных «поставщиков» информации для исчисления имущественных налогов — органами Росреестра и подразделениями ГИБДД. 1 октября завершен основной этап работ по верификации информационных ресурсов налоговых органов и органов Росреестра. Следует отметить, что из 25 миллионов земельных участков, которые сегодня являются объектами налого­обложения земельным налогом, органы Росреестра смогли в автоматизированном режиме представить в налоговые органы с целью верификации данные только о десяти миллионах участков и их правообладателях. При этом в базы данных налоговых органов добавлено 188 тысяч новых земельных участков, ранее не вовлеченных в налоговый оборот, и около двух миллионов сведений о вновь зарегистрированных правах. 290 тысяч сведений о правах на объекты недвижимости исключены из базы данных налоговых органов по причине прекращения данных прав у налогоплательщиков. Работа по верификации информационных ресурсов налоговых органов и органов Росреестра будет продолжена, но более 60 процентов сведений органам Росреестра необходимо будет разобрать вручную!

Ситуация с информационными ресурсами органов ГИБДД еще более сложная. На ней я уже останавливалась. Проведение процедуры верификации информационных ресурсов налоговых органов и органов ГИБДД запланировано на первый квартал 2012 года.

Для совершенствования информационного взаимодействия с органами власти и организациями — «поставщиками» информации, необходимой для исчисления имущественных налогов и уведомления налогоплательщиков о суммах платежей и сроках их уплаты, ФНС России провела ряд мероприятий:

  • подписаны соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене ФНС России с Росреестром, Ростех­инвентаризацией — Федеральным БТИ, Ространснадзором, Росавиацией, МЧС России и совместное письмо с Минсельхозом России в части представления регламентированных сведений в электронном виде;
  • приказами ФНС России утверждены форма, порядок ее заполнения и формат сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, и сделках с ним; о правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, а также форма, порядок ее заполнения и формат ведений об инвентаризационной стоимости и иных сведений, необходимых для исчисления налогов, предоставляемых органами государственного технического учета;
  • разработаны программные средства, обеспечивающие возможность получения сведений в соответствии с утвержденными форматами на региональном и местном уровнях;
  • проведена опытная эксплуатация программного обеспечения, реализующего представление ФНС России Федеральной миграционной службой информации о паспорте гражданина РФ.

Но хотелось бы обратить внимание на то, что помочь нам предотвратить ошибки в исчислении имущественных налогов могут и сами граждане, информируя налоговые органы об ошибках в уведомлениях. Такая возможность у граждан есть. Нужно просто направить информацию о некорректных данных, использованных для расчета налога, в налоговый орган по почте, электронной почте, воспользоваться электронным сервисом, размещенном на сайте ФНС «Обратиться в ФНС России», или же в рамках электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». Налоговый орган при рассмотрении обращения, направленного любым перечисленным выше способом, обязан при необходимости уточнить сведения в регистрирующих органах, осуществить перерасчет налога или уведомить налогоплательщика о том, что сведения, представленные регистрирующим органом, отличаются от данных налогоплательщика и внесение каких-либо изменений возможно только после внесения изменений в информационные ресурсы регистрирующего органа.

— Скажите, а удается ли сохранить начатую в 2010 году тенденцию к снижению задолженности по налогам?

— Да, начавшаяся в 2010 году тенденция снижения задолженности продолжилась в текущем году. С начала 2011 года объем задолженности по обязательным платежам в бюджет РФ снизился на 103,1 миллиарда рублей, или на 8 процентов, и на 1 октября 2011 года совокупная задолженность составила 1173 миллиарда рублей. Снижение задолженности произошло в результате ее взыскания за счет применения мер принудительного взыскания, списания невозможной к взысканию задолженности и т. д.

— Наталья Савельевна, не могу не задать, с одной стороны, поднадоевший, а с другой — не перестающий быть актуальным вопрос о теневой заработной плате. Какие меры принимают налоговики, чтобы вывести зарплаты россиян из тени?

— Прежде всего хочу отметить, что основная задача Федеральной налоговой службы — это контроль за соблюдением налогового законодательства. То есть в данном случае правильнее будет говорить о проблеме занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Сегодня мы имеем положительную динамику поступлений налога на доходы физических лиц, что подтверждает рост среднемесячной начисленной заработной платы одного работника. Так, за девять месяцев текущего года поступления НДФЛ выросли на 11 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Такой же рост наблюдается и по показателю заработной платы (в номинальном выражении). Конечно, со своей стороны мы принимаем все предусмотренные законом меры по легализации налоговой базы по налогам, в том числе по НДФЛ, используем при этом все доступные нам инструменты, проводим контрольные мероприятия.

Кроме того, еще в 2006 году налоговая служба инициировала создание комиссий по легализации налоговой базы как в налоговых органах, так и при администрациях субъектов РФ, в том числе по НДФЛ. Акцент в работе комиссий сделан на всестороннем анализе финансово-хозяйственной деятельности организации, оценке возможных налоговых рисков, в том числе на выплате заработной платы ниже среднего по отрасли уровня. Те налогоплательщики, которые выплачивают заработную плату ниже, чем в среднем по отрасли в данном регионе, приглашаются в налоговый орган для представления пояснений. То есть работа комиссий главным образом нацелена на предупреждение налоговых правонарушений, в том числе связанных с полнотой и своевременностью уплаты НДФЛ.

— Сотрудничаете ли вы по данному вопросу с региональными и местными властями?

— Конечно, ведь налог на доходы физических лиц в субъектах РФ является одним из бюджетообразующих! На сегодняшний день действует свыше 3,5 тысячи комиссий по легализации налоговой базы, из них 2,1 тысячи межведомственных комиссий, созданных при органах власти субъектов РФ и местных органах власти. Они продолжают эффективно работать, обеспечивая дополнительные доходы в бюджет.

Справка «Бюджета»

Наталья Савельевна ЗАВИЛОВА, заместитель руководителя ФНС России

В 1979 г. окончила Московский ордена Трудового Красного Знамени Институт стали и сплавов.

В системе налоговых органов работает с ноября 1992 г. Прошла путь от государственного налогового инспектора до начальника управления.

С 2005 по 2010 г. занимала руководящие должности в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В апреле 2010 г. назначена на должность начальника Аналитического управления ФНС России.

С 2010 г. назначена на должность заместителя руководителя Федеральной налоговой службы.

Имеет клаcсный чин государственной гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 3-го класса.

Поделиться