Версия для печати 5019 Материалы по теме
В Департаменте государственного финансового контроля Минфина РФ 13 марта 2003 г. состоялось Всероссийское совещание руководителей контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации.
 
Совещание открыл руководитель Департамента государственного финансового контроля А.А. Ахполов. Повышенное внимание со стороны администрации президента и правительства Российской Федерации к государственному финансовому контролю в последнее время обусловлено тем, что реальное состояние бюджета и финансовой дисциплины в Российской Федерации не улучшается. Крайне низкий уровень реализации результатов финансового контроля и рост числа преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере, стали представлять серьезную угрозу экономической безопасности страны.
Решение приоритетных задач административной реформы требует внесения в деятельность контрольно-ревизионных органов изменений концептуального характера, основанных на принципах административной реформы, которая предполагает формирование новой структуры органов исполнительной власти Российской Федерации с соответствующими полномочиями и законодательной базой.
Основополагающим принципом построения системы государственного финансового контроля в Российской Федерации является формирование единой системы методологического и информационного обеспечения органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной власти Федерации, четкое разграничение полномочий органов государственного финансового контроля и их взаимодействие в целях исключения дублирования в проведении контрольных мероприятий.
Необходима серьезная доработка единой концепции государственного финансового контроля, а также совершенствование законодательного обеспечения государственного финансового контроля, и в частности, разработка федерального закона «О государственном финансовом контроле».
Одним из нерешенных остается вопрос выработки четкого механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению финансовых нарушений.
По вопросам материально-технического обеспечения контрольно-ревизионных управлений Минфина России выступил заместитель руководителя департамента Н.А. Малаков, который, в частности, отметил, что в 2003 г., по сравнению с предыдущими годами, увеличилось финансирование закупок оргтехники для контрольно-ревизионных управлений. На 100% выполнены заявки контрольно-ревизионных управлений на ремонт служебных помещений. В связи с предстоящим в октябре текущего года празднованием 80-летия образования контрольно-ревизионных органов и планируемым выпуском книги, посвященной их деятельности, Н.А. Малаков предложил руководителям управлений предоставить фотодокументы и материалы о деятельности каждого управления.
В выступлении заместителя руководителя департамента С.И. Зубакина были затронуты проблемы взаимодействия контрольно-ревизионных управлений Минфина России с правоохранительными органами и органами прокуратуры.
В нормативно-правовых документах нет четкой регламентации вопросов взаимодействия. С 1 июля 2002 г. ситуация осложнилась в связи с тем, что в Уголовно-процессуальном кодексе РФ законодатель отказался от перечисления следственных действий, которые вправе производить следователь по находящемуся у него в производстве уголовному делу. По этой причине в новом кодексе нет прямого указания на право дознавателя, следователя и прокурора назначать производство ревизий и документальных проверок.
Контрольно-ревизионным управлениям Минфина России рекомендовано при решении вопросов о проведении ревизий и проверок по обращениям правоохранительных органов и прокуратуры руководствоваться не только ст. 86 УПК РФ, но и федеральными законами «О милиции», «О прокуратуре Российской Федерации», Таможенным кодексом РФ, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ по вопросам борьбы с преступлениями в сфере экономики и другими нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность прокуратуры, правоохранительных органов, Минфина России.
Обращает на себя внимание низкая результативность реализации материалов ревизий и проверок, проведенных по заданиям правоохранительных органов и органов прокуратуры.
Необходимо расширить рамки взаимодействия, усилить права и возможности контрольно-ревизионных органов в деле контроля за реализацией правоохранительными органами и прокуратурой материалов ревизий и проверок. Это возможно только при условии внесения изменений в законодательство РФ.
С.И. Зубакин подчеркнул необходимость участия представителей КРУ в координационных советах, создаваемых при полномочных представителях президента РФ в федеральных округах.
Заместитель руководителя департамента — начальник Отдела финансового контроля за использованием получателями бюджетных средств в оборонном комплексе и правоохранительных органах В.Н. Супрун в своем выступлении подвел итоги работы отдела в 2002 г. Он подчеркнул, что в силовых министерствах и ведомствах далеко не благополучно с законным и эффективным использованием выделенных средств федерального бюджета. Об этом свидетельствуют и проверки, проводимые работниками контрольно-ревизионных управлений на местах.
Проверками квартирно-эксплуатационных органов Минобороны России в 2002 г. выявлены финансовые нарушения на сумму 1,7 млрд руб., из них нецелевое использование средств федерального бюджета составило более 0,5 млрд руб. Основной причиной допущенных нарушений стало отсутствие надлежащего контроля за правильностью и своевременностью оплаты топливно-энергетических ресурсов.
В военных округах (флотах) по результатам проверок изданы соответствующие приказы, виновные лица привлечены к ответственности.
О нарушениях использования средств федерального бюджета в квартирно-эксплуатационных органах Минобороны России министром финансов РФ А.Л. Кудриным направлено представление министру обороны РФ С.Б. Иванову для принятия соответствующих мер.
Подобные проверки будут проводиться в 2003 г. в других министерствах и ведомствах. В первом квартале текущего года такие проверки уже начались в МВД России — в том числе во внутренних войсках и Федеральной службе железнодорожных войск РФ.
В.Н. Супрун проинформировал также о задачах, стоящих перед отделом в 2003 году.
Заместитель руководителя департамента Г.М. Богачев акцентировал внимание на проблемах совершенствования нормативно-правовой базы государственного финансового контроля.
В работе контрольно-ревизионных органов имеются два ключевых документа — это закон «О бюджете» и акт ревизии и проверки расходования бюджетных средств, которые отражают правильность расходования бюджетных средств. Несмотря на то, что статус акта в нормативных документах пока не определен, значение акта невозможно переоценить. Только акты контрольно-ревизионных органов Минфина России рассматриваются в суде в качестве доказательств.
При этом в ряде случаев качество актов оставляет желать лучшего. Допускаются нарушения инструкции №42н при составлении актов. Необходима ответственность руководителя ревизионной группы за организацию ревизии, проведение ревизии в установленный срок, качество ревизии и правильное оформление ее результатов, а также следует вести табель учета рабочего времени, затраченного ревизорами на проведение ревизии.
В связи с этим следует повысить требования к порядку оформления и абсолютной объективности актов. Необходимо учитывать при этом, что качество подготовки актов и уровень квалификации сотрудников контрольно-ревизионных органов находятся в неразрывном единстве.
При определении уровня профессиональной подготовки и соответствия федерального государственного служащего занимаемой государственной должности, а также при решении вопроса о присвоении федеральному государственному служащему квалификационного разряда следует проводить аттестации.
В целях обеспечения объективной работы комиссий необходимо для проведения аттестации утвердить перечень вопросов, которые будут рекомендованы для использования КРУ.
Учитывая, что в зависимости от специфики должностных обязанностей законодательство позволяет создавать несколько аттестационных комиссий, было бы целесообразно подготовить предложения руководству Минфина России о создании аттестационной комиссии в Департаменте государственного финансового контроля.
На департамент и территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина РФ в последнее время возложены дополнительные функции по участию в конкурсах по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, а также по рассмотрению дел об административных правонарушениях, что требует дополнительных затрат рабочего времени и разработки необходимой нормативной базы.
Так, приказом Минфина России от 3 декабря 2002 г. №121н на департамент и КРУ возложена обязанность по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП России. Приказ зарегистрирован в Минюсте России. Вместе с тем выявлен ряд проблем, существенно затрудняющих процесс его реализации. Возникает потребность в разработке дополнительной внутриведомственной процедуры по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также определению процессуальных полномочий отдельных категорий работников. Эти и другие проблемы не позволяют КРУ в настоящее время приступить к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Однако ряд КРУ Минфина приступили к разработке собственных регламентирующих документов. В связи с этим департамент направил в КРУ инструктивное письмо о необходимости обязательного согласования с департаментом всех разрабатываемых в этой части документов и о необходимости извещения органов прокуратуры о проблемах, возникающих при реализации положений КоАП России.
Учитывая увеличивающийся объем правовой работы — в том числе по рассмотрению дел об административных правонарушениях, — необходимо создавать в КРУ юридические службы в пределах имеющейся штатной численности.
В выступлении начальника отдела информационно-аналитической деятельности Т.А. Орловой обращено внимание на роль и значение информационно-аналитической деятельности контрольно-ревизионных органов Минфина РФ. Выделение информационно-аналитической работы в отдельное направление деятельности департамента позволило усилить его координирующую роль в организации деятельности КРУ, расширило возможности по анализу результатов контрольной работы. Отделом переработана форма отчетности №500 «Сведения о результатах работы Контрольно-ревизионного управления Минфина России в субъекте Российской Федерации», которая должна быть введена в ближайшее время.
При обобщении информации, содержащейся в новой форме отчетности, появилась возможность проведения качественного анализа результатов деятельности КРУ. Сформулированные выводы позволят разрешить проблемы организации системы государственного финансового контроля, а также совершенствования механизма взаимодействия контрольно-ревизионных органов со структурными подразделениями Минфина, правоохранительными органами и органами прокуратуры.
Т.А. Орлова обратила внимание руководителей КРУ на достоверность данных отчетности, представляемой в электронном виде. Отдел испытывает затруднения при подготовке оперативной информации руководству департамента и Минфина России. Зачастую наблюдается несоответствие данных, представленных в электронном виде и на бумажном носителе. В связи с этим необходимо ввести в КРУ Минфина России порядок, предусматривающий подписание документов в электронном виде руководителем управления, что возможно сделать с помощью электронной подписи.
Необходима серьезная доработка имеющегося методологического и методического обеспечения государственного финансового контроля. Весьма важным в этом деле является мнение контрольно-ревизионных управлений, обладающих высококвалифицированными и грамотными сотрудниками, имеющими большой опыт работы. Т.А. Орлова предложила направлять в департамент для обобщения и принятия мер предложения по совершенствованию госфинконтроля, а также имеющиеся наработки методического характера. В свою очередь, департамент всегда готов ответить на вопросы, разъяснить законодательство и помочь контрольно-ревизионным управлениям.
На совещании также выступили: начальник отдела мобподготовки и гражданской обороны Департамента оборонного комплекса и правоохранительных органов Минфина РФ В.В. Кузнецов, ряд руководителей КРУ Минфина России.
С докладом по результатам деятельности контрольно-ревизионных управлений Минифина в 2002 г. выступил руководитель Департамента государственного финансового контроля А.А. Ахполов. Всего в течение года проведено 44 615 ревизий и проверок, на что затрачено 918,8 тыс. человеко-дней. Вскрыты финансовые нарушения на общую сумму 62,4 млрд руб. Ревизиями и проверками охвачено 53% бюджетного финансирования.
А.А. Ахполов отметил, что в деятельности контрольно-ревизионных органов наметились положительные тенденции. Так, процент возмещенных средств по отношению к выявленным финансовым нарушениям в 2002 г., по сравнению с 2001 г., вырос с 14 до 30%. Вместе с тем, этот показатель не является оптимальным, механизм возмещения средств, использованных с нарушением финансового и бюджетного законодательства, нуждается в серьезной доработке. На каждый рубль, выделенный на содержание одного работника основного состава контрольно-ревизионных управлений, возмещено 25 руб. С точки зрения экономической эффективности, отметил А.А. Ахполов, это хороший показатель, и положительную тенденцию необходимо сохранить.
Департамент значительно усилил внутренний контроль за работой территориальных контрольно-ревизионных органов. Проверки, проведенные в КРУ Архангельской области, республиках Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Тыва говорят о том, что внутреннему контролю необходимо уделять больше внимания. Невозможно объяснить тот факт, что в контрольно-ревизионных органах Минфина РФ допускаются грубые нарушения финансовой дисциплины. К нарушителям должны применяться жесткие меры. В целях совершенствования внутреннего контроля необходимы глубокий анализ и разработка системы оценочных показателей работы территориальных КРУ.
В докладе обращено внимание на низкую результативность работы некоторых территориальных контрольно-ревизионных управлений Минфина РФ и дана краткая характеристика деятельности по каждому федеральному округу России. Руководителям управлений предложено проанализировать показатели работы и принять соответствующие меры.
На совещании были обсуждены и другие вопросы, стоящие перед контрольно-ревизионными органами Минфина России.

Материал подготовил Геннадий Богачев, зам.руководителя Департамента государственного финансового контроля Минфина РФ
Журнал «Бюджет» №3 март 2003 г.

Поделиться