Основным приоритетом повышения качества и оперативности предоставления населению государственных услуг является использование современных информационных технологий и перевод в ближайшее время (к 2015 году) всех государственных услуг в электронный вид. Федеральная налоговая служба относится к числу ведомств, наиболее подготовленных к электронному взаимодействию и активно внедряющих предоставление государственных услуг населению в электронном виде. В Республике Татарстан развитие предоставления услуг налоговых органов в электронном виде идет по нескольким направлениям.
Управление ФНС России по Республике Татарстан работает в тесном взаимодействии с Правительством Республики в сфере оказания услуг налоговых органов в электронном виде на региональном портале. На официальном портале республики www.prav.tatarstan.ru поддерживается страница управления с выходом на сайт УФНС. Согласно Плану мероприятий по предоставлению государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронном виде в Республике Татарстан (постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 19 января 2011 г. № 21) на портале государственных и муниципальных услуг реализована работа следующих сервисов: информирование и оплата задолженности по налогам, пеням и штрафам физических лиц, постановка на учет физических лиц и «Налоговый калькулятор».
Последняя услуга помогает гражданам и индивидуальным предпринимателям рассчитать суммы трех налогов: транспортного, единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и сумму патента при применении упрощенной системы налогообложения. Использование данного сервиса не создает налоговых обязательств. За четыре месяца его функционирования им воспользовались свыше 26 тыс. налогоплательщиков. У жителей республики есть возможность узнать и оплатить свою задолженность по налогам, а также текущие платежи без комиссий через специальные устройства — инфоматы, разработанные и изготовленные по программе «Электронный Татарстан». За прошедший год на портал и к инфоматам обратилось свыше 208 тыс. граждан за информацией о своей задолженности. Налоговых платежей оплачено на сумму около 19 млн руб.
Налоговая отчетность в электронном виде
Начало этому было положено еще в 2002 году с привлечения налогоплательщиков к представлению бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). По данным на 1 января 2012 года более 40 тыс. организаций и около 50 тыс. индивидуальных предпринимателей представляют отчетность в электронном виде, что составляет более 77,2 и 81,7 % соответственно от общего числа налогоплательщиков, ведущих финансово-хозяйственную деятельность. Задача ФНС — обеспечить к 2015 году долю налогоплательщиков, представляющих отчетность в электронном виде, на уровне не менее 80 %, практически выполнена. Неуклонно растет количество документов отчетности, представленных по ТКС. В 2011 году представлено более 1,35 млн документов налоговой и бухгалтерской отчетности (в 2010 году — около 994 тыс.).
Следующим этапом развития электронного взаимодействия стало внедрение информационного обмена с налогоплательщиками. Теперь они по своим запросам имеют возможность получать в режиме offline следующие информационные услуги: справки о состоянии расчетов по налогам, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговых деклараций, акты совместной сверки и справки об исполнении обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Если в 2010 году таких формализованных услуг было оказано более 145 тыс., то в 2011 году — более 160 тыс. Данный канал связи позволяет обмениваться и неформализованными сообщениями. Налоговыми органами рассылаются информационные материалы об изменениях законодательства, реквизитов для уплаты налогов. Налогоплательщики направляют запросы на получение разъяснений по применению налогового законодательства, справки, приложения, пояснительные записки к отчетности.
Предоставление услуг через сайт УФНС
ФНС России с 2010 года активно развивает электронные сервисы на своих сайтах. В ближайшее время сайты управлений ФНС России по субъектам РФ станут базовой площадкой для оказания целого комплекса услуг. Уже сегодня их реализовано 22. Настоящим прорывом в предоставлении электронных сервисов на официальном сайте стал 2011 год. Одним из самых востребованных является сервис «Узнайте вашу задолженность», запущенный еще в конце 2009 года. В среднем к нему ежедневно обращается более тысячи налогоплательщиков. В 2011 году за этой услугой обратилось более 383 тыс. граждан, сформировано квитанций на уплату налогов на общую сумму более 300 млн руб. В июне 2011 года у налогоплательщиков появилась и возможность оплаты налоговой задолженности через Интернет. Этой услугой в настоящее время могут воспользоваться клиенты восьми банков (среди них Сбербанк, Газпромбанк, Промсвязьбанк и др.). В дальнейшем перечень банков будет расширяться.
Республика Татарстан является одним из пяти регионов России, где сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» запущен в промышленную эксплуатацию с октября 2011 года. Он позволяет налогоплательщикам — физическим лицам:
- получать информацию об объектах недвижимости (с указанием даты начала и окончания владения, а также о налоговых характеристиках этих объектов);
- о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей;
- о задолженности/переплате по налогам, контролировать состояние расчетов по налогам;
- самостоятельно формировать и распечатывать налоговые уведомления, платежные документы;
- получать налоговые уведомления;
- оплачивать задолженность;
- обращаться в налоговую инспекцию без личного визита при возникновении вопросов.
Ввиду того что здесь представлена информация, содержащая налоговую тайну, доступ к сервису предусматривает регистрацию пользователей с выдачей логина и пароля. По состоянию на 1 марта 2012 года его пользователями стали около 100 тыс. жителей республики.
Одним из востребованных в республике является сервис «Проверь себя и контрагента». Здесь содержится доступ к сведениям, которые налогоплательщик может использовать с целью обеспечения безопасности бизнеса и минимизации налоговых рисков с будущими контрагентами:
- сведения о юридических лицах, внесенные в ЕГРЮЛ (публикация);
- сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятии решений о ликвидации, реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
- юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.
Сервис позволяет любому заинтересованному лицу не только оперативно узнавать достоверную и актуальную информацию об организации-контрагенте, заемщике, получателе бюджетных средств, но и на протяжении длительного времени отслеживать происходящие с ними изменения и, как следствие, минимизировать риски, а также возможные потери.
Востребованным как коммерческими организациями, так и государственными органами власти является сервис «Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП». Он предоставляет возможность получить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в электронном виде (при заключении договора с ФНС и уплате госпошлины). На бесплатной основе предоставляется доступ к указанным реестрам государственным органам власти. Сегодня около 90 исполнительных органов власти республики, включая органы местного самоуправления, используют эти данные. Наиболее активными пользователями являются Роспотребнадзор, ГИБДД, суды. Одним из самых массовых является сервис «Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет». Он предоставляет возможность заинтересованным лицам получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки (электронной либо на бумажном носителе) на основании запроса, направленного через Интернет в отношении самого налогоплательщика. Сервисом могут воспользоваться те, у кого есть соответствующая электронная цифровая подпись (ЭЦП). В 2011 году им воспользовалось около 1,6 тыс. налогоплательщиков.
С 1 октября 2011 года Федеральная налоговая служба назначена оператором Федеральной информационной адресной системы. Сервис, расположенный на сайте управления, позволяет получить гражданам и государственным органам достоверную, единообразную, структурированную адресную информацию по территории Российской Федерации в реальном режиме времени.
Очень популярны сервисы «Заполнить платежное поручение» и «Уплата госпошлины». Они помогают налогоплательщикам — юридическим лицам и гражданам заполнить документы на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему. Это сделает сама программа, достаточно лишь указать место учета, наименование плательщика, вид налога, сумму и способ уплаты.
Сегодня жители республики могут обратиться в налоговые инспекции и Управление ФНС по Республике Татарстан, не посещая его, через сервис «Обратиться в УФНС/ИФНС России». Обращения физических и юридических лиц регистрируются автоматически, осуществляется автоматизированный контроль за их исполнением. Все обращения рассматриваются в налоговых органах республики в установленные сроки. Ответ направляется налогоплательщику в письменном виде по почте либо на электронный адрес, указанный в запросе. В 2011 году в территориальные налоговые органы республики через сайт поступило более 4,8 тыс. обращений граждан (в 2010 году — 2,2 тыс.).
Услугой «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции» на данный момент воспользовались 56,6 тыс. татарстанцев. С помощью сервиса «Подача заявления физического лица о постановке на учет» в 2011 году было отправлено около 700 заявлений. Полезен в работе налогоплательщиков, а также и налоговых органов сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». Ресурс помогает налогоплательщикам и сотрудникам территориальных налоговых органов понять официальную позицию ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, согласованную с Минфином России. Здесь каждый может изучить предписания, полномочия должностных лиц налоговых органов, правила заполнения деклараций, свои права и обязанности и т. д. Прочитав интересующие его положения, налогоплательщик имеет возможность тут же на сайте в форме обратной связи написать жалобу на работу своей налоговой инспекции.
Сервис «Нормативные и методические материалы ФНС России» содержит необходимую для налогоплательщика информацию по налогообложению. Сервис «Интерактивная карта по сайтам управлений ФНС России по субъектом РФ» позволяет найти нужное управление ФНС России и перейти на его сайт. Сервис «Анкетирование» предоставляет возможность налогоплательщикам оценить работу налоговых органов и конкретных инспекторов. Полученная информация используется для повышения уровня обслуживания налогоплательщиков.
Перспективные проекты
Управление ФНС России по Республике Татарстан с 2011 года участвует в пилотном проекте ФНС России по представлению бухгалтерской и налоговой отчетности через портал ФНС России. Для участия в данном проекте налогоплательщики могут обратиться в любой удостоверяющий центр (УЦ), входящий в сеть доверенных УЦ ФНС России и приобрести ключи электронной цифровой подписи (ЭЦП). Спецоператор регистрирует налогоплательщика на портале ФНС России и выдает ему код абонента (уникальный идентификатор абонента) для работы с интернет-сервисом. При наличии ключа ЭЦП и уникального идентификатора абонента налогоплательщик может представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность через интернет-сайт ФНС России. В настоящее время уже 34 налогоплательщика использовали эту возможность, 40 деклараций, направленных через сайт, были успешно зарегистрированы в налоговых органах республики.
В ближайшей перспективе планируется реализация сервиса «Личный кабинет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С помощью этой услуги налогоплательщики смогут получать выписки об операциях, учтенных на карточке расчета с бюджетом, справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверки (по инициативе налогоплательщика), а также осуществлять уточнение ошибочных и невыясненных платежей и взаимодействовать по уведомлениям налогового органа. Налоговые органы по заявлениям налогоплательщика, направленным из «личного кабинета», будут проводить зачеты и возвраты излишне уплаченных (взысканных) налоговых платежей, уведомлять налогоплательщика о переплате по налогам, информировать о выявленной недоимке и о мерах, принятых по ее взысканию.
Электронный документооборот
Помимо государственных услуг ФНС России в соответствии с действующим налоговым законодательством реализует перевод полномочий всех субъектов налоговых правоотношений, связанных с реализацией налогового законодательства, в электронный формат. Сегодня налоговые органы уже направляют налогоплательщикам в электронном виде по ТКС следующие документы:
- свидетельство о постановке на налоговый учет (с ЭЦП);
- уведомление о постановке на налоговый учет (с ЭЦП);
- уведомление о снятии с налогового учета (с ЭЦП);
- требование о представлении документов при проверке;
- требование о представлении документов (информации) о плательщике и сделке (в 2011 году налоговыми органами направлено в электронном виде 103,3 тыс. требований).
В банки также направляются требования о перечислении налога и решении о приостановлении операций по счетам. В 2011 году направлено свыше 200 тыс. таких решений. В свою очередь организация или предприниматель может воспользоваться ТКС, чтобы сообщить в свою налоговую инспекцию информацию:
- об открытии или закрытии счетов;
- об участии в российских и иностранных организациях;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России (кроме филиалов и представительств);
- об изменениях в ранее сообщенные налоговикам сведения об обособленных подразделениях (кроме филиалов и представительств);
- о закрытии обособленных подразделений;
- реорганизации или ликвидации фирмы.
В перспективе будет осуществлен переход на электронный обмен счетами-фактурами. Перечень предоставляемых налогоплательщикам услуг с применением современных информационных технологий будет расширяться и совершенствоваться. Многообразие каналов по предоставлению государственных услуг налоговых органов в электронном виде позволит еще больше повысить открытость налоговых органов, доступность информации по налогообложению и сделать уплату налогов простой и удобной.