Версия для печати 2530 Материалы по теме
Регионы вернулись за деньгами

Рынок субфедеральных займов переживает настоящий бум

Текущий год, вероятно, войдет в историю как год возвращения регионов и городов на рынок облигационных займов. Еще год назад это рынок называли театром двух актеров — свои долговые бумаги постоянно размещали лишь администрации Санкт-Петербурга и Москвы. И хотя в прошлом году Минфином было зарегистрировано 26 новых облигационных выпусков 14субъектов Федерации, все же эмитентов, действительно размещавших облигации на рьнке, можно было пересчитать пальцам одной рук. В 2002-м процесс пошел гораздо активнее.

Процесс пошел

За восемь месяцев с начала года Минфин зарегистрировал уже 30 выпусков облигаций 14региональных и городских администраций: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Уфы, Екатеринбурга, Волгоградской, Иркутской, Костромской, Томской, Тверской областей, Карелии, Башкортастана, Чувашской республики И Ханты-Мансийского автономного округа. Из них 10эмитентов разместили займы на общую сумму 11,75 млрд. рублей. В итоге емкость российского рынка субфедеральных и муниципальных облигаций к концу сентября превысила 28 млрд. рублей по номиналу. Бумаги 10 эмитентов достаточно активно обращаются на вторичном рынке: общий объем вторичных торгов субфедеральными облигациями с января по август составил 18,9млрд. рублей, доходность бумаг колеблется в диапазоне 12-18 процентов годовых.

Бум только начинается

Значительная активизация регионов на долговом рынке налицо. Между тем, его основной штурм еще впереди. В оставшиеся до конца года месяц 12 администраций городов, областей иреспублик страны готовятся занять еще около 11 млрд рублей — это почти столько же, сколько было привлечено регионами в первые 9 месяцев года. Расширяется и география, но иассортимент займов. Так, например, после принятия закона «О землепользовании и застройке вМоскве» столичное правительство намерено разместить так называемые муниципальные земельные ценные бумаги. Правда, подробности об этих новых инструментах станут известны нераньше осени. Иркутская область планирует выпустить долговые обязательства для финансирования жилищно-коммунальной реформы. Ханты-Мансийский автономный округ готовит выпуск облигаций, которые впоследствии будут конвертированы в акции предприятий, построенных за счет заемных средств.

Долговая осень

Богатым на размещения обещает стать октябрь. В этом месяце Москва предложит инвесторам полуторалетние бумаги с 15-процентным купоном объемом 4 млрд.руб. Томская область предложит однолетнии облигации с 19-процентным купоном на сумму 70 млн рублей. В октябре регион планирует привлечь еще 30 млн. от населения, а также дополнительно разместить доконца года облигации на 200 млн рублей, которые готовятся к регистрации в Минфине. Впервые после дефолта по своим обязательствам на рынок займов возвращается Якутия. Республика готовится предложить рынку одно- двухлетние бумаги с постоянным купонным доходом на470млн. руб. Саратов в конце октября- начале ноября собирается провести биржевое размещение своих облигаций на 200 млн. рублей. На этот же период запланировала размещение Мурманская область, которая намерена привлечь 250 млн. рублей сроком на 1-5 лет. Осенью текущего года планирует начать размещение облигационного займа Костромская область. Это будут бумаги с постоянным купонным доходом, размер которого на момент подготовки материала еще не был определен, сроком обращения от 1 до 5 лет. Минфином также зарегистрированы костромские бумаги с переменным купоном, размер которого будет зависеть от ставки рефинансирования и уровня инфляции. Область намерена при-влечь с рынка 25 млн рублей. 1—5-летние купонные облигации на сумму 500 млн рублей готовит к вы-пуску в этом году Ленинградская область, однолетние купонные на 100 млн — Сахалинская, 70 млн планирует занять до конца года Бурятия, 200 млн — администрация Нижнего Новгорода, 2,9 млрд рублей— Московская область, 2,7 млрд — Ханты-Мансийский автономный округ. Кемеровчане до конца года разместят на организованном рынке облигационный заем объемом 100 млн рублей под доходность, которая на 4–5 процентных пункта будет ниже ставки рефинансирования.

Омичи готовы рассмотреть вопрос новых размещений в 2003 году при условии окончательной ликвидации имеющейся у региона задолженности. Хакасия этой осенью будет определяться спланами впуска облигаций в будущем году. Иркутская область планирует на будущий год занять на внутреннем рынке 110 млн рублей, решает вопрос выхода на рынок в будущем году иКалининградская область.

Рынок получает стимулы

Повышению активности регионов способствует целый ряд факторов. Так, например, Минфин подготовил поправки в Бюджетный кодекс, заполняющий пробелы законодательства в части региональных заимствований и облегчающий выход субъектов Федерации на внутренний ивнешний денежные рынки. В действующей редакции БК не-сет в себе целый ряд ограничений назаимствования субъектов федерации. Так, например, выход на рынок внешнего долга закрыт для тех из них, кто не успел занять за границей до 1 января 2001 года. Брать в долг, согласно Кодексу, города и регионы могут только на покрытие бюджетного дефицита, размер которого недолжен превышать 15% собственных доходов субъекта. А сумма, необходимая на обслуживание долга, должна укладываться в 15% от объема его бюджетных расходов.

Еще одним стимулом развития рынка субфедеральных заимствований является четко обозначенная политика Центробанка, направленная на поэтапное сокращение ставки рефинансирования. В апреле и августе 2002 года она была снижена в общей сложности на 4% пункта и достигла 21% годовых. Кроме того, ЦБ снизил кредитные и депозитные ставки. Помнению некоторых экспертов, в ближайшем будущем это должно привести и к падению доходности на рынке облигаций. То есть — к удешевлению заимствований, в том числе ирегиональных.

Дает свои плоды и конкуренция между РТС и ММВБ — двумя ведущими торговыми площадками, на которых проходит первичное размещение и последующее обращение многих региональных облигационных займов. В конце июля биржевой совет Московской межбанковской валютной биржи одобрил программу поэтапного снижения биржевой комиссии по операциям с облигациями и введение института маркет—мейкерства. Комиссия на сделки с субфедеральными бумагами снижена почти вдвое — с 0,035 до 0,02%, а по операциям, совершаемым в режиме переговорных сделок (РПС), она теперь не может превышать 1500 рублей. Для маркетмейкеров комиссия будет еще ниже — 0,01% по сделкам с российскими бумагами и 0,001% — с евробондами.

В долги — не от хорошей жизни

Однако снижение издержек по выпуску и размещению облигаций, оптимизация законодательства и снижение процентных ставок — далеко не главные причины роста активности регионов нарынке займов. Скорее это и не причины вовсе, а лишь стимулы для дальнейшего развития рынка. Возвращаются же регионы по другим соображениям и, видимо, не от хорошей жизни. Вступивший в силу новый Налоговый Кодекс в нынешнем году привел к перераспределению фискальных потоков от субъектов к федеральному центру. В результате ряд регионов, вполне вероятно, могут столкнуться (или уже столкнулся) с проблемами исполнения своих бюджетов. Сегодня более 80 процентов из них не в состоянии прожить исключительно за счет собственных доходов и постоянно пользуются финансовой помощью федерального центра. И если раньше многие из них не обращали особого внимания на денежный рынок, то с начала года им пришлось это сделать. Возможно, именно появлению нового налогового законодательства обязан своим возрождением сектор субфедеральных заимствований. Однако помимо оптимизма активизация регионов внушает и некоторую настороженность. Действительно, появление выпадающих доходов вызывает потребность в поиске дополнительных источников бюджетных поступлений. Однако к решению этого вопроса можно подойти по—разному. Безопасным, рациональным, ноодновременно и самым непростым является привлечение займов на развитие региональной инфраструктуры. Отдача от них будет опосредованной — в виде будущего увеличения налоговых платежей вследствие роста деловой активности в регионе. Есть и другой, более простой способ решения проблемы — прямое замещение выпадающих доходов заемными средствами, которые зачастую безвозвратно идут на решение насущных вопросов в социальной сфере. В этом случае заемщик рискует оказаться обреченным на дефолт.

Материал подготовил: Антон Кузин

Поделиться