Версия для печати 5209 Материалы по теме
Как нам обустроить себя (о кооперации)

Гутман
Красницкий
Тема статьи — кооперация. Кооперация как способ выживания, как способ самоорганизации бизнеса. Результаты работы кооператоров и их относительно разрозненных, малочисленных и экономически маломощных кооперативов в Калужской, Саратовской, Челябинской и Читинской областях, в Чувашской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и в некоторых других регионах страны за почти 20-летний период если не впечатляют, то хотя бы не позволяют опускать руки. С другой стороны, если за 20 с лишним лет кооперация не смогла подняться до европейского уровня, пусть не до 60–70 % внутреннего валового продукта, а хотя бы до 20 %, то, может быть, сегодня в России не ее время? Матвей Борисович ГУТМАН, председатель координационного совета профсоюза работников хлебопекарной, кондитерской, макаронной отраслей промышленности, общественного питания и смежных производств «Хлебное дело» Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника Управления ФСТ России

Власть и Мы

Когда-то, в незапамятные времена, мы, общество, учредили некоммерческую организацию. Назвав ее государством, мы передали ей функции, которые по разным причинам — экономическим, физическим, моральным не могли или не хотели исполнять сами, полагая, что так или иначе заработаем и сможем содержать ее. Не лучшая, признаться, идея, что-то вроде построения социального забора. Сегодняшняя так называемая глобализация — это попытки его разрушить, например, созданием совместных сфер жизнедеятельности (Шенгенское пространство, договор об экономическом и валютном союзе и т. д.). Процесс сложный, во многом эмпирический, связанный с устранением социального и экономического неравенства (неравновесности государств и межгосударственных отношений).

Что мы хотим сегодня от власти? Чтобы она нам помогала или, не смейтесь, на нас или, что значительно лучше, за нас работала?! Это наше глубочайшее заблуждение! Нет, мы должны хотеть и добиваться всеми законными способами, чтобы она нам не мешала, выполняя наперед заданные ей функции. Именно для этого мы ей и платим налоги. Власть всегда занята самосохранением, мы — выживанием. Чтобы эти два мира — Власть и Мы — при соприкосновении создавали меньше искр, Мы (реже — Власть) предлагаем разумные правила, приемлемые и для Власти. Основное из них: чем больше Мы заработаем, тем больше заплатим налогов. Если Власть имеет надежные источники доходов, ей не до нас. Если доходы снижаются, то начинаются разговоры про малый и средний бизнес. Сейчас опять начинается наше время...

Определим задачу малого и среднего бизнеса как производство и реализацию хлеба насущного, понимая под этим «изготовление» продуктов питания, включая производство, сбыт и переработку мясной, молочной, овощной и другой сельскохозяйственной продукции, и одежды. К хлебу насущному отнесем и обучение, и торговлю, в том числе рынки и магазины, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, уборку и благоустройство территорий, организацию общественного транспорта и такси, медицинское обслуживание и т. п. Не забудьте и про «свечной заводик»! То есть задачей малого и среднего бизнеса будет создание, развитие и функционирование всего, и здесь нельзя промахнуться(!), что не вызывает интерес у государства, если оно почему-то является участником бизнес-процесса. Это связано с тем, что «современная теория конкуренции (по Фр. А. Хайеку) имеет дело почти исключительно с состоянием, именуемым „конкурентным равновесием“, когда предполагается, что данные разных индивидов полностью взаимосогласованы друг с другом, тогда как проблема, требующая объяснения, касается природы процесса (подчеркнуто нами. — Авт.), порождающего такое взаимосогласование данных».

Согласно общепринятой точке зрения, совершенная конкуренция предполагает:

  • однородность товаров, которые предлагаются и на которые предъявляется спрос большим числом достаточно мелких продавцов и покупателей, однако никто из них не рассчитывает оказать своими действиями заметного влияния на цену;
  • свободное вступление на рынок и отсутствие других ограничений на движение цен и ресурсов;
  • полное знание значимых факторов всеми участниками рынка.

Интуитивно понятно, что третье условие практически невыполнимо. Однако при наличии равновеликих участников рынка, иначе в отсутствие монополистов, релевантные факторы становятся доступны продавцам и покупателям. Наличие же большого числа «достаточно мелких продавцов и покупателей», о которых писал Хайек, нами интерпретируется как большое число практически равновеликих продавцов и покупателей.

Не вдаваясь в дискуссию о теории и практике конкуренции, отметим лишь, что в пределе, по Хайеку, «„совершенная“ конкуренция означает отсутствие всякой конкурентной деятельности». Такое понимание и означает социальную направленность кооперации. Если хотите, кооперация — это современная форма натурального хозяйства, когда участники процесса должны выступать одновременно производителями и потребителями хлеба насущного. Существующая сегодня конкуренция, зачастую основанная на инсайдерской информации, таковой, по существу, не является. С другой стороны, такая «конкуренция» — элемент монопольной деятельности, обратной стороной которой являются постоянно возрастающие издержки (если хотите, это «экономика» коррупции).

Субсидиарная ответственность

Кооперативные системообразующие надстройки должны способствовать решению двух основных задач: обеспечить полное знание релевантных факторов всем участникам и создать условия для снижения ими издержек производства и потребления. Отсутствие информации о текущем состоянии рынка, его перспективах, спросе и предложении на производимый и потребляемый товар в пределах региона или страны существенно увеличивает издержки производства и потребления и, как следствие, создает условия его неконкурентоспособности.

Институциональное строительство кооперативной системы имеет целью защиту собственного бизнеса. Например, субсидиарная ответственность — один из базовых, но не применяемый сегодня кооперативный принцип. Говоря просто, субсидиарная ответственность — это круговая порука (коллективная ответственность) членов кооператива.

Исторически субсидиарная ответственность возникла как попытка социальной защиты крестьян, получивших землю после отмены крепостного права. Проблема появилась в связи с необходимостью получения кредита в банках. Ссылаясь на необразованность и некомпетентность крестьян во взаимоотношениях с банками, предполагая, что конфискация земельных наделов оставит многих крестьян без средств к существованию и вызовет социальные волнения, в конце XIX века был принят закон о неотчуждаемости крестьянского имущества, который запрещал использовать землю и имущество в качестве залога при получении кредитов. Поскольку урожая часто не хватало для залогового обеспечения, крестьяне предлагали свой труд в качестве залога, что создавало сомнительный прецедент кредитования без финансовых гарантий и, по существу, без всякого обеспечения. В скобках зададимся вопросом: не этим ли объяснялось стремительное увеличение числа кооперативов, создававшихся с целью успеть поучаствовать в национальном проекте АПК?

С другой стороны, государство тогда же предложило и способствовало созданию кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. Кредитные товарищества создавались для мало­имущих крестьян. В отличие от ссудо-сберегательных кредитные товарищества могли обходиться без паев своих членов, так как правительство вносило денежные средства, которые служили уставным капиталом. Были введены должности контролеров, назначаемых государством. В их обязанности входило распределение ссуд, контроль над их использованием, гарантии их возвратности и обеспечение обучения кооператоров.

Государство предложило государственному банку начать выделение небольших кредитов на нужды сельского хозяйства и торговли сельскохозяйственными товарами через кооперативы, давая возможность получения кооперативного кредита на основе личного доверия каждого члена к кооперативу и круговой поруки всех кооператоров по отношению к кредитодателю и управляя процессом вхождения крестьян в рынок.

Понятно, что эффективное применение субсидиарной ответственности повышает устойчивость кооператива. Как заставить ее «работать»? Почему мы, члены кооператива, должны компенсировать неисполнительность какого-то члена кооператива или, как нам кажется, плохую работу органов управления кооперативом? Если кто-то может не выполнять свои обязанности, не приведет ли это к всеобщей практике? Теми же вопросами задавались и наши прадеды. Увещеваниями и угрозами штрафных санкций, пеней, исключений из кооператива делу не поможешь. Обратите внимание: субсидиарная ответственность во взаимоотношениях «Мы — Власть» существует всегда.

Создание кооперативной системы

Нам знакомо утверждение: никакой кооператив в одиночку не выживет. Одна из проблем, которую, к примеру, кредитный кооператив самостоятельно эффективно решить не может, — защита паенакоплений своих членов. Эти и другие непростые вопросы решаемы, причем с пользой для кооператива и каждого его члена, только начинать это делать нужно уже при проектировании кооперативной системы. Может быть, поэтому Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» не вызвал всплеска энтузиазма у строителей малого и среднего бизнеса, прибегнувших к самому простому и бесперспективному способу создавать и развивать кооперативы — припасть к государевым стопам и просить, просить, просить...

На этапе проектирования кооперативной системы мы должны начать в том числе материализацию кооперативных принципов:

  • добровольное и открытое членство;
  • демократический контроль;
  • экономическое участие членов кооператива;
  • автономия и независимость;
  • образование, обучение и предоставление информации;
  • кооперация между кооперативами.

На втором этапе создания кооперативной системы — выведении ее на «проектную мощность» — происходит сравнение поставленных задач с получаемыми результатами и соответствующая коррекция. И третий, обязательный этап — поддержание заданных параметров и развитие кооперативной системы. Здесь также не обойтись без сравнения с первым и вторым этапами. Таким образом, мы создаем саморегулируемую и самоуправляемую систему. Как мы понимаем, таких систем может и должно быть великое множество. Следующее, что не должно пройти мимо нашего внимания, когда мы говорим о защите собственного бизнеса, это внешние факторы. Совершенно неважно, действуют ли они сегодня, как, например, нестабильность глобального рынка, или могут появиться в будущем.

Кооперативные системы, которые мы хотим построить, как всякие динамично развивающиеся системы, должны быть саморегулируемыми. То есть, зная и понимая смысл и необходимость каждого этапа этого строительства, вести строительство кооперативной системы одновременно и «снизу вверх», и «сверху вниз», планируя и создавая ее институты, формируя между ними финансовые и материальные связи, реагируя на каждый ее отклик. Эта работа, пока существует кооперация, требует внимания, как «английский газон — каждый день в течение 200 лет».

Наконец, что следует знать, планируя защиту собственного бизнеса, какие риски возникают и как их минимизировать. Так вот, создавая кооперативную систему как само­управляемую, мы прежде всего принимаем во внимание внутренние риски, то есть те, которые возникают или могут возникнуть в результате нашей работы и поддаются управлению. Создавая кооперативную систему как саморегулируемую, мы принимаем во внимание и не зависящие от нас внешние риски и планируем если не управление ими, то хотя бы адекватные реакции.

Институциональное строительство кооперативной системы имеет целью упорядочить налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса. Нам ведь не кажется странным, что, к примеру, на автомобильном заводе налоги в казну поступают от продажи автомобиля в целом, а не после покраски кузова, установки двигателя, обкатки и т. д. Субъекты же кооперативной системы платят налоги на каждом этапе при переходе продукта от одного кооператива к другому, как будто речь идет о его продаже. Кооператив — непроизводящая структура, он оказывает услуги (помощь) своим членам, не получая от них за это плату. Самоуправляемая система, какой и должна быть ко­оперативная, позволяет решить и эти задачи.

Биржа и кооператив

Известно ли вам существенное отличие в линии поведения (или политике) биржевого игрока и игрока карточного? Цель биржевого игрока — не потерять, а карточного — выиграть. Это означает, во-первых, что при возникновении непредвиденной ситуации биржевой игрок закрывает свою позицию, а карточный игрок не останавливает игру. Во-вторых, биржевой игрок, оценив конкретную ситуацию (риски), принимает новое решение (политику) о вхождении в рынок, а карточный игрок продолжает «работать» в тех же условиях. Очевидно, карточный игрок заменяет цель «выиграть» на «отыграться» без анализа ситуации и выработки стратегии.

Таким образом, политикой является линия поведения (стратегия) в конкретной, всегда конфликтной ситуации для достижения наперед заданной цели. Соответственно политиканство — это линия поведения вне ситуации и (или) в случае отсутствия цели. Если мы признаем, что законы экономики едины для любой ее сферы в любой точке земного шара, то имеет смысл, на наш взгляд, не политизировать проблему, сочиняя различные социально-экономические системы, а заняться вопросами управления ею, помня о существовании двух предельных способов: централизованно управляемого (или административно-командного) и laissez-faire.

Нам должны быть интересны подходы в организации биржи и кооперативной системы. Имеется ряд существенных неслучайных совпадений. Во-первых, кооператив и биржа, как правило, некоммерческие организации. Во-вторых, они не являются участниками бизнес-процесса. В-третьих, их основная задача — создание наилучших и равных возможностей для своих членов, выступающих одновременно продавцами (производителями) и потребителями (покупателями). В-четвертых, кооператив и биржа выполняют задачи, представляющие интерес для всех без исключения участников этих организаций, но которые они не могут осуществить самостоятельно. И наконец, кооператив и биржа являются саморегулируемыми и самоуправляемыми организациями.

Почему мы сравниваем биржу и кооператив? Во-первых, чтобы показать наличие общих проблем и задач «крупного» и «малого» бизнеса, к которому соответственно относятся участники биржи и члены кооператива. Во-вторых, чтобы не изобретать велосипед в построении кооперативной системы. В-третьих, о чем мы уже писали, чтобы обосновать строительство кооперативной системы одновременно и «снизу вверх», и «сверху вниз». Нужно же поступать так, как это делают математики, то есть сначала попытаться свести задачу к ранее решенной. В нашем случае необходимо искать сходства, а не различия. С нашей точки зрения, такой подход позволит не только сократить время, но и не совершить возможные, а зачастую неизбежные ошибки.

Финансовый вопрос

Создавая кооперативную систему, мы должны помнить о финансовом вопросе, то есть определить условия для финансирования, решая две главные задачи: наши деньги работают на нас и доступность кредитных ресурсов. Во-первых, это позволит уменьшить зависимость от посредников, называемых банками. Во-вторых, хотя такую задачу мы с вами в явном виде и не планируем, став более независимыми, заставит банки работать с нами на партнерских условиях, что приведет к удешевлению и большей доступности кредитных ресурсов. В-третьих, это позволит вовлечь в региональный оборот дополнительные денежные средства, обеспечит дополнительные поступления в региональные бюджеты и социальные фонды и, как следствие, снижение, например, финансовой нагрузки с фондов социального страхования за счет самостоятельного решения своих финансовых вопросов. В-четвертых, банковская система не выживет без кредитных кооперативов, утверждал экономический советник Департамента банковского регулирования и надзора Банка России И. Л. Бубнов.

Итак, мы говорим об участии кооперативов в организациях финансовой взаимопомощи как обязательной части кооперативной системы, понимая, что создание работоспособной финансовой подсистемы обеспечит деятельность кооперативной системы. Профессор А. Н. Анциферов, один из создателей Московского народного банка, говорил о проблемах кредитной кооперации. И такое впечатление, что живем мы в том самом 1916 году. Например, мы очень много говорим о создании кооперативов первого, второго и третьего уровней, не всегда понимая, что такое первый, что такое второй, что такое третий уровень. Оказывается, профессор Анциферов говорил о том же самом.

Первый уровень — это самодостаточный кооператив, в котором приток денег равен их оттоку. Это нормальное (теоретически) состояние для любой финансовой системы. Разумеется, оно совершенно гипотетическое, разумеется, оно совершенно нереальное, так как всегда в финансовых системах существует ситуация избытков и недостатков денежных средств. Ровно для этой цели Анциферов предлагал создавать ко­оператив второго уровня.

Кооператив второго уровня (по его терминологии, это уже союз) занимался перераспределением финансовых (или товарных) потоков от одних кооперативов к другим, то есть от временно избыточных к временно недостаточным. Кооператив второго уровня, таким образом, вовсе не должен быть кооперативом или организацией, сосредоточивающей огромное количество капитала, быть более «богатым», нежели кооперативы, его учредившие. Он — всего лишь регулятор финансовых (или товарных) потоков.

А вот кооператив (или организация) — профессор Анциферов их тоже называл союзами и ассоциациями — третьего уровня занимался совсем другой работой. Он организовывал связь между кооперативной системой и внешним миром, то есть между банками и другими организациями и кооперативной системой. Кооперативная система, таким образом, подразумевалась системой замкнутой, работающей внутри самой себя. Ее третий уровень как раз и обеспечивал связь с внешними структурами.

И далее А. Н Анциферов определяет роль государства: с юридической точки зрения он определяет ее как ничтожную, более того, он умоляет государство не помогать кооперативной системе деньгами. Он просит государство только об одном: создать хороший закон, не облагать неразумными налогами, и больше ничего. И приводит пример России и Франции (это — 1916 год). Во Франции, пишет Анциферов, очень широко развита финансовая поддержка кредитной кооперации, в России — меньше. Так вот, анализирует профессор, развитие кредитной кооперации во Франции значительно более слабое, чем в России. Вывод таков: не нужны ваши деньги, но и не вычерпывайте до последней копейки наши. Для создания же формализованного механизма, пишет И. Л. Бубнов3, «нужен общий, единый закон о ко­операции. Именно обо всей кооперации, а не о кредитной или какой-либо другой... нужно найти четкую, разумную грань, которая бы все-таки выделяла специфику разных видов кооперации, в том числе, разумеется, и кредитной».

Некоторое время назад возник национальный проект развития АПК. Представляется, этот проект был бы более успешным, если бы в его основу была положена концепция создания и развития системы кредитной кооперации. То есть чтобы вся, абсолютно вся помощь, которую государство собиралось оказывать сельскому хозяйству — фермерам и предпринимателям, потребительским и сельскохозяйственным кооперативам, осуществлялась через систему кредитной кооперации. В результате можно было бы решать сразу две задачи: оказывать помощь сельскому хозяйству и создавать стимулы для институционального развития кредитной кооперации. Более того, представляется, что в этом случае можно было решать и довольно серьезные финансовые проблемы, которые могли возникнуть и у государства, и у банков, являющихся операторами этого проекта.

Поделиться