Роальд Владимирович БАБУН, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)
К истории вопроса
Еще в период до 1917 года на городских и земских органах власти лежала ответственность за финансирование школ, больниц, домов призрения, помощь малообеспеченным, одиноким (дети-сироты, старики), инвалидам. Огромные расстояния и слабые транспортные связи делали иной подход просто невозможным. В СССР социальные вопросы также в основном решались на местном уровне, хотя при единой государственной собственности и финансовой системе средства на эти цели выделялись и распределялись централизованно.
Иная ситуация возникла в постсоветской России в связи с формированием МСУ как относительно автономного уровня публичной власти, наделенного собственными полномочиями и финансовыми источниками. Необходимо было четко разграничить полномочия между органами госвласти и органами МСУ и определить источники их финансирования. В связи с этим в российском законодательстве появился термин «вопросы местного значения». Закон №
Существуют разные взгляды на то, что следует относить к вопросам местного значения. О. И. Генисаретский и В. Л. Глазычев1 еще 15 лет назад сформулировали самый важный критерий разграничения полномочий и финансовых обязательств — наличие или отсутствие государственных социальных стандартов на решение того или иного вопроса, на уровень и качество предоставляемых услуг. Причем речь может идти только о социальных стандартах, определяющих потребность в бюджетных расходах, а не о технических, санитарных, экологических и других стандартах и нормативах, устанавливаемых органами государственной власти и обязательных для исполнения. Муниципальное сообщество постоянно требует от федерального законодателя установления государственных минимальных социальных стандартов на предоставление важнейших социальных услуг, с тем чтобы на этой базе обоснованно определять потребность в финансовых средствах. Между тем согласно действующему законодательству государственные минимальные социальные стандарты должны устанавливаться только на решение вопросов, относящихся к полномочиям федеральных органов. На решение вопросов регионального значения должны устанавливаться региональные минимальные социальные стандарты и нормативы бюджетных расходов, а на решение вопросов местного значения — муниципальные социальные стандарты и нормативы. В статье 53 Закона №
Очевидно, что по таким вопросам, как школьное образование, здравоохранение, социальная поддержка отдельных категорий граждан, государство обязано устанавливать минимальные социальные стандарты и рассчитывать финансовые средства на реализацию их требований. Но тогда данные вопросы должны быть исключены из перечня вопросов местного значения и объявлены вопросами государственного значения. Соответственно их финансирование должно осуществляться из вышестоящих бюджетов.
Пути решения данной проблемы были определены в Конституции РФ (ч. 2 ст. 132), согласно которой органы МСУ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Значит, тот или иной вопрос, фактически решаемый на муниципальном уровне, может быть провозглашен либо вопросом местного значения, либо отдельным государственным полномочием. В последнем случае его финансирование должно осуществляться за счет субвенций из федерального или регионального бюджета в зависимости от того, чьи полномочия выполняют органы МСУ.
Исходя из принципа субсидиарности, передача ряда государственных полномочий на местный уровень является эффективной и целесообразной. В этом случае органы МСУ выступают перед населением в качестве агентов государства на местах. Такая передача позволяет экономить затраты на создание территориальных органов госвласти, лучше учитывать местные условия и особенности для улучшения обслуживания населения, а главное — привлекать общественность к участию в решении отдельных вопросов и поставить их исполнение под контроль населения.
Следует учитывать, что всякое полномочие органа публичной власти по решению того или иного вопроса включает в себя три компонента: нормативно-правовое регулирование, финансирование и непосредственное исполнение, то есть реальное предоставление тех или иных услуг. Для вопросов местного значения, исходя из вышеизложенного, все эти три компонента должны быть закреплены за органами МСУ. Для вопросов государственного значения, передаваемых органам МСУ, должны делегироваться только полномочия по предоставлению услуг. На каждом уровне публичной власти органы, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в той или иной сфере, устанавливающие минимальные социальные нормативы и стандарты предоставления услуг, а также различные социальные льготы, должны знать, с какими затратами связано обеспечение этих нормативов, стандартов и льгот, и нести ответственность за их финансовое обеспечение через предоставление субвенций.
Изменение перечня вопросов местного значения
Сопоставим нормы Закона №
Общее количество вопросов местного значения за прошедший период непрерывно возрастало. Так, для городского округа с момента принятия Закона №
Закон №
Образование
В Законе №
Совершенно другой подход содержится в Законе №
Различие между приведенной формулировкой и формулировкой Закона №
Социальная политика
В Законе №
В Законе №
В отличие от сферы образования в Законе №
Здравоохранение
В Законе №
В Законе №
Таблица. Удельный вес субвенций в расходах бюджета г. Новокузнецка по основным отраслям социальной сферы за 2011 и 2012 гг.
Статьи расходов |
2011 г. |
2012 г. | ||||
Расходы, млн руб. |
Субвенции, млн руб. |
Удельный вес субвенций в расходах, % |
Расходы, млн руб. |
Субвенции, млн руб. |
Удельный вес субвенций в расходах, % | |
Всего расходов |
17 463,0 |
4922,3 |
28,2 |
18 069,3 |
6926,9 |
38,3 |
Образование всего |
5644,4 |
2195,5 |
38,9 |
6760,2 |
2589,0 |
38,3 |
Дошкольное образование |
1839,1 |
80,0 |
4,3 |
2261,5 |
154,4 |
6,8 |
Общее образование |
3108,9 |
1986,1 |
63,9 |
3798,8 |
2296,9 |
60,4 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
127,2 |
70,1 |
55,1 |
156,3 |
70,1 |
44,8 |
Другие вопросы образования |
540,1 |
69,3 |
12,8 |
519,6 |
67,6 |
13,0 |
Здравоохранение всего |
2081,3 |
38,3 |
1,8 |
1970,8 |
1516,2 |
76,9 |
Стационарная медицинская помощь |
1148,9 |
─ |
─ |
851,7 |
665,6 |
78,1 |
Амбулаторная медицинская помощь |
618,0 |
─ |
─ |
417,3 |
346,1 |
82,9 |
Скорая медицинская помощь |
197,4 |
36,1 |
18,3 |
232,0 |
203,8 |
87,8 |
Другие вопросы здравоохранения |
108,6 |
2,2 |
2,0 |
458,7 |
289,9 |
63,2 |
Социальная политика всего |
2498,1 |
2416,4 |
96,7 |
2848,9 |
2764,6 |
97,0 |
Социальное обслуживание |
459,1 |
426,4 |
92,9 |
487,2 |
465,0 |
95,4 |
Социальное обеспечение |
1756,1 |
1734,6 |
98,8 |
2023,6 |
1994,0 |
98,5 |
Охрана семьи и детства |
146,0 |
135,6 |
92,9 |
191,9 |
179,7 |
93,6 |
Другие вопросы социальной политики |
119,7 |
119,7 |
100 |
126,2 |
125,9 |
99,7 |
Сумма трех отраслей социальной сферы |
10 223,8 |
4650,2 |
45,5 |
11 579,9 |
6869,8 |
59,3 |
Доля трех отраслей социальной сферы в расходах бюджета, % |
58,5 |
94,4 |
64,1 |
99,2 |
|
Данная система существовала до начала 2012 года, пока не вступили в силу Закон №
Таким образом, в сфере здравоохранения с 2012 года вводится та же модель, которая ранее была принята в сфере социальной политики. Все полномочия передаются от органов МСУ к органам государственной власти субъектов РФ, которые могут передавать осуществление части этих полномочий органам МСУ в качестве государственных полномочий с сохранением сложившейся сети муниципальных медицинских учреждений и их финансированием за счет субвенций. И здесь разные субъекты РФ могут принимать прямо противоположные решения.
Общей проблемой для всех трех сфер являются недостаточные объемы субвенций, не обеспечивающие качественного предоставления услуг. Многие субъекты РФ, бюджеты которых сводятся с дефицитом, сознательно занижают финансовые нормативы предоставления субвенций, а граждане обоснованно предъявляют претензии муниципальным учреждениям, предоставляющим услуги. Решение этой проблемы требует оздоровления всей финансовой системы государства.
В качестве конкретного примера системы финансирования социальной сферы был рассмотрен г. Новокузнецк. Кемеровская область возвратила городским округам и муниципальным районам переданные ей полномочия в сферах социальной политики и здравоохранения, сохранила сеть муниципальных учреждений и установила систему субвенций. Для оценки ситуации в социальной сфере Новокузнецка был проведен анализ расходов бюджета города по отраслям социальной сферы в утвержденных бюджетах города за 2011 и 2012 годы и объемов субвенций из бюджета области по этим же сферам. Такой анализ позволил выявить долю расходов города и области по отдельным отраслям социальной сферы (см. таблицу).
Как видно из таблицы, на финансирование трех ключевых отраслей социальной сферы в 2011 году было израсходовано 58,5 % общих расходов бюджета Новокузнецка, а в 2012 году предусмотрено уже 64,1 %. То есть это самая крупная и возрастающая часть бюджетных расходов. В целом на выполнение государственных полномочий в Новокузнецке в 2011 году было израсходовано 28,2 % общего объема расходов бюджета, а в 2012 году предусмотрено уже 38,3 %. По трем отраслям социальной сферы эта доля составляла в 2011 году 45,5 %, в 2012 году — 59,3 %. Субвенции на финансирование этих отраслей в 2011 году составили 94,4 % общего объема субвенций, а в 2012 году ожидается 99,2 %.
Выводы
1 Содержание и развитие социальной сферы в основной своей части следует считать вопросами не местного, а государственного значения. Установление стандартов предоставления основных услуг социальной сферы, системы социальных льгот и нормативов финансирования должно быть прерогативой и ответственностью государства.
2 Данный подход практически реализуется в современной политике Российского государства, вследствие чего объем собственных полномочий органов МСУ в социальной сфере неуклонно сокращается.
3 Органы МСУ могут более эффективно исполнять отдельные государственные полномочия в отраслях социальной сферы, требующие постоянной работы с населением и участия общественности, вследствие чего передача исполнения этих полномочий на муниципальный уровень и сохранение сети муниципальных учреждений социальной сферы являются целесообразными.
4 Объемы субвенций, выделяемых местным бюджетам на исполнение переданных государственных полномочий, должны быть достаточными для качественного предоставления услуг.
5 Из имеющихся моделей делегирования государственных полномочий органам МСУ наиболее целесообразной представляется модель, принятая в сфере школьного образования, согласно которой предоставление образовательных услуг однозначно отнесено к полномочиям органов МСУ, а органы государственной власти субъектов РФ обязаны устанавливать минимальные социальные стандарты предоставления услуг и обеспечивать их финансирование через субвенции. Менее эффективной представляется модель, принятая в здравоохранении и социальной политике, когда субъекты РФ могут по своему представлению передавать или не передавать соответствующие полномочия органам МСУ.
6 Отстранение органов МСУ от участия в поддержании и развитии социальной сферы на своих территориях противоречит самой природе местного самоуправления и представляется необоснованным. В то же время отдельные муниципальные образования, не имеющие необходимой материальной базы и квалифицированного персонала для предоставления услуг социальной сферы, должны иметь право отказываться от наделения их соответствующими государственными полномочиями.