У нас железо, у них 3D
Министерство промышленности и торговли РФ не намерено ограничиваться разработкой указанной госпрограммы, оно также готовит ряд отраслевых программ, сразу уточнил член Общественного совета при министерстве доктор экономических наук И. Е. Дискин. Его самого не устраивает тот факт, что в утвержденной программе нет интегральных показателей, позволяющих оценить, насколько мы продвинулись в смысле повышения конкурентоспособности. Правда, имеются объективные данные, которые позволяют сделать неутешительные выводы. Российская промышленность тратит в
Достоинство новой госпрограммы, по оценке Дискина, заключается в том, что она будет способствовать переходу отечественной промышленности на новые композитные материалы, к производству редкоземельных элементов, из-за отсутствия которых сейчас не развивается ряд отраслей. Такие материалы можно приобретать в Китае, но цены там, сказал он, заоблачные. В общем, уверен эксперт, потенциал у России есть, но он не реализуется.
Первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. В. Мурычев подверг программу довольно резкой критике. По его мнению, она практически не уделяет внимания институтам развития, бизнес-структурам и научным учреждениям, не уточняет роль региональных и муниципальных властей в ее реализации. Представитель РСПП не увидел в госпрограмме и увязки с многочисленными документами стратегического планирования по разным отраслям, а также комплексного понимания того, что нужно сделать в сфере кадрового обеспечения. Крупный бизнес хотел бы видеть в госпрограмме четкие положения, связанные с вхождением России в ВТО, и знать ответы на вопросы, как отечественная промышленность адаптируется к режиму этой организации и как будут использованы возможности десятилетнего переходного периода.
Кроме того, РСПП интересует дальнейшая политика в отношении предприятий с государственным участием. Как и в какой последовательности государство собирается сокращать свое присутствие в экономике? Данная тема является одной из ключевых для деловых кругов. Необходимо также учитывать проблему бюджетирования и финансирования, добавил Мурычев. Из программы совершенно не ясно, какие средства будут выделяться на реализацию ряда ее направлений. Мероприятия, не обеспеченные финансами, в документе присутствовать не должны, подчеркнул он.
С репликой о финансах выступил директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» И. А. Николаев. Он обратил внимание коллег и журналистов на то, что госпрограмма о развитии промышленности и повышении ее конкурентоспособности, утвержденная 28 декабря, охватывает и 2012 год, на который в соответствии с ней должно быть выделено 55,5 млрд руб. «Уж не знаю, были они израсходованы или нет», — сказал он, вызвав оживление в зале.
Цифры есть, стратегии нет
Отвечать на критику пришлось председателю комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ А. В. Данилову-Данильяну, который принимал участие в разработке госпрограммы. Авторы не ставили перед собой цель предложить некие всеобъемлющие решения, впоследствии ими будут дополнительно представлены профильные программы, уточнил он. Особенность же главного документа — в новизне подхода. На первый взгляд, бюджетных средств на реализацию программы предусмотрено не очень много — 227,5 млрд руб. на весь срок действия, однако деньги будут в основном направлены на субсидирование процентной ставки, и это должно дать импульс к развитию частного предпринимательства. Такой подход поможет решить проблему нехватки кредитных ресурсов в промышленности, считает председатель комитета. В нем есть элемент риска, но оценивать риски предприятий будет не государство, а банки. Сама госпрограмма предполагает постоянную коррекцию и доработку, пояснил Данилов-Данильян.
Его пояснения не вполне удовлетворили других участников круглого стола. Прозвучали такие цифры: действие программы охватывает примерно одну пятую часть российской промышленности, на которую приходится лишь 5,5 % ВВП страны, полностью за ее рамками оказывается, например, топливно-энергетический комплекс. «Получим ли мы после ее реализации эффективную промышленность, способную к саморазвитию?» — спросил один из участников совещания. Не совсем понятно, за счет чего, цены или качества, наша индустрия будет конкурировать с иностранными производителями, а это принципиальный вопрос. Планы роста производства в автомобильной промышленности на 2013 год явно расходятся с прогнозами руководителей предприятий, при этом субсидировать автопром предполагается и далее.
В России отсутствует долгосрочная посткризисная стратегия, констатировал Данилов-Данильян. Стратегия-2020 была утверждена в конце 2008 года и сегодня, в новых реалиях, требует значительного пересмотра. А когда нет центрального стержня, разработчики отдельной госпрограммы, пытающиеся широко взглянуть на тему, могут встретить возражения со стороны других министерств и ведомств, которые оберегают свою «территорию», например Минфина или Минэкономразвития. «Нам хотелось еще многое включить в программу, но есть и правда жизни», — заметил представитель ТПП РФ. У чиновников Минпромторга России, по его определению, в значительной степени были связаны руки.
Отсутствие длинных денег для развития промышленности вызвано тем, что наши люди больше тратят, чем сберегают. Это мнение Данилова-Данильяна косвенно подтвердил и его оппонент Мурычев, заявивший, что главной проблемой 2013 года для российской экономики является отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Да и для стимулирования бизнеса, по его словам, пока ничего не делается. Аналитик из ФБК напомнил, что в федеральном бюджете на 2013 год расходы на национальную экономику сокращены примерно на 2 % по сравнению с 2012 годом, зато растет финансирование других статей. «Даны были большие обещания по расходам оборонного и социального характера. Ведь не скажешь военным, пенсионерам: мы погорячились тут, извините». Вывод очевиден: после президентских выборов власти оказались в бюджетной ловушке.
Сокращение госрасходов на экономику происходит в неблагоприятный момент — когда возрастает общая неопределенность. Между тем инвестиции в инфраструктурные проекты, особенно в транспорт, могли бы дать мультипликативный эффект, привели бы к подъему производства стройматериалов, металлургии и других отраслей, полагает Николаев. Дороговизна кредитов вовсе не проблема номер один для бизнеса и, в частности, для промышленности. Промышленность либо использует собственные средства, либо занимает деньги на международных рынках, которые сейчас переживают не лучшие времена. По последним данным Росстата, предпринимательскую активность в большей степени сдерживает возрастающая налоговая нагрузка. И снижение учетной ставки Центробанка до