Об особенностях региональной системы стратегирования в Вологодской области рассказал заместитель губернатора региона Леонид Генрихович Иогман
— Леонид Генрихович, как развивалась система стратегического планирования в Вологодской области?
— К разработке стратегических документов мы приступили достаточно давно, причем в отсутствие федеральной нормативной базы. Одним из первых документов стратегического характера можно назвать Концепцию Стратегии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу, принятую правительством области еще в 2004 году. При защите в Минрегионе России в марте 2006 года она была признана лучшей из стратегий 33 регионов.
На сайте bujet.ru есть библиотека статей, посвященная региональному стратегировнаию и региональным стратегиям. Ознакомиться с ней можно здесь.
Эта концепция легла в основу разработки Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, принятой в июне 2010 года. В 2011 году документ был признан лауреатом конкурса региональных стратегий среди субъектов РФ «За многолетнюю эффективную работу по совершенствованию стратегического планирования в Российской Федерации».
Формирование стратегии, конечно же, не было закрытым процессом. К ее разработке был привлечен Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Проект размещался на официальном сайте правительства области для широкого публичного обсуждения. Проводились заседания тематических круглых столов, деловая игра, в которой приняли участие около 200 представителей органов государственной власти региона, муниципалитетов, бизнеса, научного сообщества, общественных объединений и экспертов. Активное участие в обсуждении стратегии принимало региональное объединение работодателей: СПП Вологодской области, Вологодская ТПП, Клуб деловых людей, Общественная палата.
— Как определялись ключевые задачи развития области? Каковы эти задачи?
— Конкретные приоритеты развития региона были определены на основе анализа ресурсных источников. В числе этих приоритетов:
- содействие модернизации базового сектора (металлургии, химической отрасли, лесопромышленного комплекса), а также развитие сырьевой базы;
- рост диверсификации и уровня инновационности экономики области;
- усиление взаимосвязи агломерации «Вологда — Череповец»;
- формирование разнообразного и динамичного рынка труда, способного сформировать различные предложения, в том числе и за пределами традиционной индустрии (базового сектора);
- повышение устойчивости системы расселения, а также инфраструктурное развитие территорий;
- рост сбалансированности бюджетной системы, гибкости и эффективности системы государственного управления.
Хочу отметить, что стратегия социально-экономического развития области — это не догма, а скорее некая подвижная модель, способная трансформироваться с учетом меняющихся условий и обстоятельств. И в нее, безусловно, мы вносим соответствующие корректировки. В этом году губернатором области перед регионом поставлены новые первоочередные задачи. На основе стратегии разработан план мероприятий по выполнению этих задач, рассчитанный на 2012−2016 годы.
— Удалось ли увязать областную стратегию со стратегическими документами других уровней (федерального, окружного), стратегиями крупнейших предприятий, действующих на территории региона, естественных монополий?
— Так сложилось, что в 2010 году еще не был разработан основной стратегический документ Северо-Западного федерального округа, поэтому мы ориентировались на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. При разработке регионального раздела концепции мы активно взаимодействовали с Министерством регионального развития РФ. В результате совместной работы было определено пять зон опережающего развития на территории региона: индустриальный парк «Шексна», проект формирования и структурирования лесного кластера, проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», дестинация «Белоозеро», туристско-рекреационная зона «Онего».
Вологодская область с самого начала приняла активное участие в формировании Стратегии Северо-Западного федерального округа. В текущем году мы вносили свои предложения в проект плана мероприятий по реализации стратегии округа. Естественно, по результатам этой работы мы также выполнили корректировку нашей областной стратегии.
Несколько положительных моментов заключаются в том, что стратегические документы есть и на уровне округа, и на региональном уровне. Во-первых, наличие согласованной Стратегии Северо-Западного федерального округа позволяет нам синхронизировать свои планы и программы с планами и программами наших соседей. Во-вторых, появляется реальная возможность синхронизировать развитие инфраструктур (транспортной, энергетической) не только с отраслевыми стратегиями, но и со стратегиями регионов. Наконец, в-третьих, наличие стратегии округа дает понимание логики развития и округа, и субъектов, входящих в него.
Взаимодействие с крупнейшими предприятиями региона проходило на всех этапах развития системы стратегического планирования. Область старается максимально учесть интересы ведущих субъектов экономики региона. Так, например, при обсуждении проекта Программы социально-экономического развития Вологодской области на 2011−2013 годы были приняты во внимание и использованы предложения регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области».
Стратегия развития области является основой формирования комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов Череповца и Сокола, которые получили финансовую поддержку со стороны Федерации и успешно реализуются. Очень важна для нас и разработка отраслевых стратегий, стратегий развития муниципальных образований. Ведь только четко выстроенная система стратегического планирования позволит достичь обозначенные в стратегии развития области цели и решить поставленные в ней задачи.
Важным фактором, определяющим дальнейшее развитие региональной системы стратегического планирования, выступит Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании». Напомню, что проект этого документа должен быть внесен на рассмотрение в Государственную думу до 1 октября 2012 года. Федеральный закон должен определить механизмы, координирующие стратегическое планирование, и меры бюджетной политики.
— Как строятся механизмы реализации стратегии?
— В основе стратегии лежат правовые, организационные и финансовые механизмы ее реализации. Максимально благоприятные условия для реализации приоритетов стратегии создает совершенствование нормативно-правовой базы. Все усилия органов власти должны быть направлены на установление стабильных и понятных «правил игры». Бизнес-сообщество должно быть уверено, что соблюдаются все договоренности, что действия власти логичны и понятны. Только так мы сможем создать дружественный инвестиционный климат в регионе, и это позволит нам максимально использовать преимущества государственно-частного партнерства для развития территорий.
В Вологодской области разработана законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность в регионе. Принят закон о формах участия Вологодской области в ГЧП. Действует государственная областная инвестиционная программа, направленная на привлечение инвестиций в производственную сферу области. Развивая сотрудничество бизнеса и власти, мы создаем условия для реализации социально значимых стратегических проектов. Для стимулирования инвестиционной активности в регионе создана Корпорация развития Вологодской области, которая должна стать новым инструментом работы с инвестором, обеспечивающим сопровождение проекта на всем пути от формирования идеи до завершения его реализации. Отмечу, что реализация проектов преобразования экономического пространства области ведется в так называемых коридорах развития. Использование этой категории вместо привычных «точек роста» связано с большими расстояниями, крайней неравномерностью расселения и размещения бизнесов, дифференциацией развития инфраструктуры в области.
Для создания нового качества экономики области были определены ключевые социально-экономические проекты, запускающие реализацию стратегии. Это прежде всего развитие транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктур; организация индустриальных парков, на территории которых создается вся необходимая инженерная инфраструктура; формирование конкурентоспособных кластеров: лесного, строительного, агропродовольственного и рекреационного, а также развитие малого и среднего предпринимательства, активный маркетинг территорий.
Проекты социальной сферы, направленные на создание нового качества жизни, связаны с развитием крупной городской агломерации «Вологда — Череповец», модернизацией и диверсификацией монопрофильных городов Череповца и Сокола, повышением качества городской среды, развитием человеческого капитала.
— Каково влияние стратегии на текущую работу органов исполнительной власти?
— Прежде всего она является основой для разработки стратегий отдельных отраслей экономики и социальной сферы области, а также стратегических документов муниципальных образований. В настоящее время в области действует 18 отраслевых стратегий и 11 стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, а также крупных «опорных» городов — Вологды и Череповца. Эффективность деятельности органов власти области и местного самоуправления напрямую зависит от достижения целевых показателей, определенных в отраслевых или муниципальных документах, которые в свою очередь взаимоувязаны с областной стратегией.
Замечу, что реализация стратегии будет невозможна без совершенствования системы управления, то есть создания нового качества власти. Каждое действие органа власти, каждое принимаемое решение должно приносить реальный, ощутимый результат, приближающий нас к достижению стратегических целей. Снижение избыточного государственного регулирования экономики, ориентация системы государственного управления на результат, повышение эффективности расходования бюджетных средств — все это важные механизмы ускорения социально-экономического развития области.
— Широко известна проблема увязки стратегий социально-экономического развития с бюджетным процессом. Как она решается в Вологодской области?
— Действительно, сейчас много говорится о том, что стратегическое планирование на всех уровнях слабо связано с бюджетным процессом. Эта проблема становится особенно актуальной в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда остро стоит вопрос повышения результативности бюджетных расходов. В данной ситуации программно-целевые методы планирования и исполнения бюджета становятся действенным инструментом достижения стратегических целей и повышения эффективности бюджетной политики.
В Вологодской области главными финансовыми механизмами реализации стратегии в средне- и долгосрочной перспективе являются областные и ведомственные целевые программы, разрабатываемые и реализуемые органами государственной власти в соответствии с приоритетами социально-экономической политики. Применение программно-целевых методов бюджетного планирования через распределение бюджетных расходов по целям, задачам и программам в текущем планируемом периоде позволяет установить прямую взаимосвязь между расходованием бюджетных средств и результатами их использования. При этом бюджет на текущий год является составной частью трехлетнего финансового документа, что обеспечивает преемственность финансирования мероприятий целевых программ и, с другой стороны, позволяет вносить в них ежегодные корректировки в соответствии с достигнутыми результатами и изменениями доходной части бюджета.
Однако возникает вопрос: как увязать долгосрочные планы стратегии с финансовыми документами на среднесрочную перспективу? В Вологодской области законодательно определено, что подготовке проекта бюджета предшествует составление прогноза и программы социально-экономического развития области на среднесрочный период. Таким образом, важным механизмом реализации стратегии становится программа социально-экономического развития области, срок действия которой составляет три года. Среднесрочная программа обеспечивает реализацию основных приоритетов стратегии через формирование среднесрочных задач в соответствии с долгосрочными целями. Кроме того, среднесрочная программа становится ориентиром для разработки и реализации долгосрочных целевых программ, проведения мониторинга реализации стратегии и аудита целевых программ.