Не случайно новый министр, постепенно разбираясь в деятельности предшественника, последовательно отменяет его решения одно за другим, стараясь по целому ряду позиций развернуть армию и флот к досердюковскому состоянию. Ведь даже самые упрямые апологеты преобразований Сердюкова признают, что он осуществлял их методом проб и ошибок. Причем винят в этом... как раз военных, не сумевших якобы разработать для гражданского министра хоть какую-нибудь концепцию реформы. Мол, пришлось тому принимать большинство судьбоносных решений, руководствуясь чуть ли не интуицией. Увы, и то и другое — откровенные спекуляции.
Заплатите за добрую перспективу
В январе 2007 года, за месяц до назначения Сердюкова на должность министра обороны, в конференц-зале
Совсем недавно вновь избранный президентом Владимир Путин сам подтвердил, что основные направления и цели развития Вооруженных сил действительно были сформулированы еще в 2005 году, задолго до того, как Анатолий Сердюков возглавил Минобороны. Правда, утверждал окончательный вариант Военной доктрины России уже президент Дмитрий Медведев 5 февраля 2010 года. И когда читаешь текст новой доктрины, то понимаешь, что большие ее куски слышал почти слово в слово на конференции АВН в январе 2007 года в докладах генерала армии Махмута Гареева, тогдашнего начальника Генштаба генерала армии Юрия Балуевского и других выступавших военачальников. Хотя все положения Военной доктрины прописаны своеобразно: «Основная задача строительства и развития Вооруженных сил и других войск — приведение их структуры, состава и численности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации». Характерная для любой концептуальной разработки цифровая неопределенность и позволяет теперь заступникам Сердюкова говорить о начатых именно им глубоких преобразованиях в Вооруженных силах. Между тем сделанные при нем новации имеют совсем другую природу.
«Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги», — ответил маршал Джан-Джакопо Тривульцио на вопрос Людовика XII о необходимых приготовлениях для завоевания Миланского герцогства
Сегодня ни для кого не секрет, что на протяжении
А потом, как мы помним, у Вооруженных сил РФ сменился Верховный главнокомандующий — пост сдал Борис Ельцин, а принял Владимир Путин. И уже в 2000 году объем финансирования Российской армии увеличился более чем вдвое, составив примерно 7480,2 млн. долл., перечисленных в полном рублевом объеме Министерству обороны. Превзойти же уровень ассигнований, запланированных на 1994 год, удалось уже в 2004 году. Благодаря тому, что оборонный бюджет ежегодно увеличивали на 20%, выдерживали его долю в ВВП около 2,7% и полностью исполняли его.
В высшем государственном руководстве в тот период сложилось стойкое убеждение, что крайне запущенное состояние Вооруженных сил можно поправить только одним способом — планомерно и существенно наращивать инвестиции в военную организацию страны. Следуя такому простому правилу, Минобороны, возглавляемое тогда Сергеем Ивановым, смогло не только провести ряд аккуратных структурных преобразований в армии, сократить к 2007 году ее численность до 1 млн. 134,8 тыс. человек, но и наметить ясные, понятные направления развития Вооруженных сил. Под решение дальнейших задач расходы на оборону были увеличены в 2007 году уже на 22% и достигли небывалого для РФ уровня в 831,9 млрд. руб. Но и это был еще не предел: на следующий, 2008 год на военные нужды выделили 1040,8 млрд. руб., обеспечив рост оборонного бюджета аж в 25%.
Именно наращивание военных расходов стало главной предпосылкой для выдвижения на должность министра обороны топ-менеджера, руководителя Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова. В открытую заявлялось, что он как профессиональный финансист должен обеспечить максимальную эффективность использования выделяемых средств в осуществлении намеченных преобразований Вооруженных сил. Однако Сердюков поступил с точностью до наоборот: попытался приспособить изменяемое армейское устройство под удобную и привычную ему систему управления финансовыми потоками.
Авторы и исполнители
Едва ли не самым большим достижением команды Сердюкова в создании так называемого нового облика армии преподносится радикальное изменение структуры Вооруженных сил. Будто бы под жестким давлением гражданского министра военные решились вместо шести военных округов перейти на деление территории страны в четыре округа. Те, по разъяснению Гареева, во время войны превращаются в оперативно-стратегические командования (ОСК) — «Запад», «Юг», «Центр» и «Восток». В каждом из них созданы межвидовые группировки войск и сил, управляемые по оптимизированной трехзвенной системе (округ—армия—бригада). Кстати, ликвидация неповоротливых мотострелковых и танковых дивизий численностью
Но давайте беспристрастно посмотрим на некоторые факты. Четыре Главных командования на четырех стратегических направлениях существовали в СССР с 1979 до 1992 года, когда их упразднил Борис Ельцин. Желание возродить межвидовые группировки войск под эгидой стратегических командований у российских военачальников проявилось в первой половине нулевых годов. В феврале 2006 года министр обороны РФ — заместитель председателя правительства Сергей Иванов публично объявил, что в военном ведомстве изучается возможность перехода от окружного руководства войсками к региональным командованиям и что с 2005 по 2007 год проводится соответствующий эксперимент в войсках и штабах. Тогда же Иванов заверил: «При получении положительных результатов эксперимента с 2008 по 2010 год планируется формирование на постоянной основе региональных командований «Восток», «Юг» и «Запад». Осенью
Судя по всему, результаты КШУ получились положительные, так как руководивший учением начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский стал особенно настойчив в продвижении идеи структурной перестройки. Впрочем, он был ее последовательным сторонником и раньше, когда только начиналась работа над новой Военной доктриной России. Продолжал настаивать на ее скорейшей реализации и после того, как через год совместной работы Сердюков все-таки уговорил президента освободить Балуевского от должности начальника Генштаба и перевести в замсекретари Совбеза. Так что сегодня смело можно говорить, что четыре оперативно-стратегических командования, называемые военными округами в мирное время, возникли благодаря последовательным усилиям Балуевского.
Новому начальнику ГШ генералу армии Николаю Макарову и министру обороны Анатолию Сердюкову пришлось также выдерживать намеченные их предшественниками сроки формирования ОСК — к исходу
Почему же тогда не пришелся ко двору нового министра Балуевский? Почему его наработки теперь безапелляционно приписывают тандему Сердюков—Макаров и упрямо повторяют байку о начатой ими военной реформе? Ответы на эти вопросы обозревателю «НГ» опять дали эксперты СВВФЭС. Если в кризисном
Искажение первоначальных замыслов реформы наиболее выпукло проявилось как раз в восхваляемой трехзвенной системе управления войсками: округ—армия—бригада. Заметим, что инициатором увеличения количества бригад в Сухопутных войсках был все тот же генерал армии Юрий Балуевский. Однако он считал необходимым иметь в организационно-штатной структуре войск и бригады, и дивизии для решения различных боевых задач, на разных ТВД. К тому же через два месяца после отстранения Балуевского от должности начальника Генштаба случилась августовская война в Южной Осетии.
Оконфузившись в первый день той войны с командованием группировкой тактических соединений и частей, привлеченных к операции, руководство Минобороны стало оправдываться устаревшей якобы организацией дивизий. В итоге было решено перевести Сухопутные войска целиком на бригадную структуру и полностью ликвидировать дивизионное звено. Утверждалось, что уменьшение фактически до минимума числа уровней оперативно-тактического управления существенно упрощает и ускоряет прохождение команд. Хотя хорошие военные специалисты изначально видели всю бессмысленность такой аргументации. Ведь последнее десятилетие разрабатывались и начали активно внедряться в войска автоматизированные системы управления, которые создают единое командно-информационное пространство от самых высших органов управления до отдельных военнослужащих. При полноценном применении АСУ любая команда независимо от количества уровней управления и собственно точки подачи может при необходимости быть доведена непосредственно солдату на поле боя в считанные секунды.
По мнению экспертов, гражданский министр в данном случае весьма умело воспользовался известным приемом менеджмента: превращай свои неудачи в ступени к успеху. Изменением войсковой структуры в интересах будто бы повышения боеспособности армии прикрывалось стремление приспособить ее под свою систему контроля и управления финансами. Совсем не требования боеготовности стали определять пресловутый «новый облик» Вооруженных сил.
Военным деньги в руки не давать
Вот как действие этого механизма объяснил председатель СВВФЭС генерал-полковник в отставке Василий Воробьев, возглавлявший в
Параллельно формированию независимых финансовых органов в течение всего 2009 года шел процесс расформирования 23 дивизий. Им на смену к 1 декабря
«Но начало 2011 года показало, что командующие, многие командиры и начальники были не готовы принять новую систему финансового обеспечения, — констатирует генерал-полковник Воробьев. — Руководители воинских формирований не могли качественно решать возложенные на них задачи, не имея доступа к ресурсам, обеспечение которыми новые структуры зачастую без объяснения причин просто срывали».
Помимо сугубо экономических осложнений в жизнедеятельности войск возникли серьезные проблемы и собственно в военной сфере. Кандидат военных наук полковник в отставке Александр Александров пояснил нашей газете: «По совокупному боевому потенциалу указанные соединения (бригады. — „НГ“) соответствовали
А бывший командующий
Ну а ради чего, собственно, были предприняты все эти административные ухищрения? Какова истинная цель ухода от изначального замысла преобразований в армии?
«Сегодня никто вам точно не скажет, куда делись материальные ценности на миллиарды рублей при переформировании дивизий в бригады, — говорит председатель СВВФЭС Василий Воробьев. — Во многих местах не составлялись акты приемо-передачи за подписью командиров, не использовались какие-либо другие прозрачные методики передачи или списания высвобождавшегося имущества ликвидируемых соединений, и в результате много материальных ценностей просто „растворилось в пространстве“. В таком же режиме сокращались квартирно-эксплуатационные части гарнизонов по всей стране, когда им на смену приходили сторонние ОАО, созданные для оказания аутсорсинговых услуг военным».
Аутсорсинг вообще стал ныне убедительным доказательством совсем не бескорыстных извращений первоначального замысла реформы Вооруженных сил. Обозревателю «НГ» довелось в первой половине
Все изменилось принципиально в 2006 году. Бюджет военного ведомства достиг достаточного размера, чтобы планировать какие-то ранее непозволительные расходы. Но самое главное, Сергей Иванов объявил тогда о поэтапном сокращении срока службы по призыву — до полутора лет с 1 января
Отлаженные схемы «дойки» госбюджета работали практически по всем направлениям военной реформы. Благо следственные органы вылавливают все новые и новые факты злоупотреблений недобросовестных реформаторов и связанных с ними коммерсантов. Остается лишь ждать и надеяться, что причиненный армии ущерб все-таки удастся полностью подсчитать и максимально возместить.