Версия для печати 5335 Материалы по теме
Два юбилея Казначейства России

УФК
Накануне своего 20-летнего юбилея Федеральное казначейство провело расширенную коллегию в актовом зале Министерства финансов РФ. Поскольку коллегия была приурочена к знаменательной дате ведомства и, по сути, носила торжественный характер, выступающие старались говорить об истории казначейства как дореволюционной, так и современной. Текущих проблем и вопросов в этот день практически не касались.

Важно отметить, что в ходе подготовки к юбилею в Казначействе провели серьезное исследование по истории развития этого института (в течение года в «Бюджете» можно было ознакомиться с соответствующими публикациями), а также открыли выставку в историческом музее.

Интересно, что многие события из истории казначейства Российской империи перекликаются с теми задачами, которые ведомству приходилось решать уже в новейшее время. На этих параллелях сосредоточился руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин в своем выступлении, посвященном основным вехам истории ведомства. Они, как оказалось, не потеряли своей актуальности и сегодня. Например, момент, вызывающий четкие ассоциации с темой перехода на трехлетний бюджет, обнаружился ни много ни мало в эпохе Николая I. При нем губернии были обязаны представлять в департамент государственного казначейства постатейные сметы предполагаемых поступлений на предстоящие три года (в частности, на содержание почтовых станций, войсковых частей, лазаретов, конюшен).

Артюхин рассказал обо всех казначеях дореволюционной России, их вкладе в развитие этого института, актуальных проблемах соответствующих эпох вплоть до ликвидации казначейства в 1919 году и его объединения с Народным банком РСФСР. Примечательно, что по некоторым данным казенный приказ, или казенный двор, был образован еще в 1512 году, то есть ровно 500 лет назад было положено начало новой системы централизованного управления финансами Российского государства. Еще один юбилей!

Ключевой же период в дореволюционной истории казначейства, по мнению Р. Е. Артюхина, связан с реформами Александра II. Именно тогда гарантией соблюдения бюджетной дисциплины стала гласность: в 1862 году было принято историческое решение о публикации государственной росписи доходов и расходов в открытой печати. Но что еще более важно, именно тогда впервые в российской истории был реализован принцип единства кассы.

В данном контексте известные слова «без знания прошлого у нас нет будущего» приобретают вполне конкретное содержание. Как отметил Р. Е. Артюхин, история казначейства дает полезные уроки, причем как нынешним сотрудникам самого ведомства, так и руководителям страны. «Думаю, что наше прошлое — это основа для нашего успеха в будущем. История дает нам необходимую базу знаний», — подытожил он.

Современная история казначейства уместилась в последние два десятилетия. И кому как не собравшимся в этот день в актовом зале Минфина знать, насколько непростой она была. Предыдущие руководители Федерального казначейства — А. В. Смирнов, Т. Г. Нестеренко рассказывали о трудностях, с которыми пришлось столкнуться молодой структуре, о том, как подчас совершенно правильные, прогрессивные идеи приходилось продвигать чуть ли не с боями.

Помощник Президента РФ по социально-экономическим вопросам Т. А. Голикова вспомнила о том, с какими сложностями осуществлялось выделение казначейства из системы Минфина России. Она рассказала, как сотрудники казначейства ухитрялись справляться со своей работой в начале 1990-х, даже когда не было ни денег в бюджете, ни самого бюджета. «Сегодня казначеи одни из самых уважаемых и профессиональных людей в своих регионах, — сказала Голикова. — И если у Минфина вертикали нет, то Казначейство остается федеральной системой. То, что федералы такого высокого профессионального уровня присутствуют в регионах, является объективным положительным раздражителем для губернаторов, которые вынуждены смотреть на финансовую систему по-другому».

«Уверена, что перед потомками, которые когда-нибудь будут анализировать нашу работу, нам стыдно не будет, — отметила первый заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко. — Не было ни одного года, который не оказался бы отмечен новыми достижениями. Причем все наши усилия были направлены на создание современной, эффективной бюджетной системы. А ее центральной частью, по нашему мнению, является именно казначейство».

Т. Г. Нестеренко также вспомнила ветеранов ведомства, внесших значительный вклад в его становление, а также главные моменты новейшей истории Казначейства России. В частности, процесс формирования территориальных органов Федерального казначейства, начиная с первого УФК по Ставропольскому краю и заканчивая сложнейшим УФК по Чеченской Республике, которое пришлось создавать при фактическом отсутствии банковской системы на территории региона. Важнейший для всей финансовой системы 2004 год, когда в Бюджетном кодексе была закреплена норма о кассовом обслуживании в Федеральном казначействе бюджетов бюджетной системы страны. «Сейчас кажется естественным, что любая копейка — куда бы она ни шла, в субъект или муниципалитет, отразится на счете казначейства. Тогда все было не так. Причем обсуждение вопроса о кассовом обслуживании шло в парламенте очень тяжело, с субъектами Федерации и муниципалитетами шли ожесточенные споры», — напомнила замминистра. Участники коллегии вспоминали и формирование новой системы учета в рамках приказа № 70н, и развитие системы управления ликвидностью единого казначейского счета, и многое другое.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А. В. Смирнов отметил, что значительную роль в успешном прохождении законов о бюджете в последние годы играло то, что их обсуждению всякий раз предшествовал грамотный, четкий, исчерпывающий закон об исполнении бюджета предыдущего года. Это, подчеркнул сенатор, заслуга в первую очередь Федерального казначейства. «Чем более полной информацией располагает правительство, чем более оперативно оно представляет ее парламенту, тем лучше», — сказал он. «Все знают, что процесс составления бюджета — это прежде всего грамотная проработка материалов, а она возможна именно благодаря тому, что есть Федеральное казначейство, обеспечивающее четкий учет и быстродействие, которому позавидуют многие», — добавил Смирнов.

Он также поделился своими воспоминаниями о 1992 годе — годе зарождения казначейства, признавшись, что тогда было трудно предположить, что через 20 лет будет торжественно отмечаться юбилей этого уже состоявшегося и во многих отношениях передового ведомства. «В те годы нам было крайне сложно работать в условиях отсутствия нормативно-правовой базы. Но мы сумели сформировать ее, — сказал сенатор. — Важнее всего, что в систему пришли люди, которые никогда не готовили себя к казначейской работе, и они сделали свою работу добротно. Тому, как развивается Федеральное казначейство сегодня, можно только позавидовать. Это наиболее прочная опора государства, инструмент, без которого страна не может функционировать. Кроме того, он постоянно обращен в будущее. Такой мощный фундамент позволяет правительству смело смотреть вперед и планировать различные аспекты развития страны».

В ходе коллегии состоялось награждение государственными наградами сотрудников центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства. А по окончании мероприятия в здании Федерального казначейства был торжественно открыт памятник-бюст первому государственному казначею и министру финансов Российской империи А. И. Васильеву.

Поделиться