Государственные заказчики — федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления — являются в совокупности самым крупным покупателем продукции и заказчиком услуг за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов и внебюджетных фондов субъектов РФ.
В настоящее время создаются локальные базы с реестрами контрактов, поставщиков и другой информацией по госзакупкам в некоторых федеральных ведомствах и в отдельных субъектах РФ. Нужно отметить, что на региональном уровне появляются местные нормативно-правовые акты по регулированию вопросов закупок и поставок для региональных нужд.
Мировая практика выработала достаточно надежный инструмент решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией — законодательно закрепленное проведение открытых торгов (конкурсов). Необходимо, чтобы государственный чиновник был жестко ограничен в выборе механизма приобретения товаров и услуг. Так, в США правила федеральных закупок представляют собой документ объемом несколько тысяч страниц. Правила оговаривают, в частности, что любая закупка объемом свыше 50 тыс. долл. производится исключительно на конкурсной основе.
По последним данным, в 2001 году российские государственные заказчики заключили порядка 900 тыс. контрактов, из них около 68 тыс. — путем проведения конкурсов. Средняя стоимость контракта, заключенного на конкурсной основе составляет 1,52 млн рублей.
Каждый год при обсуждении бюджета встает один и тот же вопрос, к которому и депутаты, и правительство не решаются подступиться как следует. Это государственные закупки, на которые расходуются колоссальные суммы. В 2001 году на них было потрачено 444 млрд рублей, в бюджет 2002 года на те же цели было заложено 624 млрд, а в 2003 году эта цифра должна возрасти до 816 млрд рублей. Впрочем, проблема не в том, сколько государство закупает, а в том, каким образом оно это делает.
За последнее десятилетие в России принято несколько документов, способствующих становлению новой системы государственных закупок в России. Среди них — Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Закон РФ от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Названные документы стали основой в становлении конкурсной системы государственных закупок в России.
4 февраля 1998 года в рамках системы дополнительного профессионального образования Государственного университета — Высшей школы экономики был создан институт подготовки кадров для системы государственных закупок (Институт госзакупок).
В состав дирекции входят: Храмкин Андрей Александрович — директор института; Качнов Николай Васильевич — зам. директора по связям с региональными центрами обучения; Гладков Александр Александрович — зам. директора по учебной и научной работе.
Любые масштабные государственные преобразования невозможно быстро и успешно проводить при отсутствии специально подготовленных и квалифицированных кадров. Для решения проблемы становления системы государственных закупок правительство РФ приняло постановление от 18 ноября 1997 года № 1443 «О подготовке специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд». Этим документом, в частности, установлено, что Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) является головной организацией в подготовке и переподготовке специалистов по организации и проведению торгов и конкурсов на закупку продукции для государственных нужд. На ГУ-ВШЭ были возложены обязанности по разработке программ обучения, учебно-методических материалов, подготовке преподавателей, а также специалистов для федеральных органов исполнительной власти.
Институт госзакупок участвовал также в разработке профессиональных требований к специалисту по госзакупкам, которые были утверждены 30 октября 1998 года Минэкономразвития и Минобразования России. В результате совместной работы Института госзакупок и других заинтересованных организаций и ведомств 1 апреля 1999 года Минобразоваия России открыло новое направление дополнительного образования государственных служащих — «Организация торгов на закупку продукции для государственных нужд».
Слушателям, успешно окончившим курс обучения, выдается государственное свидетельство о повышении квалификации соответствующего уровня или диплом о профессиональной переподготовке, и они включаются в государственные реестры специалистов для системы государственных закупок, прошедших краткосрочное повышение квалификации, повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
Одним из важных достижений института подготовки кадров для системы государственных закупок является создание системы региональных центров подготовки специалистов по госзакупкам.
Материал подготовила Ирина Воронина
Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.
В настоящее время создаются локальные базы с реестрами контрактов, поставщиков и другой информацией по госзакупкам в некоторых федеральных ведомствах и в отдельных субъектах РФ. Нужно отметить, что на региональном уровне появляются местные нормативно-правовые акты по регулированию вопросов закупок и поставок для региональных нужд.
Мировая практика выработала достаточно надежный инструмент решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией — законодательно закрепленное проведение открытых торгов (конкурсов). Необходимо, чтобы государственный чиновник был жестко ограничен в выборе механизма приобретения товаров и услуг. Так, в США правила федеральных закупок представляют собой документ объемом несколько тысяч страниц. Правила оговаривают, в частности, что любая закупка объемом свыше 50 тыс. долл. производится исключительно на конкурсной основе.
По последним данным, в 2001 году российские государственные заказчики заключили порядка 900 тыс. контрактов, из них около 68 тыс. — путем проведения конкурсов. Средняя стоимость контракта, заключенного на конкурсной основе составляет 1,52 млн рублей.
Каждый год при обсуждении бюджета встает один и тот же вопрос, к которому и депутаты, и правительство не решаются подступиться как следует. Это государственные закупки, на которые расходуются колоссальные суммы. В 2001 году на них было потрачено 444 млрд рублей, в бюджет 2002 года на те же цели было заложено 624 млрд, а в 2003 году эта цифра должна возрасти до 816 млрд рублей. Впрочем, проблема не в том, сколько государство закупает, а в том, каким образом оно это делает.
За последнее десятилетие в России принято несколько документов, способствующих становлению новой системы государственных закупок в России. Среди них — Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Закон РФ от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Названные документы стали основой в становлении конкурсной системы государственных закупок в России.
4 февраля 1998 года в рамках системы дополнительного профессионального образования Государственного университета — Высшей школы экономики был создан институт подготовки кадров для системы государственных закупок (Институт госзакупок).
В состав дирекции входят: Храмкин Андрей Александрович — директор института; Качнов Николай Васильевич — зам. директора по связям с региональными центрами обучения; Гладков Александр Александрович — зам. директора по учебной и научной работе.
Любые масштабные государственные преобразования невозможно быстро и успешно проводить при отсутствии специально подготовленных и квалифицированных кадров. Для решения проблемы становления системы государственных закупок правительство РФ приняло постановление от 18 ноября 1997 года № 1443 «О подготовке специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд». Этим документом, в частности, установлено, что Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) является головной организацией в подготовке и переподготовке специалистов по организации и проведению торгов и конкурсов на закупку продукции для государственных нужд. На ГУ-ВШЭ были возложены обязанности по разработке программ обучения, учебно-методических материалов, подготовке преподавателей, а также специалистов для федеральных органов исполнительной власти.
Институт госзакупок участвовал также в разработке профессиональных требований к специалисту по госзакупкам, которые были утверждены 30 октября 1998 года Минэкономразвития и Минобразования России. В результате совместной работы Института госзакупок и других заинтересованных организаций и ведомств 1 апреля 1999 года Минобразоваия России открыло новое направление дополнительного образования государственных служащих — «Организация торгов на закупку продукции для государственных нужд».
Слушателям, успешно окончившим курс обучения, выдается государственное свидетельство о повышении квалификации соответствующего уровня или диплом о профессиональной переподготовке, и они включаются в государственные реестры специалистов для системы государственных закупок, прошедших краткосрочное повышение квалификации, повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
Одним из важных достижений института подготовки кадров для системы государственных закупок является создание системы региональных центров подготовки специалистов по госзакупкам.
Материал подготовила Ирина Воронина
Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.