— Ирина Владимировна, летом Минрегион озвучил позитивные данные по моногородам. В 2010 году уровень безработицы в них снизился в среднем более чем в два раза, в 2011 году сокращение безработицы продолжилось. Это стало следствием применения только экстренных мер, или речь идет о постепенном изменении структуры экономик этих городов?
— Да, действительно, за последние полтора года, с того момента, как стартовала программа правительственных мер по модернизации моногородов, уровень безработицы в моногородах — участниках программы удалось снизить с 5,5 до 2,6 процента. Уже создано 34 тысячи постоянных и более 150 тысяч временных рабочих мест.
Достичь таких результатов удалось благодаря целому комплексу принимаемых мер: это и реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса, и мероприятия по снижению напряженности на рынках труда, и программа по ремонту жилья. Замечу, что не в последнюю очередь создать дополнительные рабочие места позволила реализация комплексных инвестиционных планов, принятых моногородами. В целом же меры проводились разные: от экстренных до планомерных, связанных с запуском новых проектов в моногородах. Важно отметить, что кроме Минрегиона России в нашей работе активно участвуют Экспертное управление Президента России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, Минобрнауки России, Минпромторг России и еще ряд ведомств, государственных банков и общественных организаций, профсоюзов.
— Как в дальнейшем будут меняться формы государственной поддержки моногородов?
— Федеральные средства в форме дотаций и бюджетных кредитов, направленные на модернизацию инфраструктуры, позволили регионам начать реализовывать новые инвестиционные проекты, которые обеспечат устойчивое развитие моногородов в долгосрочной перспективе. Что касается форм поддержки, считаю, что действующие механизмы показали свою эффективность, поэтому основной принцип нужно оставить прежним: бюджетные средства должны направляться на строительство и реконструкцию инфраструктуры муниципальной и региональной собственности, а частные инвесторы должны финансировать сами проекты. Здесь основной принцип следующий: государство должно не финансировать частный бизнес, а создавать условия для его развития.
— Как именно, по каким направлениям предполагается диверсифицировать экономику моногородов и какие механизмы государственной поддержки могут оказаться актуальными? И возможен ли здесь вообще какой-то универсальный набор решений?
— Основная задача программы правительственных мер — диверсификация экономики моногородов, снижение экономической зависимости от градообразующих предприятий. Поскольку каждый моногород самобытен, здесь не может быть одного для всех направления диверсификации. Да, есть некие универсальные механизмы, модели развития, которые применимы к большинству моногородов. Во-первых, это создание зон опережающего развития. В качестве примера могу привести город Новочебоксарск Чувашской Республики, где успешно реализуется инвестпроект по строительству завода полного цикла по производству солнечных батарей, причем монопрофильность города обусловлена химической промышленностью. Во-вторых, это создание технопарков и индустриальных парков — наиболее успешны в реализации данного направления моногорода Республики Татарстан. Ну и, в-третьих, поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства.
На последнем хочу остановиться чуть подробнее, поскольку развитие малого и среднего предпринимательства может и должно стать основным инструментом диверсификации экономики. Нами были проанализированы результаты исследований, согласно которым в моногородах довольно низок уровень предпринимательской активности. Что сдерживает ее развитие? Обычное неумение людей организовать бизнес, часто они просто не знают, с чего начать. Во многих городах запущена программа по обучению основам предпринимательства, которая уже приносит свои результаты. Самыми популярными механизмами поддержки сейчас являются предоставление грантов начинающим предпринимателям на открытие собственного дела, создание бизнес-инкубаторов и фондов микрофинансирования, гарантий по кредитам.
Конечно, успешность реализации планов в первую очередь зависит от активной позиции региональных и муниципальных властей, включая принятие ими мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Примером может служить Кемеровская область, где разработан и принят Закон «О зонах экономического благоприятствования». Резиденты особых зон получают право на налоговые и административные преференции, субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, льготы по аренде. Мы наблюдаем тенденцию к тому, что главы субъектов перенимают этот опыт.
— В большинстве моногородов были приняты комплексные инвестиционные планы модернизации, в рамках которых некоторые из них получили бюджетное финансирование. На ваш взгляд, насколько эффективно выполняются эти планы? Помогают ли они изменить структуру занятости?
— Цель модернизации моногородов — создание новых производств, повышение качества и уровня жизни людей. Конечно, есть непреодолимое желание уже завтра увидеть результат. Но эффект от реализации планов моногородов прежде всего зависит от степени проработки и реалистичности заложенных в них проектов, тех сроков реализации, которые в них предусмотрены. В качестве примера успешного осуществления инвестиционных планов могу упомянуть Вологодскую область: в городе Сокол идет создание индустриального парка, уже реализован проект производства клееного бруса на Сокольском ЦБК и завершается строительство завода по производству биотоплива.
Другой пример — город Прокопьевск Кемеровской области, в котором построен сервисный центр по обслуживанию карьерных самосвалов «БелАЗ», что также повлияло на структуру занятости. В городе Новочебоксарске Чувашской Республики завершается строительство крупного завода по производству солнечных модулей, а также уже запущен завод по производству акриловых ванн. Поэтому, несмотря на то что в основном реальное финансирование программы началось в первом квартале 2011 года, я могу говорить, что работа ведется активно и уже есть первые результаты.
— Лишь часть муниципальных образований, разработавших КИПы (всего 50, считая 2010 и 2011 годы), получили право на финансирование из федерального бюджета. Будет ли расширен этот список в ближайшие годы?
— На совещании в сентябре 2011 года, посвященном вопросам бюджетной политики, где в том числе обсуждались перспективы развития моногородов, Президент России Д. А. Медведев отметил, что в федеральном бюджете расходы на поддержание монопрофильных муниципальных образований должны быть предусмотрены еще как минимум на ближайшие три года. Формат дальнейшей поддержки моногородов, в том числе расширение списка моногородов для господдержки, думаю, будет определен Правительством РФ.
— Сообщалось, что ВЭБ намерен вложить в 32 инвестпроекта в моногородах 360 миллиардов рублей, рассчитывая создать 15 тысяч новых рабочих мест. О какого рода инвестпроектах идет речь и по каким критериям они отбираются? Находятся ли уже конкретные проекты в работе?
— Внешэкономбанк является не только партнером Правительства РФ по программе мер государственной поддержки моногородов. Как кредитный институт банк формирует перспективный портфель инвестиционных проектов, которые планируются к реализации в моногородах с его участием. Критерии отбора — соответствие проектов отраслевым направлениям и критериям, указанным в меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка.
На данный момент в банке на разных стадиях рассмотрения находится 44 инвестиционных проекта на общую сумму более 450 миллиардов рублей, причем 14 проектов планируются к реализации в моногородах, получивших в 2010 году поддержку из средств федерального бюджета. По 11 проектам на общую сумму 129,8 миллиарда рублей Внешэкономбанком уже открыто финансирование. Реализация этих проектов позволит инициаторам создать около 26 тысяч рабочих мест, бюджетный эффект от реализации проектов составит около 267 миллиардов рублей. Итак, нам есть над чем работать.