Бюджетная политика№4 Апрель 2012 — 11 апреля 2012

Внедрение программно-целевых принципов бюджетирования в МО Республики Саха (Якутия)

Версия для печати 8294 Материалы по теме
Внедрение программно-целевых принципов бюджетирования в МО Республики Саха (Якутия)

Жондоров
На протяжении последних лет на всех уровнях государственной власти предпринимаются активные шаги для перехода к программно-целевому методу управления общественными финансами. Переход к программному бюджету позволяет сосредоточиться на достижении целей и задач социально-экономического развития, обеспечить связь объемов финансирования с достигнутыми результатами, повысить эффективность бюджетных расходов и создать прозрачную и понятную систему представления бюджета. Валерий Алексеевич ЖОНДОРОВ, министр финансов Республики Саха (Якутия)

На региональном уровне в Республике Саха (Якутия) были приняты нормативные документы, обеспечивающие внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов власти (Программа социально-экономического развития РС(Я) до 2025 года и основные направления развития на период до 2030 года, Программа Правительства РС(Я) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011–2013 годы, новая система планирования социально-экономического развития РС(Я), Порядок разработки государственных программ РС(Я) и др.). Но при внедрении новых механизмов в сфере управления финансами и планирования бюджета на местном уровне муниципальные образования столкнулись с рядом трудностей. Для того чтобы помочь органам местного самоуправления разобраться во всех вопросах и деталях, связанных с внедрением инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, Министерство финансов РС(Я) в сотрудничестве со своим давним партнером — компанией БФТ провело серию семинаров на тему «Переход муниципального образования к программно-целевому бюджету». Семинары прошли в 16 муниципальных образованиях региона, представители остальных муниципалитетов были приглашены на отдельный семинар, который прошел в Якутске.

На семинарах обсуждались как теоретические, так и практические аспекты перехода к программному бюджету. Были рассмотрены основные принципы программного бюджетирования и подходы к формированию программ, необходимость их увязывания с планами социально-экономического развития, опыт внедрения программно-целевых инструментов в других странах, в частности во Франции, Великобритании, США.

В основе программно-целевого метода управления лежит принцип распределения бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими программами в зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития. Таким образом, муниципальные целевые программы должны представлять собой документы, содержащие увязанный по ресурсам и срокам комплекс мероприятий, направленных на достижение стратегических целей и решение тактических задач, в них должен быть определен ответственный исполнитель программы.

Разработка программ базируется на глубоком анализе ретроспективы, текущей ситуации, прогнозируемых тенденций развития муниципального образования. Именно поэтому в ходе семинаров акцент был сделан на формирование навыков по построению системы целеполагания в связке «проблемы — цели — задачи» для разрабатываемых программ.

Не остался без внимания и один из самых сложных и «больных» вопросов — формирование системы показателей программы. Для этого были рассмотрены особенности подходов к формализации показателей, их увязке с системой целеполагания, предложены типовые примеры их использования в отраслевых программах.

Успешным решением в программе семинаров стала серия практических работ, в ходе которых участники тренировались в применении полученных навыков на примере выбранных отраслей. Для более углубленной проработки ряда вопросов оказались полезны индивидуальные консультации. Так, в Кобяйском улусе были скорректированы проекты программ на будущий год, в Момском улусе предложен новый формат разработки муниципальных целевых программ, направленный на повышение их качества.

С целью систематизации и унификации подходов к формированию программного бюджета на территории региона были подготовлены Методические рекомендации по разработке муниципальных программ муниципального образования РС(Я) и типовой Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ. Таким образом, обеспечивается создание единой системы целей, задач и направлений социально-экономического развития РС(Я).

Поделиться