Региональное экономическое развитие Калужской области — так же, как и любой другой территории Российской Федерации — на сегодняшнем этапе представляет собой по сути два процесса. Первый — укрепление вертикали власти в рамках работы комиссии под руководством заместителя руководителя Администрации президента РФ Дмитрия Козака. Разделение предметов ведения и изменяющаяся властная структура рассматриваются через призму реструктуризации функций центральной власти — особенно функций территориальных федеральных органов власти, и реконструкции бюджетно-финансовой системы. Второй процесс — обозначившаяся тенденция в децентрализации функций, имеющихся в схемах и способах достижения динамичного развития территории. Например, происходит последовательная децентрализация инвестиционных процессов, в том числе на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников предприятий для финансирования их инвестиционных процессов.
Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности стало прежде всего основным источником для реализации областных и федеральных программ, имеющих социальную направленность. Например, 64% средств бюджета, принятого на 2003 г., планируется потратить на мероприятия по развитию социальной политики, культуры, спорта, здравоохранения и т. д.
Динамичное развитие позволило области занять ведущие позиции в России и в Центральном федеральном округе по многим социальным и экономическим показателям. Так, по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций мы занимаем третье место в округе (из 18) и 15-е в России, а по темпам роста денежных доходов населения — соответственно 5-е и 25-е места. По величине средней заработной платы — 6-е место в округе. Крайне низка задолженность области по налогам и сборам в бюджетную систему России — по этому показателю в списке должников мы занимаем предпоследнее место. По темпам роста промышленного производства область находится среди лидеров Центрального региона. То же самое можно сказать о ключевых социальных показателях: так, по уровню безработицы мы устойчиво находимся в тройке лучших.
Как показали результаты последнего рейтингового исследования агентства «Эксперт-РА», Калужская область вошла в перечень наиболее динамично развивающихся регионов России по приросту инвестиционного потенциала. Область также вошла в двадцатку регионов с минимальным инвестиционным риском в 2001-2002 гг. (с 26-го места переместилась на 20-е).
Особую поддержку в области находит инновационная деятельность. Центром инновационной деятельности на территории Калужской области является город Обнинск. Здесь с начала 1999 г. работает Региональное агентство по продвижению инвестиций и технологий (РАПИТ), созданное по совместной инициативе городской администрации и правительства Нидерландов. Через РАПИТ осуществляется финансирование инновационных проектов Калужской области. Для таких проектов правительство Нидерландов выделило капитал в размере 250 тыс. долл.
Более 90% промышленной продукции производится в пяти городах: Калуге, Малоярославце, Балабаново, Кирове и Людиново. Сегодня эти города возглавляют десятку крупнейших промышленных центров области.
На территории области функционирует более 300 сельскохозяйственных предприятий, из них 90% — предприятия новых организационно-правовых форм. Производством и переработкой сельскохозяйственной продукции занято около двух тысяч фермерских (крестьянских) хозяйств. Непосредственно в сельскохозяйственном производстве области занято 50 тыс. человек.
Особая роль отводится оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Принята концепция экономического оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Одним из условий успешного решения этой проблемы является развитие банковского сектора, который представлен в основном филиалами иногородних банков и региональными кредитными организациями. Положительная тенденция в развитии банковской сферы области — увеличение капитала региональных банков. Растут объемы активных операций — кредитные вложения и вложения средств в ценные бумаги.
Из наиболее важных направлений экономической политики заслуживают внимания преобразования, проводимые в сфере бюджетной политики. Введено казначейское исполнение бюджета области. Формирование расчетных показателей бюджета производится на базе основных параметров прогноза социально-экономического развития по каждому муниципальному образованию области. Это позволяет объективно оценивать степень использования экономического потенциала области, уровень доходов, финансовую базу местных органов власти и тем самым осуществлять увязку областного и местных бюджетов, выявлять наиболее острые социально-экономические проблемы региона.
В отсутствие установленных на федеральном уровне минимальных государственных социальных стандартов и, соответственно, законодательно утвержденных социальных норм, областным правительством в 1999 г. был разработан закон Калужской области «О временных минимальных социальных нормах муниципальных образований Калужской области», который ежегодно совершенствуется в соответствии с предложениями муниципальных образований, а также исходя из накопленного опыта. Этот закон позволяет сделать «прозрачным» процесс формирования расходной части бюджетов муниципальных образований.
Важным механизмом экономии бюджетных средств стало конкурсное размещение областного заказа на основе областного закона и постановления правительства области. Проведение конкурсов позволяет получить экономический эффект порядка 10% от сумм закупок. Здесь важен и другой результат — усиливающаяся роль предпринимательства. Представители малого бизнеса прочно завоевывают свое место в системе конкурсных закупок. Около четверти общей стоимости контрактов приходится на контракты, заключаемые с поставщиками — субъектами малого предпринимательства.
На высокий уровень эффективности функционирования налогово-бюджетной системы области указывает низкое значение такого показателя, как задолженность по платежам в бюджетную систему. На начало 2002 г. эта задолженность составила 3,2 млрд руб. В 2001 г. доля задолженности по налогам и сборам к сумме поступлений государственных налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней сократилась и составила 21% (в 2000 г. было 28%). Среди областей Центрального федерального округа Калужская область, как уже отмечалось, стабильно занимает последние места в «рейтинге должников» по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации.
Ключевым элементом системы продвижения предприятий области на всероссийский рынок является межрегиональное сотрудничество. Реализация промышленно-экономического, научно-технического и культурно-исторического потенциала региона осуществляется на основе более тесной интеграции с ближним и дальним зарубежьем. За период 1996–2001 гг. правительством Калужской области заключено и пролонгировано 34 соглашения с субъектами Российской Федерации, странами СНГ и субъектами иностранных государств.
Таким образом, в области созданы все условия, позволяющие более полно использовать имеющийся потенциал и привлекать инвестиции в экономику области.
Справка «Бюджета»
ШУБИН Николай Евгеньевич, родился 12 мая 1949 г. в пос. Каменка Острогожского района Воронежской области. В 1971 г. окончил Воронежский технологический институт. С 1993 по 1995 г. — директор НИИ электронных материалов НПО «Полимер».
С 1995 по 2002 г. — заместитель председателя правительства Республики Северная Осетия — Алания. С февраля 2002 г. — директор Департамента регионального развития правительства Калужской области.
Профессор, кандидат технических наук, доктор химических наук, член правления Российского Союза промышленников и предпринимателей.
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2003 г.
Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности стало прежде всего основным источником для реализации областных и федеральных программ, имеющих социальную направленность. Например, 64% средств бюджета, принятого на 2003 г., планируется потратить на мероприятия по развитию социальной политики, культуры, спорта, здравоохранения и т. д.
Динамичное развитие позволило области занять ведущие позиции в России и в Центральном федеральном округе по многим социальным и экономическим показателям. Так, по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций мы занимаем третье место в округе (из 18) и 15-е в России, а по темпам роста денежных доходов населения — соответственно 5-е и 25-е места. По величине средней заработной платы — 6-е место в округе. Крайне низка задолженность области по налогам и сборам в бюджетную систему России — по этому показателю в списке должников мы занимаем предпоследнее место. По темпам роста промышленного производства область находится среди лидеров Центрального региона. То же самое можно сказать о ключевых социальных показателях: так, по уровню безработицы мы устойчиво находимся в тройке лучших.
Как показали результаты последнего рейтингового исследования агентства «Эксперт-РА», Калужская область вошла в перечень наиболее динамично развивающихся регионов России по приросту инвестиционного потенциала. Область также вошла в двадцатку регионов с минимальным инвестиционным риском в 2001-2002 гг. (с 26-го места переместилась на 20-е).
Особую поддержку в области находит инновационная деятельность. Центром инновационной деятельности на территории Калужской области является город Обнинск. Здесь с начала 1999 г. работает Региональное агентство по продвижению инвестиций и технологий (РАПИТ), созданное по совместной инициативе городской администрации и правительства Нидерландов. Через РАПИТ осуществляется финансирование инновационных проектов Калужской области. Для таких проектов правительство Нидерландов выделило капитал в размере 250 тыс. долл.
Более 90% промышленной продукции производится в пяти городах: Калуге, Малоярославце, Балабаново, Кирове и Людиново. Сегодня эти города возглавляют десятку крупнейших промышленных центров области.
На территории области функционирует более 300 сельскохозяйственных предприятий, из них 90% — предприятия новых организационно-правовых форм. Производством и переработкой сельскохозяйственной продукции занято около двух тысяч фермерских (крестьянских) хозяйств. Непосредственно в сельскохозяйственном производстве области занято 50 тыс. человек.
Особая роль отводится оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Принята концепция экономического оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Одним из условий успешного решения этой проблемы является развитие банковского сектора, который представлен в основном филиалами иногородних банков и региональными кредитными организациями. Положительная тенденция в развитии банковской сферы области — увеличение капитала региональных банков. Растут объемы активных операций — кредитные вложения и вложения средств в ценные бумаги.
Из наиболее важных направлений экономической политики заслуживают внимания преобразования, проводимые в сфере бюджетной политики. Введено казначейское исполнение бюджета области. Формирование расчетных показателей бюджета производится на базе основных параметров прогноза социально-экономического развития по каждому муниципальному образованию области. Это позволяет объективно оценивать степень использования экономического потенциала области, уровень доходов, финансовую базу местных органов власти и тем самым осуществлять увязку областного и местных бюджетов, выявлять наиболее острые социально-экономические проблемы региона.
В отсутствие установленных на федеральном уровне минимальных государственных социальных стандартов и, соответственно, законодательно утвержденных социальных норм, областным правительством в 1999 г. был разработан закон Калужской области «О временных минимальных социальных нормах муниципальных образований Калужской области», который ежегодно совершенствуется в соответствии с предложениями муниципальных образований, а также исходя из накопленного опыта. Этот закон позволяет сделать «прозрачным» процесс формирования расходной части бюджетов муниципальных образований.
Важным механизмом экономии бюджетных средств стало конкурсное размещение областного заказа на основе областного закона и постановления правительства области. Проведение конкурсов позволяет получить экономический эффект порядка 10% от сумм закупок. Здесь важен и другой результат — усиливающаяся роль предпринимательства. Представители малого бизнеса прочно завоевывают свое место в системе конкурсных закупок. Около четверти общей стоимости контрактов приходится на контракты, заключаемые с поставщиками — субъектами малого предпринимательства.
На высокий уровень эффективности функционирования налогово-бюджетной системы области указывает низкое значение такого показателя, как задолженность по платежам в бюджетную систему. На начало 2002 г. эта задолженность составила 3,2 млрд руб. В 2001 г. доля задолженности по налогам и сборам к сумме поступлений государственных налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней сократилась и составила 21% (в 2000 г. было 28%). Среди областей Центрального федерального округа Калужская область, как уже отмечалось, стабильно занимает последние места в «рейтинге должников» по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации.
Ключевым элементом системы продвижения предприятий области на всероссийский рынок является межрегиональное сотрудничество. Реализация промышленно-экономического, научно-технического и культурно-исторического потенциала региона осуществляется на основе более тесной интеграции с ближним и дальним зарубежьем. За период 1996–2001 гг. правительством Калужской области заключено и пролонгировано 34 соглашения с субъектами Российской Федерации, странами СНГ и субъектами иностранных государств.
Таким образом, в области созданы все условия, позволяющие более полно использовать имеющийся потенциал и привлекать инвестиции в экономику области.
Справка «Бюджета»
ШУБИН Николай Евгеньевич, родился 12 мая 1949 г. в пос. Каменка Острогожского района Воронежской области. В 1971 г. окончил Воронежский технологический институт. С 1993 по 1995 г. — директор НИИ электронных материалов НПО «Полимер».
С 1995 по 2002 г. — заместитель председателя правительства Республики Северная Осетия — Алания. С февраля 2002 г. — директор Департамента регионального развития правительства Калужской области.
Профессор, кандидат технических наук, доктор химических наук, член правления Российского Союза промышленников и предпринимателей.
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2003 г.